Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:14, дипломная работа
Цель исследования: изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.
В соответствии с целью исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: мы предполагаем, что эффективность технологий работы социального педагога с многодетной семьей будет результатом применения комплекса профилактических мер, направленных на предупреждение трудностей, возникающих у данной категории семей.
Для реализации цели и гипотезы исследования нами были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.
3. Разработать практические рекомендации по оптимизации работы социального педагога с многодетными семьями.
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы работы социального педагога с многодетной семьей
1.1 Современная семья в условиях социально-экономического кризиса
1.2 Проблемы многодетных семей на современном этапе
1.3 Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Глава 2. Практические основы проблемы работы социального педагога с многодетной семьей
2.1 Анализ работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательных учреждений
2.2 Практические рекомендации для социального педагога по оптимизации работы с многодетной семьей
Заключение
Функция первичной социализации детей и социально-статусная функция. Семья перестала быть единственным институтом социализации, эту роль с ней разделяют школа, детские (подростковые) группы, специальные воспитательные организации, учреждения культуры. Несправедливо было бы преуменьшать их значение в сегодняшнем обществе, ведь без их участия семья не сумеет сформировать личность современного типа. Но семья продолжает оставаться важнейшим институтом социализации, и нет оснований считать, что какое-либо другое образование сможет заменить ее в обозримом будущем. [11]
В настоящее время выполнение данных функций семей затрудняется. В отношении воспитания об этом свидетельствует рост девиантного поведения у детей. В обществе также существует проблема скрытого беспризорничества, ее причины кроются в том, что для современного общества семейный образ жизни не является престижным. Социологи характеризуют эту тенденцию как социальный отказ от детей новых поколений. Скрытое беспризорничество проявляется и в благополучных семьях, где родители или одна мать трудятся на 2-3 работах и почти не видят детей и не занимаются их воспитанием. [8, 10, 1, 18]
Анализируя происходящие в современном обществе изменения, можно констатировать возрастание роли экономической, хозяйственно-бытовой, досуговой и психотерапевтической, а также гедонистической функций семьи и значительное снижение значимости репродуктивной, социально-статусной функций и функции первичной социализации ребенка.
Кризисные явления в жизни семьи многообразны:
- супружеские отношения перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства;
- почти полностью
утратилось представление о
- супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжелое и нежелательное бремя;
- разрушена иерархия
семейных отношений, утрачен
- нарушены родовые
и семейные связи между
- культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства;
- продолжает
снижаться рождаемость:
Таким образом, анализ социально-демографических показателей, анализ функционального состояния современной семьи позволяет выделить следующие тенденции:
сокращение общего количества семей;
уменьшение числа детей в семье;
ориентация репродуктивного поведения семьи на одного ребенка;
сокращение многодетных семей;
рост неполных и кризисных семей, наиболее социально уязвимых;
рост асоциальных семей, неспособных воспитывать детей.
Судя по сложившейся в обществе ситуации, слабых, экономически и психологически незащищенных семей насчитывается больше, чем успешных и благополучных. При сохранении существующих тенденций период до 2010 г. будет характеризоваться углублением кризисной ситуации в семье, негативным действием деструктивных процессов. Происходящее разрушение семьи как отрасли государства, ответственной за воспроизводство населения, будет продолжаться. Следовательно, суровая статистика вымирания населения и сокращения количества семей сохранится. Практика подтверждает, что государственные меры по социальной защите семьи всегда отражались на уровне рождаемости. В период до 2010 г. можно прогнозировать лишь небольшой рост рождаемости, благодаря увеличению численности женщин в возрастах наивысшей рождаемости (20-29 лет).
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что большинство семей и детей "группы риска" порождены общественными условиями. Для их позитивного и своевременного решения необходимо укрепление экономических основ семьи, приоритет мер общей профилактики над мерами специальной профилактики, всемерное повышение статуса роли семьи как основного института социализации детей и главной ценности государства.
На наш взгляд, в качестве первоочередных мер, стоящих перед теми, кто занимается проблемами семьи и семейной политики, являются следующие: во-первых, исследование вопросов положения семьи в современном обществе, ее функций, образа жизни и разработка конкретных рекомендаций по оказанию помощи семье, совершенствованию семейных отношений в целом; во-вторых, обеспечение неукоснительного выполнения Федерального закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», федеральных и местных программ, направленных на оказание помощи семье, защиту прав и интересов детей; в-третьих, полное бюджетное финансирование на федеральном, региональном, местном уровнях всей социальной инфрастуктуры детства: образования, здравоохранения, культуры, отдыха и спорта; в-четвертых, исключение из телевизионных программ, СМИ жестокости, насилия в жизнедеятельности семьи; пропаганда благополучных семейных отношений, верности, традиций семьи.
1.2 Проблемы
многодетных семей на
В настоящее время в РФ насчитывается более 40 млн. семей. Наиболее распространенный тип – нуклеарная семья (от лат. nucleus – ядро), состоящая из одной пары супругов с детьми или без детей. Таких семей в структуре населения РФ 2/3. Нуклеарная семья может быть полной или неполной (состоящей из одного родителя с детьми). [2]
Семья, имеющая несколько семейных ядер (прародители, их дети и внуки, либо семьи братьев и сестер), носит название расширенной. Такой тип патриархальной расширенной семьи может различаться также по наличию и отсутствию детей и по их количеству. Немногим более половины всех семей в РФ имели на момент переписи несовершеннолетних детей. Среднее количество детей на одну семью составляет 1,1, среднее количество детей в семье, их имеющей, - 1,6. Многодетных семей (имеющих трех детей и более, а в ряде территорий – пять детей и более) в стране насчитывается чуть более трех миллионов, причем большинство из них имеют 3-4 детей, а имеющие 7 детей и более составляют всего доли процента. [45]
Многодетные семьи, наиболее распространенные в России в прежние времена (в начале ХХ в. в европейской части страны каждая семья имела в среднем 8 детей), в настоящее время устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количества семей. Причем зачастую многодетность является не запланированной, а случайной (рождение близнецов либо рождение ребенка в результате неэффективности контрацепции или невозможности в силу состояния здоровья женщины прибегнуть к прерыванию беременности).
Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:
1. Семьи, многодетность
в которых запланирована (
2. Семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже – отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи.
3. Неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3-7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно.
Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших сиблингов. Это объективная закономерность, прослеженная в различных типах многодетных семей, не зависящая от имущественного и образовательного статуса родителей. [30]
Существует также
типология социального риска, т.е.
выделение семей, которые в силу
объективных или субъективных причин
находятся в состоянии
Выделяют две категории семей социального риска:
1. Семьи, актуально
нуждающиеся в социальной
2. Семьи, превентивно
нуждающиеся в социальной
Многодетные семьи относятся к первой категории семей социального риска, этим обусловлен широкий спектр проблем данной категории семей:
1) Материально-бытовые
(финансовые) проблемы. Многодетные
семьи являются наименее
2) Проблема трудоустройства
родителей. Когда мать не работ
3) Жилищная проблема
для многодетных семей в
4) Психолого-педагогические
проблемы. В благополучной многодетной
семье дети находятся в равном
положении: нет дефицита
Жилищные проблемы создают трудности в соблюдении режима дня детей. Как правило, такие семьи не имеют возможности для автономности каждого ребенка – личного уголка, своей территории с соблюдением границ, личных любимых игрушек, что зачастую приводит к затяжным длительным конфликтам между детьми. Подростки обычно рано включаются в домашние дела и часто бросают школу, начинают рано работать, имею большую вероятность приобрести вредные привычки (курение, алкоголь) и другие формы девиантного поведения.
Многодетные, особенно неполные семьи, отличаются большей безнадзорностью детей. Дети большую часть времени проводят на улице. Возникает проблема коммуникации как взрослых членов семьи, так и детей, особенно подростков. Это затрудняет процесс социализации детей и может способствовать появлению определенных проблем в дальнейшей жизни.
Информация о работе Технологии работы социального педагога с многодетной семьей