Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:14, дипломная работа
Цель исследования: изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.
В соответствии с целью исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: мы предполагаем, что эффективность технологий работы социального педагога с многодетной семьей будет результатом применения комплекса профилактических мер, направленных на предупреждение трудностей, возникающих у данной категории семей.
Для реализации цели и гипотезы исследования нами были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.
3. Разработать практические рекомендации по оптимизации работы социального педагога с многодетными семьями.
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы работы социального педагога с многодетной семьей
1.1 Современная семья в условиях социально-экономического кризиса
1.2 Проблемы многодетных семей на современном этапе
1.3 Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Глава 2. Практические основы проблемы работы социального педагога с многодетной семьей
2.1 Анализ работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательных учреждений
2.2 Практические рекомендации для социального педагога по оптимизации работы с многодетной семьей
Заключение
2. Повышение
эффективности социально-
Нами был разработан комплекс мер и формы работы, способствующие эффективности реализации технологий работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательного учреждения. Основное внимание мы уделили комплексу превентивных и профилактических мер, предупреждающих появление проблем у многодетных семей. Применение этих рекомендаций обеспечит повышение эффективности технологий работы социального педагога с многодетной семьей. Таким образом, мы считаем, что цель исследования достигнута, гипотеза доказана.
Вместе с тем,
вопросы технологий работы социального
педагога с многодетной семьей не ограничиваются рамками
нашего исследования. Дальнейшей разработки
требуют такие вопросы, как психолого-медико-
Библиографический список
1. Астоянц, М.С.
Социокультурная детерминация
2. Бергер, В. Нуклеарная
семья как первооснова
3. Василькова, Ю.В.
Методика и опыт работы
4. Госпорьян, А., Новикова, М. О системе социального обслуживания семьи детей / А. Госпорьян, М. Новикова // Социальное обеспечение. – 2004. - с.24-30.
5. Госпорьян, А., Новикова, М. Тенденции развития семьи в России / А. Госпорьян, М. Новикова // Социальное обеспечение. – 2005. - № 24. – с.4-7.
6. Гуров, В.Н.
Социальная работа
7. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали // Социальная педагогика. - 2005. - № 2. – с. 76-78.
8. Дубошеева,
И.М. Социальная работа по
9. Занько, С. О
межведомственном
10. Захарченко, Е. Особенности современной социально-педагогической ситуации / Е. Захарченко // Социальная педагогика. - 2005. - № 2. – с. 28-32.
11. Землянухина,
Н. Влияние внутрисемейных
12. Искусство
общения с детьми –
13. Конаржевский,
Ю.А. Менеджмент и
14. Королева, Г.Н.
Взаимодействие с сетью
15. Кубланова, Н.М. Современное состояние института семьи: функциональный срез / Н.М. Кубланова // Отечественный журнал социальной работы. – 2003. - № 2. – с. 34-38.
16. Куприна, В.
Общественные организации и
17. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб. пособие / Тамара Владимировна Лодкина. – М.: Изд. центр "Академия", 2003. – 192 с.
18. Манукян, Э.
Региональные особенности
19. Олифиренко, Л.Я.,
Шульга, Т.И., Дементьева, И.Ф. В помощь
социальным педагогам
20. Олифиренко, Л.Я.
Социальная поддержка детей "
21. Осипова, И.И.
Установление контактов с
22. Павленок, П.Д. Системный подход в социальной работе / П.Д. Павленок // Отечественный журнал социальной работы. – 2005. - № 2. – с. 8-16.
23. Павленок, П.Д. Теория, история и методология социальной работы / П.Д. Павленок: Учеб. пособие – 2-е изд., переработ. и доп. – М.: Издательско-торговая компания "Дашков и Ко", 2005. – 215 с.
24. Першикова,
В.В. Социальный патронаж
25. Повышение самооценки и развитие социальных навыков у детей и подростков // Социальная педагогика. – 2005. - № 1. – с. 58-60.
26. Погребняк,
Л.П. Управление
27. Попов, В.Г.,
Холостова, Е.И. Социальная
28. Проневская, И.В.
Деформация внутрисемейных
29. Проневская, И.В.
Образ семьи в средствах
30. Попеное, Д. Как восстановить нуклеарную семью в современном обществе / Д. Попеное // Вестник Московского ун-та. Сер. 18. Социология и политология. – 2003. - № 3. – с. 101-106.
31. Саленко, Н. Конкурс многодетных семей / Н. Саленко // Социальное обеспечение. – 2004. - № 12. – с. 14-22.
32. Сергеева, Е.А. Оценка потребностей уязвимых семей в социальной помощи / Е.А. Сергеева // Отечественный журнал социальной работы. – 2006. - № 1. – с. 31-37.
33. Сергеева, Е.А. Специфика политики социальной поддержки уязвимых категорий населения / Е.А. Сергеева // Отечественный журнал социальной работы. – 2005. - № 4. – с. 35-46.
34. Сергеева, Е.А. Специфика социальной защиты уязвимых семей в Смоленской области / Е.А. Сергеева // Отечественный журнал социальной работы. – 2005. - № 1. – с. 58-61.
35. Солнышкина, М.Г. Роль социальных технологий в становлении и развитии теории и практики социальной работы / М.Г. Солнышкина // Отечественный журнал социальной работы. – 2003. - № 2. – с. 30-33.
36. Социальная работа / Под общ. ред. проф. В.И. Курбатова: Учеб. пособие. – 4-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 480 с. (Высшее образование)
37. Социальная работа: Теория и организация: Учеб. пособие / Под ред. П.П. Украинец. – Минск: ТетраСистемс, 2005. – 288 с.
38. Сперанский, А. Изгои в классе / Андрей Сперанский // Социальная педагогика. - 2005. - № 1. – с. 77-78.
39. Теория и методика социальной работы / Под ред. С.И. Григорьева. – М.: Владос, 1994. – 220 с.
40. Теория и методика социальной работы / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Союз, 1999. – 118 с.
41. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учеб. пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2006. – 596 с.
42. Третьяков,
П.И. Адаптивное управление
43. Уханова, Т. О социальном воспитании детей / Т. Уханова // Социальное обеспечение. – 2004. - № 5. – с. 20-24.
44. Фирсов, М.В., Студенова, Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / Михаил Васильевич Фирсов, Елена Геннадьевна Студенова. – М.: Владос, 2004. – 320 с.
45. Холостова, Е.И. Социальная работа с семьей: Учеб. пособие / Евдокия Ивановна Холостова. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2006. – 212 с.
46. Хухлина, В.В.
Семья и дети в зеркале
47. Шеляг, Т. Социальный статус многодетных семей и их способность к самопомощи / Татьяна Шеляг // Социальная педагогика. – 2005. - № 1. – с.31-42
48. Шептенко, П.А.,
Воронина Г.А. Методика и
49. Шмелева, Н.Б., Васильев, А.А. Проблемы современной семьи и реализация основных направлений семейной политики в Ульяновской области / Н.Б. Шмелева, А.А. Васильев // Отечественный журнал социальной работы. – 2006. – № 2. – стр. 59-63.
50. Шульга, Т.И.
Работа с неблагополучной
Приложение 1
Таблица 4 - Показатели неблагополучия семьи
Критерии семейного неблагополучия |
Качественные показатели семейного неблагополучия |
Характеристика
показателей семейного |
Структурные нарушения семьи |
Юридически фактически неполная семья. Нарушения взаимоотношений в семье |
Семья состоит из несовершеннолетнего и одного из его родителей, при этом со вторым родителем всякие отношения отсутствуют: родитель умер. |
Юридически полная, но фактически неполная семья. Неучастие одного из родителей в воспитании, дефицит внимания |
Семья юридически полная, но фактически состоит из несовершеннолетнего и одного из родителей, при этом второй, юридически зарегистрированный родитель, воспитанием ребенка фактически не занимается. | |
Юридически неполная, но фактически полная семья – трудности идентификации с родителями |
Ребенок воспитывается
фактически своими родителями, а надлежащее
юридическое оформление родительских
и/или брачных отношений | |
Регистрация отцовства |
Установлено по суду, либо зарегистрировано по собственному заявлению родителей или со слов матери | |
Нарушения воспитательных позиций |
Родители с негативными характеристиками: нарушения социализации, усвоение асоциальных норм и правил, отсутствие моральных суждений. Беззащитность. Чувство опасности. Нарушение привязанностей. |
Кто-либо из членов семьи совершил преступление. Выявлены пьянство и алкоголизм, а также систематические конфликты (скандалы, драки). Развратное поведение родителей. Отсутствие у родителей желания заботиться о своих детях. Отсутствие эмоциональных связей между детьми и родителями |
Родители с ограниченными воспитательными возможностями. Безнадзорность, беспризорность. Педагогически несостоятельная семья. Неуважение личности ребенка. Неумение членами семьи уважать других. Смысловые барьеры. Появление разных ценностей. Отсутствие понимания. Непонимание, уход детей из семьи. Безнадзорность. Свободное времяпровождение |
Родители "не могут" воспитывать детей (занятость матери на работе, занятость родителей в силу недостаточно высоких заработков одного из них). Родители "не умеют" воспитывать детей (отношения с детьми строятся на авторитете власти); отсутствие у родителей навыков ухода за младшими братьями (сестрами) в силу уменьшения количества детей в семьях. Отставание родителей в образовании от своих несовершеннолетних детей. Затруднения родителей и детей в личных взаимоотношениях. Сокращение сферы совместной деятельности и недостаточность навыков внутрисемейного общения, в том числе ограничение участия детей в домашнем хозяйстве. | |
Нарушения экономического и материально-бытового характера |
Доход на одного члена семьи. Нужды не удовлетворяются; ограниченность возможностей обучения и воспитания. Отсутствие умения распределять материальные средства разумно. Покупка внимания детей – откупаются от детей. |
Низкий уровень дохода (денег не хватает от зарплаты до зарплаты). Ниже среднего прожиточного минимума (денег едва хватает на питание). Средний (денег хватает на питание и некоторые покупки). Выше среднего прожиточного минимума (денег хватает на питание, образование, отдых). Высокий уровень (денег хватает на все виды жизнедеятельности семьи). |
Жилищные условия семьи. Отчужденность, нежелание принимать друзей. Затруднение общения с детьми и их сверстниками. Затруднения приема друзей. |
Наличие отдельной квартиры. Метраж на одного члена семьи. Наличие отдельной комнаты у несовершеннолетнего. Проживание в неблагоустроенном жилье. Проживание в коммунальной квартире. | |
Нарушения значимых личностных качеств родителей |
Образование родителей. Их педагогическая несостоятельность. |
Малограмотные
(образование 4 класса). Образование 5-7
классов. Образование 8-9 классов. Среднее
образование. Средне-специальное |
Квалификация родителей. Трудности применения гибких методов. |
Неквалифицированные рабочие (разнорабочие, дворники и т.д.). Малоквалифицированные рабочие (сфера обслуживания, торговля и т.д.). Квалифицированные рабочие предприятий, строек. ИТР и служащие без высшего образования | |
Фактическая занятость родителей на производстве (безнадзорность). Свободное времяпровождение |
Количество рабочих
дней в году (средний показатель).
Продолжительность рабочей | |
Нарушения значимых качеств личности детей |
Снижение успеваемости детей |
Отсутствие мотивации к обучению, уклонение от учебы. Конфликты с педагогами и родителями. Снижение умственной и общей работоспособности. Отставание в развитии |
Дефицит общения |
Агрессивное поведение по отношению к сверстникам. Неумение выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. Аутизм. | |
Нарушения поведения |
Правонарушения. Безответственность. Асоциальное поведение. Делинквентное поведение. | |
Нарушения супружеских отношений |
Время вступления в брак, отсутствие представлений о роли отца и матери |
Ранний возраст вступления в брак. Поздний возраст вступления в брак. |
Разногласия в понимании функций семьи. Отсутствие знаний о браке |
Национальная
гетерогенность супругов. Гетерогенность
социального положения |
Приложение 2
Таблица 5 - Список многодетных семей МОУ СОШ № 19 2006-2007 учебный год
№ п/п |
Ф.И.О. родителей |
Дата рождения |
Место работы |
Ф.И.О. детей |
Дата рождения |
Место учебы |
Статус семьи |
1 |
Ладцева Евгения Леонидовна Идиотулин Александр Александрович |
11.03.1974 02.01.1956 |
Декретный отпуск КнААПО, ц.12, теплотехник |
1. Ладцев Дмитрий Сергеевич 2. Ладцева Валентина Олеговна 3. Идиотулина Алина |
14.03.1995 05.06.1997 |
5Б, КРО, сш 19 3, сш 19 неорг. |
малообеспеченная, полная, неблагополучная 4 категории |
2 |
Абрамова Светлана Николаевна Пономатев Николай Борисович (в разводе) |
26.09.1975 07.08.1971 |
н/р Нефтезавод |
Пономаревы: 1. Ирина 2. Александра 3. Игорь |
08.11.1998 25.02.2000 24.05.1994 |
2 кл. КРО, шк. №8 1 кл. шк. 19 5Б, сш 19 |
малообеспеченная, полная, неблагополучная 4 категории |
3 |
Марьяшина Инесса Николаевна Марьяшин Виктор Валентинович |
26.08.1969 27.06.1962 |
не работает не работает |
Марьяшины: 1. Валентина Викторовна 2. Иван Викторович 3. Владимир Викторович |
24.05.1989 17.05.1991 07.04.1994 |
д/отпуск 8 кл. шк. №19 шк. № 24 |
малообеспеченная, полная, неблагополучная 3 категории |
4 |
Саприна Светлана Владимировна |
09.06.1971 |
не работает |
1. Саприн Владимир Владимирович 2. Мелихов Константин Викторович 3. Саприна Анна Викторовна |
20.03.1990 05.08.1993 08.09.1998 |
ПУ-26 7 кл. сш 19 2 кл. КРО шк. № 8 |
малообеспеченная, неполная, одинокая мать, неблагополучная 3 категории |
5 |
Белеменко Татьяна Викторовна |
Декретный отпуск |
Белеменко: 1. Александр 2. Анна 3. Илья |
08.11.1991 24.08.1990 14.07.2003 |
8 кл. сш. 19 8 кл. сш. 19 н/орг. |
малообеспеченная, неполная, неблагополучная 4 категории | |
6 |
Жердева Алла Никитична |
01.01.1965 |
Декретный отпуск |
Жердевы: 1. Никита Юрьевич 2. Татьяна Юрьевна 3. Максим 4. Оксана 5. Елена |
11.07.1985 17.07.1992 01.08.1995 08.08.1997 |
8А, сш. 19 5Б КРО, сш 19 3 кл. сш 19 |
малообеспеченная, неполная, неблагополучная 4 категории |
7 |
Шерпетис Татьяна Валерьевна Шерпетис Игорь Иозо |
18.01.1978 06.12.1972 |
не работает шк. № 19, рабочий |
Шерпетис: 1. Екатерина 2. Иван 3. Александра 4. Дарья |
03.10.1993 25.01.1995 02.05.1998 30.01.2001 |
7 кл. сш. 19 1 кл КРО шк. 41 |
малообеспеченная, полная, неблагополучная 4 категории |
8 |
Ирзайкина Наталья Николаевна |
08.09.1970 |
детский сад |
1. Якимов Артем Васильевич 2. Якимов Денис Васильевич 3. Ирзайкин Владимир Владимирович |
18.07.1989 18.11.1992 10.11.1995 |
9 кл. СШИ-1 7 кш. сш. 19 4 кл. СШИ |
малообеспеченная, неполная, неблагополучная 4 категории |
9 |
Ломоносова Татьяна Викторовна Павлов Александр Александрович |
16.06.1973 22.08.1959 |
не работает ООО "Автоэкспресс", водитель |
1. Ломоносов Руслан 2. Ломоносова Анастасия 3. Павлова Александра 4. Павлов Максим |
19.03.1994 09.04.1997 29.02.2004 02.06.2005 |
6 кл. сш. 19 3 кл. сш. 19 н/орг. н/орг. |
малообеспеченная, полная, неблагополучная 4 категории |
10 |
Опалей Оксана Анатольевна Опалей Константин Витальевич |
05.02.1969 28.12.1960 |
Помощник мирового судьи, уч-к 38 Юридич. конс., адвокат |
Опалей: 1. Владислав 2. Полина 3. Антонина |
23.11.1988 24.01.1995 01.10.1998 |
6 кл. сш. 19 2 кл. шк. 24 |
благополучная, полная |
11 |
Макарова Ольга Егоровна |
10.08.1968 |
Декретный отпуск |
Комаровы: 1. Наталья 2. Евгений 3. Данил |
03.06.1989 09.02.1995 18.07.2002 |
11 кл. сш. 19 ПУ н/орг |
малообеспеченная, неполная (вдова), неблагополучная 4 категории |
12 |
Мартьянова Ольга Петровна |
23.12.1969 |
Не работает |
Мартьяновы: 1. Виктор Олегович 2. Валентина Анатольевна 3. Леонид Александрович 4. Андрей Александрович 5. Константин Александрович 6. Леоненко Алена 7. Наталья Александровна |
03.10.1988 22.03.1992 13.07.1997 30.08.1998 21.11.2001 09.10.1994 09.07.2003 |
7 кл. сш. 19 н/орг. н/орг. н/орг. 4 кл. СШИ-1 |
малообеспеченная, неполная (одинокая мать), неблагополучная 3 категории |
13 |
Нечаенко Анна Владимировна Засухин Павел Сергеевич |
03.01.1973 |
не работает КнААПО, у. 16 |
Нечаенко: 1. Анастасия Игоревна 2. Владимир Игоревич 3. Засухина Катерина Павловна |
11.08.1990 24.06.1997 20.04.2003 |
лицей № 2 3 кл. СОШ 19 н/орг. |
малообеспеченная, полная, неблагополучная 4 категории |
14 |
Дорошенко Наталья Юрьевна Дорошенко Александр Николаевич |
02.05.1976 02.02.1981 |
не работает Дакгомз, грузчик |
1. Баркунов Роман Сергеевич 2. Баркунова Елена Сергеевна 3. Дорошенко Анастасия Александровна 4. Баркунова Юлия Александровна |
13.04.1995 13.12.1996 23.04.1999 28.03.2003 |
5 кл. сш. 19 3 кл. КРО сш. 19 |
малообеспеченная, полная, неблагополучная 4 категории |
15 |
Храмцова Татьяна Алексеевна Шестаков Юрий Александрович |
18.11.1975 19.10.1985 |
не работает не работает |
Храмцовы: 1. Евгения Денисовна 2. Валентина Денисовна 3. Екатерина Денисовна 4. Василий Денисович |
01.04.1996 18.06.1993 29.06.1998 20.02.2000 |
4 кл. сш. 19 7 кл. сш. 19 2 кл. шк. № 19 н/орг |
малообеспеченная, полная, неблагополучная 4 категории |
16 |
Иванова Ольга Михайловна |
29.06.1968 |
не работает |
1. Иванова Снежанна Евгеньевна 2. Иванов Дмитрий Евгеньевич 3. Месюра Артем Евгеньевич 4. Месюра Максим Евгеньевич |
29.09.1988 01.10.1991 09.06.1994 15.07.1996 |
Вш -2 9 кл. СШИ-1 6 кл. шк. № 19 3 кл. КРО шк. № 19 |
малообеспеченная, неполная (вдова), неблагополучная 1 категории |
17 |
Чеплина Надежда Анатольевна |
21.04.1976 |
ООО "Амурлифт", лифтер-обходчик |
1. Чеплин Артем Андреевич 2. Чеплин Виктор АндрееВИЧ 3. Коновалов Алексей |
24.02.1993 24.04.1994 27.09.2001 |
8 кл. шк. № 30 7 кл. шк. № 19 д/с № 134 |
малообеспеченная, неполная, неблагополучная 4 категории |
Информация о работе Технологии работы социального педагога с многодетной семьей