Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:14, дипломная работа
Цель исследования: изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.
В соответствии с целью исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: мы предполагаем, что эффективность технологий работы социального педагога с многодетной семьей будет результатом применения комплекса профилактических мер, направленных на предупреждение трудностей, возникающих у данной категории семей.
Для реализации цели и гипотезы исследования нами были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.
3. Разработать практические рекомендации по оптимизации работы социального педагога с многодетными семьями.
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы работы социального педагога с многодетной семьей
1.1 Современная семья в условиях социально-экономического кризиса
1.2 Проблемы многодетных семей на современном этапе
1.3 Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Глава 2. Практические основы проблемы работы социального педагога с многодетной семьей
2.1 Анализ работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательных учреждений
2.2 Практические рекомендации для социального педагога по оптимизации работы с многодетной семьей
Заключение
Приложение 3
Таблица 6 - Факторы и причины трудновоспитуемости
Социально-педагогические факторы |
Психолого-педагогические причины |
1. Семейное воспитание: - отрицательный
пример родителей, их - самоустранение родителей от воспитания детей; - психолого-педагогическая
безграмотность и - нарушение структуры семьи; - неудовлетворительный психологический климат в семье, наличие конфликтов; - недостаток общения родителей с детьми; - аффективность в обращении с ребенком; - антипедагогические меры воздействия на ребенка; - отрицательная
гигиеническая обстановка в |
1. Определяющие
смысловую направленность - влияние негативного
опыта социально-бытовых - отсутствие опыта коллективных отношений в общении с другими людьми; - доминирование
индивидуалистических - дефицит положительных референтных влияний. |
2. Школа: - низкая культура обслуживающего персонала; - неудовлетворительная
учебно-материальная база - недостаточный уровень квалификации педагогов; - нежелание учителя
понимать своеобразие - слабая психолого- - непостоянная, эпизодическая связь учителей с родителями; - формальная работа родительских комитетов; - отсутствие
во многих педагогических слабая связь
школ с медико-психолого- |
2. Определяющие
характер взаимоотношений - неудовлетворительный эмоциональный климат во взаимоотношениях взрослых и детей (недоверие, тревожность, пессимизм, скука, инертность, недоброжелательность); - неумение ребенка
использовать адекватные - неприятие детей взрослыми; - негибкость родителей в отношениях с детьми; - непоследовательность
родителей в обращении с - общение взрослых
и детей на основе ложных
представлений о родительском
авторитете (педантизма родителей;
физическое, моральное подавление
ребенка; подкуп ребенка и др.) |
Приложение 4
Таблица 7 - Типизация трудных учащихся
Ведущие недостатки личности |
Преобладающие причины соответствующего поведения |
Способы преодоления причин соответствующего поведения |
1. Грубость |
а) аффективность, невыдержанность, возбудимость нервной системы; б) самоуверенность, заносчивость в) несправедливо обиженные, нашедшие поддержку со стороны плохих людей |
- создание спокойной обстановки; - помощь врача и психолога. - необходим постоянный анализ поведения подростков; - включение их в коллективную деятельность; - воспитание
у подростков умения - чуткий подход к учащимся, убеждая их на конкретных примерах в том, что доля плохих людей ничтожно мала; - обучение подростков умению понимать людей. |
2. Лень |
а) безвольность, неумение преодолевать трудности; б) полное безразличие к учебе; в) переоценка собственных способностей |
- необходимо
создать такие условия, где
постепенно будет нарастать - развенчание ложных авторитетов. - использование всевозможных педагогических средств, чтобы разбудить у подростка любознательность и желание учиться. - оценка на
конкретных примерах |
3. Замкнутость,
стремление находиться вне |
а) самоуверенность, противопоставления себя коллективу; б) кем-то несправедливо обиженные или третируемые; в) какие-то недостатки
(маленький или слишком |
- развенчание завышенной самооценки; - выявление причин обиды и коррекция поведения; - тактичные беседы с подростком, разговоры с ним "по душам"; - обращение к
другим подросткам не обращать
внимание на недостатки |
4. Склонность к правонарушениям |
а) инициаторы, организаторы, руководители неблаговидных поступков; б) исполнители, легко поддающиеся дурному влиянию; в) действующие в одиночку. |
- использовать
их энергию в различных - привлечь к положительной деятельности, способствующей исправлению. - вовлечь в
коллективную захватывающую |
Приложение 5
Таблица 8 - Типология детей с девиантным поведением и методика работы с ними
Типология |
Основные характеристики, особенности школьников |
Задачи, примеры, виды деятельности и формы работы |
"Условно благополучные" |
В этой группе отклонения от нормы в нравственном развитии незначительны. У педагогов и других лиц они беспокойства не вызывают. Отношение к учебной деятельности в основном положительное, но различной степени стойкости. Нарушения дисциплины не характерны для поведения, в основном ситуативны. На учете в инспекции могут стоять из-за случайно совершенного проступка. |
Особенностью педагогических воздействий является их умеренность. Норма в данном случае – соблюдение педагогического такта, избежание заласкивания и излишней грубости, а также – разумная требовательность. Главным направлением педагогической работы является оптимизация деятельности школьников. Досуг берется под контроль. Важное направление – содействовать развитию положительных качеств в ребенке. |
"Непослушные" |
Основная черта у подростков в качестве новообразования – отрицательное отношение к учебной деятельности. Нежелание учиться может быть весьма стабильным. Наблюдается расслабление воли. Нарушение дисциплины может быть стойким и нестойким. Несовершеннолетние сознают недостойность своего поведения, но и положительные примеры не стали их убеждениями. На этом уровне находятся чаще всего дети, имеющие слабый тип нервной деятельности. Начинает возникать эмоционально-смысловой барьер. Отмечается стремление уйти из-под контроля семьи. |
Здесь выдвигается и решается неотложная
задача – удержать от правонарушения.
Необходимо активно использовать словесные
методы педагогического воздействия,
развивать познавательные интересы и
потребности, установить шефство над подростком,
вовлечь его в конструкторско- |
"Дезорганизаторы" |
Ведущим новообразованием в поведении становится стремление подростка к дезорганизации официального порядка. Дезоргани-зованность выступает как средство социальной защиты и компенсации ущербности, переживаемой несовершеннолетним. По этой причине у подростка наблюдается индивидуализм, неуживчивость, стремление к привилегированному положению, притеснение слабых, тяга к бесцельному времяпрепровождению. Недисциплинированность становится нормой поведения. Ее проявления стойки и осмысленны. Нередко подросток выступает и как организатор беспорядков, однако проступки имеют большей частью ситуативный характер. |
Рекомендуется усиление жесткости мер дисциплинарного воздействия и контроля за выполнением правил для учащегося. Ни один проступок не должен оставаться незамеченным и не разобранным вместе с подростком. Следует усилить правовую пропаганду. Рекомендуется включить подростка в интересную общественно полезную деятельность, проводимую совместно с его сверстниками. |
"Неподдающиеся" |
Наблюдается устойчивый комплекс негативного отношения к учебной деятельности. Недисциплинированность и стойкая пассивность в учебной группе. Ярко проявляются асоциальные действия, цинизм, грубость, озлобленность, агрессивность и осознанность совершаемых проступков. Нередко эти проявления выступают средством психологической защиты. По мере усиления личностных деформаций (под влиянием группового давления и внутренних ориентации) ослабляется и искажается система самоконтроля и саморегуляции. Самооценка извращена. Наблюдается невосприимчивость к педагогическим влияниям. |
Взрослым следует категорично и строго соблюдать обязательные требования, однако, в доброжелательном тоне. На первом месте – индивидуальный подход к ребенку и влияние через коллектив. Принцип доверия должен сочетаться со строгим систематическим контролем. Возможен метод взрыва и изоляции. Меры по оздоровлению условий жизни и воспитания подростков, удержание их от перехода на преступный путь. Внушение неотвратимости наказания. Необходимо вызвать острый интерес к какой-либо положительной деятельности и, по возможности, включиться в нее. |
Приложение 6
Таблица 9 - План работы с неблагополучными семьями МОУ СОШ № 19 2006/2007 учебный год
№ п/п |
Содержание |
Дата |
Ответственный |
1 |
Заседание совета профилактики. Совместная работа с КДН, ПДН по принуждению к воспитанию учащихся |
сентябрь |
Директор Социальный педагог |
2 |
Рейд "Семья" совместно с ПДН. Составление списков неблагополучных семей. Собеседование с классными руководителями по составлению карты класса и семей. Итоги обследования семей 1-х классов и постановка их на учет |
октябрь |
ПДН, Социальный педагог Зам.директора по ВР Родительский комитет Кл. руководители |
3 |
Административный
совет по оформлению заключений о
привлечении родителей к |
ноябрь |
Директор Социальный педагог |
4 |
Посещение неблагополучных семей Организация собеседования с родителями из неблагополучных семей |
декабрь |
Инспектор ПДН Социальный педагог Кл. руководители |
5 |
Заседание совета профилактики Отчет классных руководителей о работе с неблагополучными семьями |
январь |
ПДН Директор Социальный педагог |
6 |
Посещение неблагополучных семей |
в течение года |
Кл. руководители Социальный педагог Инспектор ПДН |
7 |
Обследование
микроучастка школы по спискам ЖЭУ
с целью выявления |
март |
Зам. директора по ВР Социальный педагог Учителя 3-4 классов |
8 |
Рейд "Семья" совместно с ПДН Собеседование по организации летнего отдыха учащихся из неблагополучных семей. Административный совет по оформлению документов о наказании родителей. Отчет о работе с неблагополучными семьями |
в течение года |
Директор Социальный педагог Кл. руководители |
9 |
Организация летней занятости учащихся из неблагополучных семей в пришкольный лагерь |
май |
Социальный педагог Кл. руководители |
10 |
Профилактические беседы с учащимися, состоящими на учете, и их родителями |
в течение года |
Инспектор ПДН Социальный педагог |
11 |
Совет профилактики |
в течение года |
Директор |
12 |
Беседы инспектора ПДН об ответственности за правонарушения |
в течение года |
Инспектор ПДН |
13 |
Оказание своевременной социальной помощи нуждающимся |
в течение года |
Социальный педагог |
Приложение 7
Таблица 10 - План мероприятий по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Организационные мероприятия: Выявление детей группы риска |
в течение года |
Кл. руководители, Социальный педагог |
2 |
Составление банка данных неблагополучных семей, детей группы риска |
сентябрь |
Социальный педагог |
3 |
Контроль за посещаемостью и успеваемостью учащихся, состоящих на ВШ учете, ПДН |
в течение года |
Кл. руководители, Социальный педагог |
4 |
Проведение освидетельствования по выявлению подростков, употребляющих наркотические вещества |
апрель |
Социальный педагог |
5 |
Организация занятости учащихся группы риска во внеурочное время в кружках и секциях |
в течение года |
Зам. по ВР Социальный педагог |
6 |
Индивидуальное трудоустройство подростков школы в течение года |
в течение года |
Зам. по ВР Социальный педагог |
7 |
Мероприятия по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании |
в течение года |
Зам. по ВР Социальный педагог |
8 |
Социальные занятия
в краевом медико-педагогическо |
в течение года |
Кл. руководители |
9 |
Беседы нарколога |
в течение года |
Н.Г. Пастухова |
10 |
Проведение психодиагностики и консультации по результатам психолога и социального педагога |
в течение года |
Психолог Социальный педагог |
11 |
Составление административных писем, ходатайств и других документов; направление документации в КДН, ПДН и другие службы |
в течение года |
Директор Социальный педагог |
Мероприятия
по совершенствованию нормативно- Комплексные меры по организации и проведении работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | |||
1 |
Проведение акций "Помоги собраться в школу", "Подросток", "Гарантии права на общее образование каждому подростку", "Я выбираю здоровье", "Нет наркотикам" |
в течение года |
Зам. по УВР Социальный педагог |
2 |
Разработка совместного плана с ПДН, наркологическим диспансером, краевым медико-педагогическим центром |
в течение года |
|
3 |
Совместная работа с ЦСРН, КДН, ПДН, КЦСОН, ОСППС |
в течение года |
Администрация Социальный педагог Кл. руководители |
4 |
Организация мероприятий в рамках программы "Здоровье", "Профориентация", "Воспитание гражданина" |
||
5 |
Индивидуальные консультации по выбору профессии |
||
6 |
Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися |
||
7 |
Осуществление обмена необходимой информации с учителями-предметниками |
в течение года |
|
Работа с семьей |
|||
1 |
Выявление неблагополучия в семьях |
в течение года |
Социальный педагог Кл. руководители |
2 |
Проведение рейдов "Семья" |
в течение года |
Администрация Социальный педагог Кл. руководители |
3 |
Проведение родительских общешкольных собраний, родительских лекториев |
||
4 |
Выявление детей, не проживающих с родителями и воспитывающихся в семьях родственников |
в течение года |
Социальный педагог Кл. руководители |
5 |
Консультации узких специалистов для родителей |
в течение года |
Социальный педагог Психолог |
6 |
Приглашение родителей на совет профилактики |
в течение года |
Социальный педагог |
7 |
Беседы и разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания |
в течение года |
Администрация Социальный педагог Кл. руководители |
Информация о работе Технологии работы социального педагога с многодетной семьей