Технологии работы социального педагога с многодетной семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:14, дипломная работа

Описание

Цель исследования: изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.
В соответствии с целью исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: мы предполагаем, что эффективность технологий работы социального педагога с многодетной семьей будет результатом применения комплекса профилактических мер, направленных на предупреждение трудностей, возникающих у данной категории семей.
Для реализации цели и гипотезы исследования нами были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.
3. Разработать практические рекомендации по оптимизации работы социального педагога с многодетными семьями.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы работы социального педагога с многодетной семьей
1.1 Современная семья в условиях социально-экономического кризиса
1.2 Проблемы многодетных семей на современном этапе
1.3 Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Глава 2. Практические основы проблемы работы социального педагога с многодетной семьей
2.1 Анализ работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательных учреждений
2.2 Практические рекомендации для социального педагога по оптимизации работы с многодетной семьей
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Технологии работы социального педагога с многодетной семьей.doc

— 691.00 Кб (Скачать документ)

 

Приложение 3

Таблица 6 - Факторы  и причины трудновоспитуемости

Социально-педагогические факторы

Психолого-педагогические причины

1. Семейное воспитание:

- отрицательный  пример родителей, их аморальный  образ жизни;

- самоустранение  родителей от воспитания детей;

- психолого-педагогическая  безграмотность и беспомощность  отцов и матерей;

- нарушение структуры  семьи;

- неудовлетворительный психологический климат в семье, наличие конфликтов;

- недостаток  общения родителей с детьми;

- аффективность  в обращении с ребенком;

- антипедагогические  меры воздействия на ребенка;

- отрицательная  гигиеническая обстановка в семье  (в том числе и "психическая гигиена")

1. Определяющие  смысловую направленность отношений:

- влияние негативного  опыта социально-бытовых отношений,  приобретенного в результате  действий отрицательных факторов;

- отсутствие  опыта коллективных отношений  в общении с другими людьми;

- доминирование  индивидуалистических настроений  аффективного происхождения;

- дефицит положительных  референтных влияний.

2. Школа:

- низкая культура  обслуживающего персонала;

- неудовлетворительная  учебно-материальная база школы;

- недостаточный уровень квалификации педагогов;

- нежелание учителя  понимать своеобразие личностного  развития ребенка;

- слабая психолого-педагогическая  помощь школы семье;

- непостоянная, эпизодическая связь учителей  с родителями;

- формальная  работа родительских комитетов;

- отсутствие  во многих педагогических коллективах  социальных педагогов, психологов;

слабая связь  школ с медико-психолого-педагогическими  службами и центрами.

2. Определяющие  характер взаимоотношений взрослых  и детей:

- неудовлетворительный  эмоциональный климат во взаимоотношениях взрослых и детей (недоверие, тревожность, пессимизм, скука, инертность, недоброжелательность);

- неумение ребенка  использовать адекватные средства  индивидуальной защиты;

- неприятие детей  взрослыми;

- негибкость  родителей в отношениях с детьми;

- непоследовательность  родителей в обращении с детьми;

- общение взрослых  и детей на основе ложных  представлений о родительском  авторитете (педантизма родителей;  физическое, моральное подавление  ребенка; подкуп ребенка и др.).


 

Приложение 4

Таблица 7 - Типизация  трудных учащихся

Ведущие недостатки личности

Преобладающие причины соответствующего поведения

Способы преодоления  причин соответствующего поведения

1. Грубость

а) аффективность, невыдержанность, возбудимость нервной  системы;

б) самоуверенность, заносчивость

в) несправедливо  обиженные, нашедшие поддержку со стороны  плохих людей

- создание спокойной  обстановки;

- помощь врача  и психолога.

- необходим постоянный  анализ поведения подростков;

- включение их  в коллективную деятельность;

- воспитание  у подростков умения подчиняться.

- чуткий подход  к учащимся, убеждая их на конкретных  примерах в том, что доля  плохих людей ничтожно мала;

- обучение подростков  умению понимать людей.

2. Лень

а) безвольность, неумение преодолевать трудности;

б) полное безразличие  к учебе;

в) переоценка собственных  способностей

- необходимо  создать такие условия, где  постепенно будет нарастать напряжение, требующее волевых усилий;

- развенчание  ложных авторитетов.

- использование  всевозможных педагогических средств, чтобы разбудить у подростка любознательность и желание учиться.

- оценка на  конкретных примерах собственных  достоинств.

3. Замкнутость,  стремление находиться вне коллектива

а) самоуверенность, противопоставления себя коллективу;

б) кем-то несправедливо обиженные или третируемые;

в) какие-то недостатки (маленький или слишком высокий  рост, особенности внешности физические, например, заикание, плохое зрение и  др.)

- развенчание  завышенной самооценки;

- выявление причин  обиды и коррекция поведения;

- тактичные беседы  с подростком, разговоры с ним  "по душам";

- обращение к  другим подросткам не обращать  внимание на недостатки одноклассника.

4. Склонность  к правонарушениям

а) инициаторы, организаторы, руководители неблаговидных поступков;

б) исполнители, легко поддающиеся дурному влиянию;

в) действующие  в одиночку.

- использовать  их энергию в различных поручениях.

- привлечь к  положительной деятельности, способствующей  исправлению.

- вовлечь в  коллективную захватывающую деятельность.


 

Приложение 5

Таблица 8 - Типология  детей с девиантным поведением и  методика работы с ними

Типология

Основные характеристики, особенности школьников

Задачи, примеры, виды деятельности и формы работы

"Условно благополучные"

В этой группе отклонения от нормы в нравственном развитии незначительны. У педагогов и других лиц они беспокойства не вызывают. Отношение к учебной деятельности в основном положительное, но различной степени стойкости. Нарушения дисциплины не характерны для поведения, в основном ситуативны. На учете в инспекции могут стоять из-за случайно совершенного проступка.

Особенностью  педагогических воздействий является их умеренность. Норма в данном случае – соблюдение педагогического такта, избежание заласкивания и излишней грубости, а также – разумная требовательность. Главным направлением педагогической работы является оптимизация деятельности школьников. Досуг берется под контроль. Важное направление – содействовать развитию положительных качеств в ребенке.

"Непослушные"

Основная черта  у подростков в качестве новообразования – отрицательное отношение к учебной деятельности. Нежелание учиться может быть весьма стабильным. Наблюдается расслабление воли. Нарушение дисциплины может быть стойким и нестойким. Несовершеннолетние сознают недостойность своего поведения, но и положительные примеры не стали их убеждениями. На этом уровне находятся чаще всего дети, имеющие слабый тип нервной деятельности. Начинает возникать эмоционально-смысловой барьер. Отмечается стремление уйти из-под контроля семьи.

Здесь выдвигается и решается неотложная задача – удержать от правонарушения. Необходимо активно использовать словесные методы педагогического воздействия, развивать познавательные интересы и потребности, установить шефство над подростком, вовлечь его в конструкторско-изобретательскую деятельность. Нужны моральные поощрения. Необходимо усилить влияние родителей на ребенка, которые всерьез могли бы заняться его воспитанием, попытаться восстановить и развивать нормальные формы общения в семье.

"Дезорганизаторы"

Ведущим новообразованием в поведении становится стремление подростка к дезорганизации официального порядка. Дезоргани-зованность выступает как средство социальной защиты и компенсации ущербности, переживаемой несовершеннолетним. По этой причине у подростка наблюдается индивидуализм, неуживчивость, стремление к привилегированному положению, притеснение слабых, тяга к бесцельному времяпрепровождению.

Недисциплинированность  становится нормой поведения. Ее проявления стойки и осмысленны. Нередко подросток  выступает и как организатор беспорядков, однако проступки имеют большей частью ситуативный характер.

Рекомендуется усиление жесткости мер дисциплинарного  воздействия и контроля за выполнением  правил для учащегося. Ни один проступок  не должен оставаться незамеченным и  не разобранным вместе с подростком. Следует усилить правовую пропаганду. Рекомендуется включить подростка в интересную общественно полезную деятельность, проводимую совместно с его сверстниками.

"Неподдающиеся"

Наблюдается устойчивый комплекс негативного отношения к учебной деятельности. Недисциплинированность и стойкая пассивность в учебной группе. Ярко проявляются асоциальные действия, цинизм, грубость, озлобленность, агрессивность и осознанность совершаемых проступков. Нередко эти проявления выступают средством психологической защиты. По мере усиления личностных деформаций (под влиянием группового давления и внутренних ориентации) ослабляется и искажается система самоконтроля и саморегуляции. Самооценка извращена. Наблюдается невосприимчивость к педагогическим влияниям.

Взрослым следует  категорично и строго соблюдать  обязательные требования, однако, в  доброжелательном тоне. На первом месте  – индивидуальный подход к ребенку  и влияние через коллектив. Принцип  доверия должен сочетаться со строгим  систематическим контролем. Возможен метод взрыва и изоляции. Меры по оздоровлению условий жизни и воспитания подростков, удержание их от перехода на преступный путь. Внушение неотвратимости наказания. Необходимо вызвать острый интерес к какой-либо положительной деятельности и, по возможности, включиться в нее.


 

Приложение 6

Таблица 9 - План работы с неблагополучными семьями  МОУ СОШ № 19 2006/2007 учебный год

№ п/п

Содержание

Дата

Ответственный

1

Заседание совета профилактики.

Совместная работа с КДН, ПДН по принуждению к воспитанию учащихся

сентябрь

Директор

Социальный педагог

2

Рейд "Семья" совместно с ПДН.

Составление списков  неблагополучных семей.

Собеседование с классными руководителями по составлению  карты класса и семей.

Итоги обследования семей 1-х классов и постановка их на учет

октябрь

ПДН,

Социальный педагог

Зам.директора  по ВР

Родительский  комитет

Кл. руководители

3

Административный  совет по оформлению заключений о  привлечении родителей к ответственности  за неисполнение обязанностей

ноябрь

Директор

Социальный педагог

4

Посещение неблагополучных  семей

Организация собеседования  с родителями из неблагополучных  семей

декабрь

Инспектор ПДН

Социальный педагог

Кл. руководители

5

Заседание совета профилактики

Отчет классных руководителей о работе с неблагополучными семьями

январь

ПДН

Директор

Социальный педагог

6

Посещение неблагополучных  семей

в течение года

Кл. руководители

Социальный педагог

Инспектор ПДН

7

Обследование  микроучастка школы по спискам ЖЭУ  с целью выявления неблагополучных  семей

март

Зам. директора по ВР

Социальный педагог

Учителя 3-4 классов

8

Рейд "Семья" совместно с ПДН

Собеседование по организации летнего отдыха учащихся из неблагополучных семей.

Административный  совет по оформлению документов о  наказании родителей.

Отчет о работе с неблагополучными семьями

в течение года

Директор

Социальный педагог

Кл. руководители

9

Организация летней занятости учащихся из неблагополучных  семей в пришкольный лагерь

май

Социальный педагог

Кл. руководители

10

Профилактические  беседы с учащимися, состоящими на учете, и их родителями

в течение года

Инспектор ПДН

Социальный педагог

11

Совет профилактики

в течение года

Директор

12

Беседы инспектора ПДН об ответственности за правонарушения

в течение года

Инспектор ПДН

13

Оказание своевременной  социальной помощи нуждающимся

в течение года

Социальный педагог


 

Приложение 7

Таблица 10 - План мероприятий по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Организационные мероприятия:

Выявление детей  группы риска

в течение года

Кл. руководители,

Социальный педагог

2

Составление банка  данных неблагополучных семей, детей  группы риска

сентябрь

Социальный педагог

3

Контроль за посещаемостью и успеваемостью  учащихся, состоящих на ВШ учете, ПДН

в течение года

Кл. руководители,

Социальный педагог

4

Проведение освидетельствования по выявлению подростков, употребляющих наркотические вещества

апрель

Социальный педагог

5

Организация занятости  учащихся группы риска во внеурочное время в кружках и секциях

в течение года

Зам. по ВР

Социальный педагог

6

Индивидуальное  трудоустройство подростков школы в течение года

в течение года

Зам. по ВР

Социальный педагог

7

Мероприятия по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании

в течение года

Зам. по ВР

Социальный педагог

8

Социальные занятия  в краевом медико-педагогическом центре

в течение года

Кл. руководители

9

Беседы нарколога

в течение года

Н.Г. Пастухова

10

Проведение психодиагностики и консультации по результатам психолога  и социального педагога

в течение года

Психолог

Социальный педагог

11

Составление административных писем, ходатайств и других документов; направление документации в КДН, ПДН и другие службы

в течение года

Директор

Социальный педагог

 

Мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы

Комплексные меры по организации и проведении работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

1

Проведение акций "Помоги собраться в школу", "Подросток", "Гарантии права  на общее образование каждому  подростку", "Я выбираю здоровье", "Нет наркотикам"

в течение года

Зам. по УВР

Социальный педагог

2

Разработка совместного  плана с ПДН, наркологическим  диспансером, краевым медико-педагогическим центром

в течение года

 

3

Совместная работа с ЦСРН, КДН, ПДН, КЦСОН, ОСППС

в течение года

Администрация

Социальный педагог

Кл. руководители

4

Организация мероприятий в рамках программы "Здоровье", "Профориентация", "Воспитание гражданина"

   

5

Индивидуальные  консультации по выбору профессии

   

6

Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися

   

7

Осуществление обмена необходимой информации с  учителями-предметниками

в течение года

 
 

Работа  с семьей

   

1

Выявление неблагополучия в семьях

в течение года

Социальный педагог

Кл. руководители

2

Проведение рейдов "Семья"

в течение года

Администрация

Социальный педагог

Кл. руководители

3

Проведение родительских общешкольных собраний, родительских лекториев

   

4

Выявление детей, не проживающих с родителями и  воспитывающихся в семьях родственников

в течение года

Социальный педагог

Кл. руководители

5

Консультации  узких специалистов для родителей

в течение года

Социальный педагог

Психолог

6

Приглашение родителей  на совет профилактики

в течение года

Социальный педагог

7

Беседы и разработка рекомендаций по воспитанию детей и  улучшению взаимопонимания

в течение года

Администрация

Социальный педагог

Кл. руководители

Информация о работе Технологии работы социального педагога с многодетной семьей