Технологии работы социального педагога с многодетной семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:14, дипломная работа

Описание

Цель исследования: изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.
В соответствии с целью исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: мы предполагаем, что эффективность технологий работы социального педагога с многодетной семьей будет результатом применения комплекса профилактических мер, направленных на предупреждение трудностей, возникающих у данной категории семей.
Для реализации цели и гипотезы исследования нами были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.
3. Разработать практические рекомендации по оптимизации работы социального педагога с многодетными семьями.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы работы социального педагога с многодетной семьей
1.1 Современная семья в условиях социально-экономического кризиса
1.2 Проблемы многодетных семей на современном этапе
1.3 Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Глава 2. Практические основы проблемы работы социального педагога с многодетной семьей
2.1 Анализ работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательных учреждений
2.2 Практические рекомендации для социального педагога по оптимизации работы с многодетной семьей
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Технологии работы социального педагога с многодетной семьей.doc

— 691.00 Кб (Скачать документ)

 

Приложение 8

Таблица 11 - План совместной работы педагога-психолога, социального педагога и заместителя  директора по ВР на 2006-2007 уч. год

№ п/п

Направление работы и ее содержание

Ответственные

Сроки

I

Работа  с учащимися

   

1

Диагностика индивидуально-психологических особенностей "трудных" подростков с целью выявления причин девиантного поведения:

- темперамент

- самооценка

- уровень школьной  тревожности

- акцентуация  характера

Дзебан Ю.В.

I полугодие

2

Выявление мотивов  учения, причин неудовлетворенности

Дзебан Ю.В.

февраль

3

Изучение социального  статуса учащегося в школьном коллективе и характер взаимоотношений  со сверстниками.

Дзебан Ю.В.

II полугодие

4

Диагностика познавательной сферы

Дзебан Ю.В.

 

5

Диагностика внутрисемейных отношений и выявление нарушений в их сфере, как причин девиантного поведения

Дзебан Ю.В.

Иваненко Т.А.

Кл.руководитель

в течение года

6

Беседы по антиалкогольной  программе

Иваненко Т.А.

Кл.руководитель

II полугодие

7

Профилактика  правонарушений и преступности среди несовершеннолетних:

- индивидуальные  беседы

- обеспечение  занятости в кружках и секциях

- проведение  лекций

- организация  советов профилактики

- посещение на  дому

- контроль за  посещаемостью кружков и секций

Иваненко Т.А.

Зюзина Л.А.

в течение года

8

Индивидуальное консультирование

Дзебан Ю.В.

в течение года

II

Работа  с родителями

   

1

Диагностика стиля  семейного воспитания и родительских установок

Иваненко Т.А.

Зюзина Л.А.

в течение года

2

Индивидуальные  и групповые консультации (по запросам)

Иваненко Т.А.

Дзебан Ю.В.

в течение года

3

Проведение родительских лекториев

Дзебан Ю.В.

Иваненко Т.А.

Зюзина Л.А.

в течение года

III

Работа  с педагогами

   

1

Индивидуальные  консультации (по запросам)

Дзебан Ю.В.

Иваненко Т.А.

Зюзина Л.А.

в течение года

2

Разработка рекомендаций по взаимодействию с "трудными" учащимися

Дзебан Ю.В.

Иваненко Т.А.

Зюзина Л.А.

II полугодие

3

Выступление на психолого-педагогических семинарах

Дзебан Ю.В.

Зюзина Л.А.

декабрь, март

4

Составление индивидуальных карт "трудных" учащихся (совместно с классными руководителями)

Иваненко Т.А.

Дзебан Ю.В.

Кл.руководители

в течение года

5

Составление картотеки "трудных" подростков

Дзебан Ю.В.

Иваненко Т.А.

в течение года


 

Приложение 9

АНКЕТА № 1

(заполняется  при посещении семьи социальным  педагогом в рамках рейда "Семья")

Дата визита __________________________________________________

Имя ребенка, состоящего на учете _______________________________

Члены семьи, присутствующие во время визит_____________________

Отсутствующие члены семьи ___________________________________

Причины отсутствия членов семьи _______________________________

Описание дома, обстановки в квартире, соседей ____________________

Проблемы семьи  с точки зрения самой семьи  и причины прихода социального  педагога _________

Как долго развивались проблемы? _______________________________

Что предпринимала  семья или ее члены, чтобы справиться с проблемами? _____________________

Помогали ли семье? Да _________________________ Нет ___________

В какой степени? _____________________________________________

Какие службы и  организации необходимо привлечь для  оказания помощи семье? _______________

Определение роли каждого члена семьи ___________________________

Кто принимает  решения в семье? ________________________________

Кто все рассказывает? _________________________________________

Кто оказывает  давление и на кого? ______________________________

Кто снимает  напряжение в семье? _______________________________

Кто устанавливает  правила? ____________________________________

Кто призывает к порядку? ______________________________________

Отношение членов семьи друг к другу (по диаграмме  показать, кто к кому относится  положительно или отрицательно) ______________________

Дальние родственники или друзья, с которыми семья общается _______

Какое влияние на семью или отдельных членов они оказывают (положительное, отрицательное, и на кого)? ___________________________

Существует ли в семье финансовая проблема? ____________________

Сильные стороны  семьи _______________________________________

Слабые стороны семьи ________________________________________

Нерешенные вопросы  социальным педагогом _____________________

Рекомендации  для посещения _________________________________

Предлагаемые  новые формы сопровождения семьи  и оказания ей помощи _____________________

Вопросы, выносимые  на обсуждение с коллегами __________________

Социальный педагог _________________________________________                                                          

(Ф.И.О.)

 

Приложение 10

Нетрадиционные  формы проведения родительских собраний

СОБРАНИЕ 1

Тема: "Законы жизни семьи, законы жизни  класса"

Форма проведения: родительский тренинг – выведение формулы родительской педагогики.

Вступительное слово классного руководителя: Начать наш разговор хочется отрывком из произведения великого драматурга Древней Греции Софокла, чьи строки, написанные так давно, актуальны и сегодня.

Ты прав, мой  милый. Пред отцовской волей

Все остальное  отступить должно.

Затем и молим  мы богов о детях.

Чтоб супостатов наших отражали

И другу честь  умели воздавать.

А в детях  если не нашёл опоры,

Что скажем мы о  нём? Не ясно ль всем,

Что для себя он лишь причину создал

И смех злорадный  для врагов своих?

(Софокл  «Антигона»)

Вы, уважаемые  родители, – люди, у которых разное образование, разные характеры и  взгляды на жизнь, разные судьбы. Но есть одно, что объединяет вас, – это ваши дети, мальчики и девочки, которые могут стать для вас горем или радостью. Как и что нужно сделать, чтобы ваш ребёнок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь состоялась!».

Сегодня, сидя за партой на том месте, на котором обычно сидит ваш сын или дочь, мы учимся постигать формулы родительской педагогики.

Возьмите листочки, которые лежат перед вами, рассмотрите  их: одна сторона у них чиста, а  вторая заполнена. На заполненной страничке написано, что увидел педагог в вашем сыне или дочери, на что хочет обратить ваше внимание. Мы никогда не будем вслух анализировать проблемы, неудачи, горести детей. Они остаются для индивидуального общения с классным руководителем. Это станет нашим с вами законом общения, традицией наших родительских собраний.

(Родители  читают и анализируют, размышляют  о том, необходима ли им индивидуальная  встреча с классным руководителем).

Формула закона семьи

Папы! Мамы! Перед  вами формула, где зашифрованы законы воспитания ребёнка в семье. Расшифруйте её.

Закон семьи: ед. тр. (1) + зн. похв. (2) + тр. уч. (3) + разд. благ (4).

Пятиминутная  музыкальная пауза, пока родители выполняют  задание.

Вопрос родителям: "У кого что получилось! Какие  законы семьи здесь зашифрованы?"

Затем идёт анализ зашифрованной формулы. 1-й закон. Закон единства требований отца и  матери, предъявляемых ребёнку. 2-й  закон. Закон значимости похвалы  для ребёнка. 3-й закон. Закон трудового  участия каждого члена семьи  в жизни всей семьи. 4-й закон. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

Если эти законы в семье исполняются, если отец и  мать оптимисты и друзья своего ребёнка, значит, ребёнок состоится как  человек, как личность.

Задание для родителей – диагностика по гербу семьи

Следующий урок в расписании родителей – диагностика. Детям было предложено нарисовать герб своей семьи. Образец такого герба  вы видите на доске. Перед каждым из вас лежит чистый лист. Вам нужно  его заполнить вместо вашего сына или дочери. Выполните, пожалуйста, это задание. Время работы – 10 минут. Когда вы выполните работу, приступайте к следующей. Сравните ваш герб с тем, который изобразил ваш сын или дочь. Сделайте выводы.

Прежде чем  вы увидите гербы, нарисованные вашими детьми, вы должны нарисовать герб своей семьи, каким вы его видите.

Каждый из вас  познакомился с законами жизни в  семье. Обсудите их дома, в кругу  семьи. Сделайте серьёзный вывод, насколько  хорошо вы знаете своего ребёнка.

СОБРАНИЕ 2

Тема: "Психофизическое развитие подростков (трудный возраст)"

Форма проведения: дискуссия.

Эпиграф: Структура личности подростка... В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. В ней – переход, всё течёт. (Л.С. Выготский)

Вопросы для обсуждения:

1. Трудный возраст и физическое состояние учащихся-подростков.

2. Подростковая  психика.

3. Какими видят  себя подростки.

По указанным  вопросам перед родителями следует  выступить психологу и классному  руководителю.

Л.С. Выготского – одного из ведущих психологов XX столетия – называют «Моцартом психологии». Его слова, вынесенные в эпиграф, удивительно точны. Развитие подростка – это начало поиска себя, своего уникального «я». Это путь становления индивидуальности.

Как часто родители делают ошибки в воспитании детей, говоря ребёнку: «Не выделяйся, будь такой или таким, как все». В психологии этот период времени называют периодом «брожения психики». Этот период почти всегда бывает болезненным, это время, когда проблемы между детьми и родителями обостряются.

Что же является самым главным для ребёнка в этот период? Вот какую логическую цепочку мы должны с вами сохранить (надпись на доске):

Любовь –  Доверие – Понимание – Поддержка

Как сказал кто-то из сатириков, с каждым поколением дети становятся все хуже, а родители все лучше, и, таким образом, из всё более плохих детей получаются всё более хорошие родители.

Физическое здоровье ребёнка – основа его успехов  в учении. Состояние физического  здоровья и темпы полового созревания детей разные. Они существенно  влияют на личностное развитие ребёнка. Чем раньше начинается процесс полового созревания, тем быстрее он протекает. При начале созревания в 12 лет – процесс созревания 2 года; в 13-13,5 лет – 3-3,5 года: в 15-летнем возрасте – 5-6 лет. Эти различия типов созревания – причина многих огорчений и переживаний.

В последние  десятилетия серьёзными проблемами стали акселерация и ретардация. Акселераты в школьные годы – лидеры в классах. К 30 годам это крепкие  и социально приспособленные, но зависимые от мнения окружающих, приземлённые люди.

Ретарданты, наоборот, – вначале обидчивые, задиристые, стремящиеся привлечь внимание, замкнутые  и подчиняемые в юности, к 30 годам  становятся людьми с более прочным  душевным ядром и высокими принципами.

Подробнее следует  рассмотреть признаки и формы проявления повышенной тревожности подростков. За что и против чего ведёт борьбу ребёнок в переходном возрасте? Прежде всего:

- за то, чтобы  перестать быть ребёнком;

- за прекращение  посягательств на его неприкосновенность;

- за утверждение  среди сверстников;

- против замечаний,  обсуждений, особенно ироничных,  по поводу его физической взрослости.

Правила, которые  должны соблюдать родители подростка:

- Помочь ребёнку  найти компромисс души и тела.

- Все замечания  делать в доброжелательном, спокойном  тоне, не вешая ярлыков.

- Следует помнить,  что пока развивается тело  ребёнка, болит и ждет помощи  его душа.

Психологическая разминка для родителей

Анализ педагогических ситуаций:

1. Девочка не  хочет убирать свою комнату.

2. Мальчик не  следит за собой и т.д.

Обсуждение проблемы совместно с родителями. Подростковую психику иногда называют периодом «гормональной бури». Поиск и становление своего «я» – это высвобождение от влияния взрослых и общение со сверстниками. В семьях, где есть уважение, где каждый имеет право голоса, где у всех есть и права, и обязанности, реакции эмансипации проходят мягче и порождают меньше конфликтов.

Что должны сделать  родители, чтобы сохранить любовь своих детей? Эти правила (на отдельном  листочке бумаги) предлагаются родителям  для ознакомления.

1. В самостоятельности  ребёнка не следует видеть  угрозу лишиться его.

2. Помните, что  ребенку нужна не столько самостоятельность,  сколько право на неё.

3. Хотите, чтобы  ребёнок сделал то, что вам  нужно, сделайте так, чтобы  он сам захотел этого.

4. Не перегружайте ребёнка опекой и контролем.

5. Не создавайте  «революционную ситуацию», а если  создали, разрешайте её мирным  путём.

6. Помните слова  И.-В. Гёте: «В подростковом возрасте  многие человеческие достоинства  проявляются в чудаческих и  неподобающих поступках».

Информация о работе Технологии работы социального педагога с многодетной семьей