Технологии работы социального педагога с многодетной семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:14, дипломная работа

Описание

Цель исследования: изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.
В соответствии с целью исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: мы предполагаем, что эффективность технологий работы социального педагога с многодетной семьей будет результатом применения комплекса профилактических мер, направленных на предупреждение трудностей, возникающих у данной категории семей.
Для реализации цели и гипотезы исследования нами были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.
3. Разработать практические рекомендации по оптимизации работы социального педагога с многодетными семьями.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы работы социального педагога с многодетной семьей
1.1 Современная семья в условиях социально-экономического кризиса
1.2 Проблемы многодетных семей на современном этапе
1.3 Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Глава 2. Практические основы проблемы работы социального педагога с многодетной семьей
2.1 Анализ работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательных учреждений
2.2 Практические рекомендации для социального педагога по оптимизации работы с многодетной семьей
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Технологии работы социального педагога с многодетной семьей.doc

— 691.00 Кб (Скачать документ)

В 4-7% случаев  первая влюбленность ведёт впоследствии к браку. Влюбленность – это глубочайшая  потребность в индивидуальных доверительных  отношениях. Запрещать в этой сфере  – значит сделать подростка несчастным. Говорить о предмете влюбленности плохо – значит расстроить взаимоотношения с ребёнком. Любовь и сексуальность для подростка – вещи взаимоисключающие.

Эту проблему назиданиями  решать нельзя! Нужно давать оценку проблемы с позиции взрослого  человека. Можно искать решение проблемы взаимоотношений мужчины и женщины через призму взаимоотношений в доме.

Чем проповедь  выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить  меня.

Чем указать  мне путь.

Глаза умнее  слуха,

Поймут все  без труда.

Слова порой  запутаны,

Пример же –  никогда.

Тот лучший проповедник –

Кто веру в жизнь  провел.

Добро увидеть  в действии –

Вот лучшая из школ.

И если всё мне  показать –

Я выучу урок.

Понятней мне  движенье рук.

Чем быстрых  слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям, и словам.

Но я уж лучше  погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно  пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как  ты живешь.

По правде или  нет.

В конце собрания родители получают это стихотворение  на память.

СОБРАНИЕ 3

Тема: «Детская агрессивность»

Форма проведения: «круглый стол».

Эпиграф: Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применение своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется, как бегством от собственной душевной боли...

(Эрих  Фромм)

Вопросы для обсуждения:

1. Анализ проблемы  агрессивности.

2. Роль семьи  в проявлении детской агрессивности.

3. Поощрение,  наказание в семье.

4. Законы преодоления  детской агрессии.

5. Экспресс-анкетирование  родителей по проблеме собрания.

Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки! Тема нашей новой встречи серьёзна и трудна. Это тема проявления детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут и среди нас, взрослых, и среди наших детей. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.

Агрессия может  проявляться физически (ударили) и  вербально (нарушение прав другого  человека без физического вмешательства). В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определённой цели. Она очень часто выражается у младших детей («я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.»). У старших больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.

Очень часто  агрессию, её проявление путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете, это  равнозначные качества? Что вас больше обрадует в вашем ребёнке: настойчивость  или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с  агрессивностью имеет социально приемлемые формы, так как не допускает оскорбления, издевательства и т.д.

Уровень агрессивности  детей меняется в большей или  меньшей степени в зависимости  от ситуации, но иногда агрессивность  принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д.

Стойкая агрессивность  некоторых детей проявляемся  в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и средствах массовой информации.

Перед собранием  можно исследовать отношение детей к телепрограммам. Вопросы записываются на доске. Ответы анализируются классным руководителем.

1. Какие телепередачи  ты выбираешь для просмотра?

2. Что тебе  в них нравится?

3. Советуют ли  тебе родители при выборе телепередач?

4. Какие передачи  привлекают твоих родителей?

5. Какие передачи  вы смотрите всей семьей?

Очень часто  причиной детской агрессии является семейная ситуация:

1. Агрессивное  поведение членов семьи в обыденных  жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга,  взаимные упрёки и оскорбления.  Психологи считают, что ребёнок  проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и где она стала нормой его жизни.

2. Непоследовательность  родителей в обучении детей  правилам и нормам поведения.  У детей не формируется нравственный  стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое тоже навязывается. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

В воспитании можно выделить два важных фактора, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие. Преодолению агрессивности ребёнка помогает расположение, использующее в своём арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд.

Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью  и властностью, враждебностью к  факту существования ребёнка. Неприятие  ребёнка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов. Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если:

- оно следует  немедленно за проступком;

- объяснено ребёнку;

- оно суровое,  но не жестокое;

- оно оценивает  действия ребёнка, а не его  человеческие качества.

Наказывая ребёнка, отец и мать должны проявлять терпение, спокойствие и выдержку.

Предварительное анкетирование учащихся (аналитическая  справка):

- Если тебя  наказывают, то как...

- Если тебя поощряют, то как...

- Четыре «нельзя», которые бы ты хотел иметь  в своей семье, когда тебя  наказывают...

Подходит к  концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас  полезной, вызвала раздумья, желание  построить взаимоотношения в  своей семье по-новому. По традиции каждый из вас получает «золотые»  правила воспитания, связанные с  темой данного собрания:

1. Учитесь слушать  и слышать своего ребёнка.

2. Постарайтесь  сделать так, чтобы только вы  снимали его эмоциональное напряжение.

3. Не запрещайте  детям выражать отрицательные  эмоции.

4. Умейте принимать  ребёнка и любить его таким,  каков он есть.

5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

6. К агрессивным  проявлениям в поведении ребёнка  приводит агрессивность семьи.

СОБРАНИЕ 4

Тема: «Семья и наркотики. Влияние дисгармоничных семейных отношений на подростковую наркоманию»

Семья и родительское воспитание могут оказывать на пристрастие  подростков к наркотикам как прямое, так и косвенное воздействие. В самом деле, если отец унижает  своего сына, бьёт его – такой  стиль родительского воспитания самым прямым образом заставляет подростка искать понимания, общения, возможности проявить себя вне семьи. В чём же состоят ошибки родителей в отношении к своему ребенку, которые делают его психологически менее защищенным от влияния наркотических веществ?

Прежде чем  рассматривать эти нарушения, следует ввести понятие гармоничных родительских отношений с подростком. При гармоничных отношениях отсутствуют внутрисемейные причины приобщения подростка к наркотикам. Кроме того, семья с гармоничными внутрисемейными отношениями имеет высокую устойчивость к влиянию асоциальных уличных подростковых компаний, в которых употребляют наркотики.

Опираясь на практический опыт педагогов, психологов и психотерапевтов, можно утверждать, что гармоничные родительские отношения  устанавливаются, если:

- родители тепло  и нежно относятся к своему  ребёнку, эмоционально принимают  его;

- родители понимают  возрастные особенности подростка  и знают, как поддержать его  в трудной ситуации;

- родители авторитетны  для подростка, серьёзно воспринимают  его интересы и живут с ним в атмосфере сотрудничества.

Приведённые описания представляют собой как бы идеальные  ответы на вопросы, которые родитель может задать себе об отношениях со своим ребёнком: «Что я чувствую?», «Что я думаю?», «Что я делаю?». Конечно, при условии, что ответы будут даны искренне.

Отношения родителей  с подростком не всегда гармоничны. Чем больше степень их дисгармонии, тем выше риск приобщения подростка  к наркотикам. Можно выделить три  формы нарушения родительских отношений  в семьях, где подростки имели первый опыт употребления наркотиков:

1. Первая форма  – жестокость при обращении  с подростком. Семьи данной категории  неоднородны, деструктивная агрессия  проявляется через физическое  насилие, словесные оскорбления  и унижения, через воспитание  подростка «в ежовых рукавицах». При эмоциональном напряжении и жестоком обращении подросток прибегает к наркотикам, так как оказывается вытолкнутым из семьи в асоциальную среду или находится в иллюзорных поисках недостающего уважения, понимания и тепла.

2. Вторая форма – непонимание родителями возрастных особенностей ребёнка. Самосознание подростка нередко формируется драматично и противоречиво. Поэтому подросток обращается к наркотику, чтобы снять тревожность, возникающую вследствие ускоренного полового и интеллектуального развития. Родители же не способны психологически правильно реагировать и ограничиваются наказаниями, обвинениями и морализацией. В этой ситуации подросток вынужден самостоятельно, часто через цепь ошибок, вырабатывать своё отношение к наркотикам.

3. Третья форма  – низкий авторитет родителей  у подростка. Материальное благополучие  и бесконфликтные взаимоотношения  в семье не гарантируют от  утраты значимости отношения  подростка к родителям. Если  в сознании подростка не сформирован  внутренний диалог с родителями, их опыт и жизненная позиция, в том числе и по отношению к наркотикам, не принимаются во внимание. Такой ребёнок менее защищен от давления социальной микросреды, где употребляются наркотики.

Таким образом, первая форма семейного неблагополучия может быть прямой причиной приобщения подростка к наркотикам, вторая – может «способствовать» этому косвенно как дезорганизующий фактор, а при третьей форме из-за попустительской позиции родителей подросток имеет сниженную социально-психологическую толерантность в отношении наркотиков.

Психопрофилактика наркомании включает в себя, во-первых, преодоление психолого-педагогических ошибок и нарушений в системе  «родитель-подросток», создающих для  подростка угрозу пристраститься к  наркотику, а во-вторых, оказание и родителю, и ребёнку помощи в ситуации, когда последний уже столкнулся с наркотиком.

Далее на примере реальных ситуаций обсуждаются различные  формы нарушений отношении «родитель-ребёнок». При их отборе следует принимать  во внимание следующее. Тяжёлые, запущенные случи подростковой наркомании чаще всего необратимы, и о профилактике говорить уже поздно. Кроме того, родители склонны воспринимать запущенные формы наркомании как малоправдоподобные: «Такой ужас в нашей семье никак не может произойти». Поэтому для примеров предпочтение взять такие, в которых запечатлены первые шаги к наркотику. Прогноз здесь менее однозначен, необязательно эти шаги приведут к наркомании. Однако такие случаи более узнаваемы, они развивают чувствительность к начальным симптомам наркотической зависимости и психологическим механизмам.

Важно правильно представлять, какие психолого-педагогические ошибки могут допускать родители, вольно или невольно подталкивая подростка  к наркотику, и что в этой ситуации родители могут сделать – самостоятельно или с помощью специалистов.

На вопрос родителей, как  надо воспитывать ребёнка, чтобы  он не стал наркоманом, ответить весьма непросто. Главное, воспитайте его закалённым, решительным, мужественным, честным, трудолюбивым, ответственным, образованным, человечным. Вряд ли он станет наркоманом.

На самом деле, конечно, этого трудно добиться. Специалисты, помогающие наркоманам и их семьям по всему миру, в ответ на этот вопрос сказали следующее: «По крайней  мере, во-первых, не злоупотребляйте  алкоголем и наркотиками сами и, во-вторых, постарайтесь научить ребёнка, что не все его желания будут немедленно удовлетворяться. Он обязан понимать, что осуществление его прихотей происходит не сразу и не всегда, что для этого необходимо приложить труд, что в обмен на выполнение желания он должен нести какую-то ответственность в семье или перед друзьями».

Основные направления  профилактической антинаркотической  помощи семье:

Информация о работе Технологии работы социального педагога с многодетной семьей