Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 20:55, контрольная работа
Формула эффективности учебного занятия включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок качественным быть не может. Подготовка урока – это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.
Введение………………………………………………………………………………………….	3
Глава 1. Теоретическая часть………………………………………………………	4
    §1. Технология и форма обучения и воспитания……………………………	4
    §2. Технология подготовки преподавателя к уроку………………………	8
    §3 Подготовка педагога к занятию по специальной дисциплине…………..	13
Глава 2. Практическая часть………………………………………………………..	15
    §1. Поурочный план учебного занятия…………………………………….	 
Заключение………………………………………………………………………….	21
Библиографический список………………………………………………………...	23
Оглавление
| Введение………………………………………………………… | 3 | 
| Глава 
  1. Теоретическая часть…………………………… | 4 | 
| §1. Технология и форма обучения и воспитания…………………………… | 4 | 
| §2. Технология подготовки преподавателя к уроку……………………… | 8 | 
| §3 Подготовка педагога к занятию по специальной дисциплине………….. | 13 | 
| Глава 2. Практическая часть……………………………………………………….. | 15 | 
| §1. Поурочный план учебного занятия……………………………………. | |
| Заключение…………………………………………………… | 21 | 
| Библиографический список………………………………………………………... | 23 | 
    Введение  
    Формула 
эффективности учебного занятия 
включает две составные части: тщательность 
подготовки и мастерство проведения. 
Плохо спланированный, недостаточно 
продуманный, наспех спроектированный 
и не согласованный с возможностями 
учащихся урок качественным быть не может. 
Подготовка урока – это разработка 
комплекса мер, выбор такой организации 
учебно-воспитательного 
При подготовке учебного занятия преподаватель продумывает свой способ работы, последовательность своих действий отношению к студентам. В тоже время он должен думать о том, какие ответные мысли, действия, рассуждения должны и могут возникать в сознании студентов. Он своим способом преподавания не только передает учебную информацию, но и управляет, руководит познавательной деятельностью студентов. Эта внутренняя сторона метода обучения сложна и требует от преподавателя глубокого понимания возрастных возможностей и особенностей усвоения знаний своих студентов.
Целью данной контрольной работы является изучение темы «Технология подготовки преподавателя к учебным занятиям».
Для достижения поставленной цели, определены следующие задачи:
1. определить технологию и формы обучения;
2. рассмотреть технологию подготовки педагога к занятию по специальной дисциплине;
4. раскрыть основные этапы подготовки к учебным занятиям;
    5. 
Составить поурочный план учебного занятия, 
используя один из авторских вариантов 
для студентов педколледжа по одной из 
дисциплин педагогического блока. 
 
    §1. 
Технология и форма 
обучения и воспитания 
Технология обучения и воспитания (педагогическая технология) – новое направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектирование учебных процессов. Представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов процессе в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат. Педагогическая технология служит конкретизацией методики. В основе технологии обучения лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, проектирования и воспроизводимости обучающего и воспитательного циклов [2, с. 149-150].
Создание высокоэффективных технологий обучения позволяет, с одной стороны обучающимся повысить эффективность освоения учебного материала, а с другой стороны, педагогам уделять больше внимания вопросам индивидуального и личностного роста студентов, направлять их творческое развитие.
Таким образом, технология обучения, во-первых, повышает производительность труда учителя.
     Во-вторых, 
контроль результативности обучения каждого 
учащегося и система обратной 
связи позволяют обучать 
В-третьих, перекладывание основной функции обучения на средства обучения освобождает время учителя, в результате он больше внимания может уделить вопросам индивидуального и личностного развития учащихся.
В-четвертых, так как для любой технологии цель определяется очень точно (диагностично), то использование объективных методов контроля (как конечного, так и промежуточного) дает возможность снизить роль субъективного фактора (предвзятость или предрасположенность учителя) при проведении контроля.
В-пятых создание технологий обучения позволяет снизить зависимость результата обучения от уровня квалификации учителя, что открывает возможности для выравнивания уровней освоения учебных дисциплин учащимися во всех образовательных учреждениях страны.
     В-шестых, 
технологизация создает предпосылки 
для решения преемственности 
образовательных программ школьного 
и профессионального 
В средних специальных учебных заведениях в настоящее время используются традиционные технологии преподавания. К традиционным технологиям преподавания можно отнести: уроки, лекции, семинары, лабораторные и практические занятия, разнообразные виды деятельности во внеаудиторское время. Эти традиционные формы организации учебного процесса в настоящее время приобретают новое наполнение в рамках модернизации системы подготовки кадров. Научной основой этого процесса стали концепции развивающего обучения, оптимизации и дифференциации учебной деятельности учащихся, активизации их познавательной деятельности и др., которые позволили найти пути совершенствования традиционных методов обучения.
Так в информационной лекции активизация познавательной деятельности учащихся может достигаться, например, благодаря: а) созданию проблемной ситуации путем постановки информационных и проблемных вопросов; б) привлечению дополнительного материала с элементами новизны; в) эмоциональному изложению и возбуждению интереса учащихся к учебному материалу [3, с. 96].
Основной формой учебного процесса в вузах и в средних специальных учебных заведениях является лекционно-семинарско-зачетная система (форма) обучения: сначала учебный материал преподносится лекционным методом – объяснительно-иллюстративным (т.е. преподаватель объясняет и применяет наглядность), а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских, практических и лабораторных занятиях, и результаты усвоения проверятся в форме зачетов [1, с. 33].
    В 
общеобразовательных 
Основной формой учебно-воспитательной работы в современной российской школе является урок [6, с. 297].
    Урок 
– это такая организационная 
форма обучения, при которой учитель 
в течение точно установленного 
времени руководит коллективной 
познавательной или иной деятельностью 
постоянной группы учащихся с учетом 
особенностей каждого из них, используя 
средства и методы работы, создающие 
благоприятные условия для 
Каждый урок складывается из определенных элементов (звеньев, этапов), которые характеризуются различными видами деятельности учитель и учащихся в соответствии со структурой процесса усвоения знаний, умений, навыков. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях, определяя, таким образом, структуру урока, под которой следует понимать состав элементов, их определенную последовательность и взаимосвязи между ними. Она может быть простой и довольно сложной, что зависит от содержания учебного материала, от дидактической цели (или целей) урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса (группы) как коллектива.
Многообразие структур уроков предполагает разнообразие их типов.
Наиболее разработанной и используемой на практике является классификация типов уроков, предложенная Б.П. Есиповым. Ее основание составляет ведущая дидактическая цель и место урока в системе уроков и других форм организации обучения. Он выделяет: 1) комбинированные или смешанные уроки; 2) уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом, имеющие целью ознакомление учащихся с фактами, конкретным явлением или осмысление и усвоение обобщений; 3) уроки закрепления и повторения знаний; 4) уроки имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного; 5) уроки выработки и закрепления умений и навыков; 6) уроки проверки знаний и разбора проверочных работ.
В начальных классах, учитывая возраст учащихся, распространены комбинированные уроки, т.е. уроки со сложной структурой. Они могут состоять из элементов двух простых уроков. Чаще всего встречается такая структура комбинированного урока: 1) организация учащихся; 2) проверка домашнего задания; 3) изучение нового материала; 4) закрепление знаний и выработка умений их применения; 5) объяснение домашнего задания. В старших классах число элементов комбинированного урока сокращается: большая часть урока отводится на решение одной дидактической задачи.
Уроки изучения и усвоения нового материала, уроки закрепления, повторения и обобщения изученного, выработки умений и навыков применения усвоенных знаний, уроки контроля и оценки результатов учебной работы – простые по своей структуре уроки: учитель вместе с учениками весь урок решает какую-либо одну дидактическую задачу – повторить и обобщить изученное или проверить и оценить знания и т.д..
Типы уроков, простые по своему строению, т.е. имеющие одну доминирующую дидактичекую цель, более всего применимы в средних и старших классах [8, с. 260].
    В 
средних учебных заведениях в 
настоящее время используются уроки-блоки 
– уроки сдваивают для усвоения 
материалами крупными порциями и 
концентрации времени изучения предмета 
в одном полугодии, четверти) [6 с. 
300-301]. 
    §2. 
Технология подготовки 
преподавателя-предметника 
к уроку 
В традиционной дидактике принято различать два этапа в подготовке учителя к уроку – предварительный и непосредственный. Результатом первого является тематический план, представляющий собой научно-обоснованное распределение во времени (объем и последовательность) содержания учебного материала по предмету. Когда в тематическом плане проставляются конкретные даты проведения уроков, он становится календарно-тематическим.
Предварительная подготовка учителя к уроку, тематический план.
В настоящее время практически по всем учебным предметам, преподаваемым в школе, имеются методические указания и рекомендации по тематическому планированию. Тем не менее, и опытные учителя, а тем более молодые, начинающие подготовку к новому учебному году должны, прежде всего, изучить учебную программу. Главное, на что должен обратить внимание учитель, – это соотнесение целей и задач учебного предмета в целом с целями и задачами каждой учебной темы, определение места каждого урока в системе уроков по теме, разделу.
Следующий этап подготовки к тематическому планированию – изучение методической литературы, базового учебника и учебных пособий. Особенно тщательно должен быть проработан учебник, даже если учитель чувствует себя в учебном материале как рыба в воде. Это необходимо в связи с тем, что учебником пользуются ученики. Он для них является важным источником информации и может быть использован при организации самостоятельной работы.
Информация о работе Технология подготовки преподавателя к учебным занятиям