Технология подготовки преподавателя к учебным занятиям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 20:55, контрольная работа

Описание

Формула эффективности учебного занятия включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок качественным быть не может. Подготовка урока – это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретическая часть……………………………………………………… 4
§1. Технология и форма обучения и воспитания…………………………… 4
§2. Технология подготовки преподавателя к уроку……………………… 8
§3 Подготовка педагога к занятию по специальной дисциплине………….. 13
Глава 2. Практическая часть……………………………………………………….. 15
§1. Поурочный план учебного занятия…………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………. 21
Библиографический список………………………………………………………... 23

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа технология подготовки преподавателя к учебным занятиям.docx

— 171.73 Кб (Скачать документ)

   Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретическая часть……………………………………………………… 4
    §1. Технология и форма обучения и воспитания…………………………… 4
    §2. Технология подготовки преподавателя к уроку……………………… 8
    §3 Подготовка педагога к занятию по специальной дисциплине………….. 13
Глава 2. Практическая часть……………………………………………………….. 15
    §1. Поурочный план учебного занятия…………………………………….  
Заключение…………………………………………………………………………. 21
Библиографический список………………………………………………………... 23
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение  

    Формула эффективности учебного занятия  включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями  учащихся урок качественным быть не может. Подготовка урока – это разработка комплекса мер, выбор такой организации  учебно-воспитательного процесса, которая  в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.

    При подготовке учебного занятия преподаватель  продумывает свой способ работы, последовательность своих действий отношению к студентам. В тоже время он должен думать о  том, какие ответные мысли, действия, рассуждения должны и могут возникать  в сознании студентов. Он своим способом преподавания не только передает учебную  информацию, но и управляет, руководит  познавательной деятельностью студентов. Эта внутренняя сторона метода обучения сложна и требует от преподавателя  глубокого понимания возрастных возможностей и особенностей усвоения знаний своих студентов.

    Целью данной контрольной работы является изучение темы «Технология подготовки преподавателя к учебным занятиям».

    Для достижения поставленной цели, определены следующие задачи:

    1. определить технологию и формы обучения;

    2. рассмотреть технологию подготовки педагога к занятию по специальной дисциплине;

    4. раскрыть основные этапы подготовки к учебным занятиям;

    5. Составить поурочный план учебного занятия, используя один из авторских вариантов для студентов педколледжа по одной из дисциплин педагогического блока. 
 

    1. Теоретическая часть

    §1. Технология и форма обучения и воспитания 

     Технология  обучения и воспитания (педагогическая технология) – новое направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектирование учебных процессов. Представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов процессе в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат. Педагогическая технология служит конкретизацией методики. В основе технологии обучения лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, проектирования и воспроизводимости обучающего и воспитательного циклов [2, с. 149-150].

     Создание  высокоэффективных технологий обучения позволяет, с одной стороны обучающимся  повысить эффективность освоения учебного материала, а с другой стороны, педагогам  уделять больше внимания вопросам индивидуального и личностного роста студентов, направлять их творческое развитие.

     Таким образом, технология обучения, во-первых, повышает производительность труда учителя.

     Во-вторых, контроль результативности обучения каждого  учащегося и система обратной связи позволяют обучать учащихся в соответствии с их индивидуальными  возможностями и складом характера. Например, если один учащийся усваивает  материал с первого раза, то другой, сидя за компьютером, может прорабатывать  материал два-три раза и более.

     В-третьих, перекладывание основной функции обучения на средства обучения освобождает время  учителя, в результате он больше внимания может уделить вопросам индивидуального и личностного развития учащихся.

     В-четвертых, так как для любой технологии цель определяется очень точно (диагностично), то использование объективных методов контроля (как конечного, так и промежуточного) дает возможность снизить роль субъективного фактора (предвзятость или предрасположенность учителя) при проведении контроля.

     В-пятых  создание технологий обучения позволяет  снизить зависимость результата обучения от уровня квалификации учителя, что открывает возможности для  выравнивания уровней освоения учебных  дисциплин учащимися во всех образовательных  учреждениях страны.

     В-шестых, технологизация создает предпосылки  для решения преемственности  образовательных программ школьного  и профессионального образования [5, с. 255].

    В средних специальных учебных  заведениях в настоящее время используются  традиционные технологии преподавания. К традиционным технологиям преподавания можно отнести: уроки, лекции, семинары, лабораторные и практические занятия, разнообразные виды деятельности во внеаудиторское время. Эти традиционные формы организации учебного процесса в настоящее время приобретают новое наполнение в рамках модернизации системы подготовки кадров. Научной основой этого процесса стали концепции развивающего обучения, оптимизации и дифференциации учебной деятельности учащихся, активизации их познавательной деятельности и др., которые позволили найти пути совершенствования традиционных методов обучения.

    Так в информационной лекции активизация  познавательной деятельности учащихся может достигаться, например, благодаря:                             а) созданию проблемной ситуации путем постановки информационных и проблемных вопросов; б) привлечению дополнительного материала с элементами новизны; в) эмоциональному изложению и возбуждению интереса учащихся к учебному материалу [3, с. 96].

    Основной  формой учебного процесса в вузах и в средних специальных учебных заведениях является лекционно-семинарско-зачетная система (форма) обучения: сначала учебный материал преподносится лекционным методом – объяснительно-иллюстративным (т.е. преподаватель объясняет и применяет наглядность), а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских, практических и лабораторных занятиях, и результаты усвоения проверятся в форме зачетов [1, с. 33].

    В общеобразовательных учреждениях  в настоящее время используются такие традиционные формы учебной  работы, как урок, экскурсии, домашняя работа, факультативные занятия, формы  внеклассной работы (предметные кружки, клубы, студии, олимпиады, конкурсы и  др.) [5, с. 210-211].

    Основной  формой учебно-воспитательной работы в современной российской школе  является урок [6, с. 297].

    Урок  – это такая организационная  форма обучения, при которой учитель  в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной или иной деятельностью  постоянной группы учащихся с учетом особенностей каждого из них, используя  средства и методы работы, создающие  благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно  в ходе занятия, а также воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (А.А. Бударный) [7, с. 259].

    Каждый  урок складывается из определенных элементов (звеньев, этапов), которые характеризуются  различными видами деятельности учитель и учащихся в соответствии со структурой процесса усвоения знаний, умений, навыков. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях, определяя, таким образом, структуру урока, под которой следует понимать состав элементов, их определенную последовательность и взаимосвязи между ними. Она может быть простой и довольно сложной, что зависит от содержания учебного материала, от дидактической цели (или целей) урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса (группы) как коллектива.

    Многообразие  структур уроков предполагает разнообразие их типов.

    Наиболее  разработанной и используемой на практике является классификация типов  уроков, предложенная Б.П. Есиповым. Ее основание составляет ведущая дидактическая  цель и место урока в системе  уроков и других форм организации  обучения. Он выделяет: 1) комбинированные или смешанные уроки; 2) уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом, имеющие целью ознакомление учащихся с фактами, конкретным явлением или осмысление и усвоение обобщений; 3) уроки закрепления и повторения знаний; 4) уроки имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного; 5) уроки выработки и закрепления умений и навыков; 6) уроки проверки знаний и разбора проверочных работ.

    В начальных классах, учитывая возраст  учащихся, распространены комбинированные уроки, т.е. уроки со сложной структурой. Они могут состоять из элементов двух простых уроков. Чаще всего встречается такая структура комбинированного урока: 1) организация учащихся; 2) проверка домашнего задания; 3) изучение нового материала; 4) закрепление знаний и выработка умений их применения; 5) объяснение домашнего задания. В старших классах число элементов комбинированного урока сокращается: большая часть урока отводится на решение одной дидактической задачи.

    Уроки изучения и усвоения нового материала, уроки закрепления, повторения и  обобщения изученного, выработки  умений и навыков применения усвоенных  знаний, уроки контроля и оценки результатов учебной работы –  простые по своей структуре уроки: учитель вместе с учениками весь урок решает какую-либо одну дидактическую  задачу – повторить и обобщить изученное или проверить и  оценить знания и т.д..

    Типы  уроков, простые по своему строению, т.е. имеющие одну доминирующую дидактичекую цель, более всего применимы в средних и старших классах [8, с. 260].

    В средних учебных заведениях в  настоящее время используются уроки-блоки  – уроки сдваивают для усвоения материалами крупными порциями и  концентрации времени изучения предмета в одном полугодии, четверти) [6 с. 300-301]. 

    §2. Технология подготовки преподавателя-предметника к уроку 

    В традиционной дидактике принято различать два этапа в подготовке учителя к уроку – предварительный и непосредственный. Результатом первого является тематический план, представляющий собой научно-обоснованное распределение во времени (объем и последовательность) содержания учебного материала по предмету. Когда в тематическом плане проставляются конкретные даты проведения уроков, он становится календарно-тематическим.

    Предварительная подготовка учителя  к уроку, тематический план.

В настоящее  время практически по всем учебным  предметам, преподаваемым в школе, имеются методические указания и  рекомендации по тематическому планированию. Тем не менее, и опытные учителя, а тем более молодые, начинающие подготовку к новому учебному году должны, прежде всего, изучить учебную программу. Главное, на что должен обратить внимание учитель, – это соотнесение целей и задач учебного предмета в целом с целями и задачами каждой учебной темы, определение места каждого урока в системе уроков по теме, разделу.

    Следующий этап подготовки к тематическому  планированию – изучение методической литературы, базового учебника и учебных  пособий. Особенно тщательно должен быть проработан учебник, даже если учитель  чувствует себя в учебном материале  как рыба в воде. Это необходимо в связи с тем, что учебником  пользуются ученики. Он для них является важным источником информации и может  быть использован при организации  самостоятельной работы.

Информация о работе Технология подготовки преподавателя к учебным занятиям