Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 20:55, контрольная работа
Формула эффективности учебного занятия включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок качественным быть не может. Подготовка урока – это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.
Введение…………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретическая часть……………………………………………………… 4
§1. Технология и форма обучения и воспитания…………………………… 4
§2. Технология подготовки преподавателя к уроку……………………… 8
§3 Подготовка педагога к занятию по специальной дисциплине………….. 13
Глава 2. Практическая часть……………………………………………………….. 15
§1. Поурочный план учебного занятия…………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………. 21
Библиографический список………………………………………………………... 23
Проектировочную
деятельность педагога-мастера, работающего
на системно-моделирующем уровне (по Г.А.
Засобиной), на этапе предварительной
подготовки к уроку, завершающуюся
составлением тематического плана,
можно представить как
Для того чтобы дать развернутый перспективный план изучения курса в целом и связанных с ним вопросов из смежных дисциплин, он совершает следующие действия: составляет календарный план изучения материала на длительный срок (полгода, год); устанавливает межпредметные связи по всему курсу; распределяет материал повторения, способствующий систематизации знаний учащихся; соотносит изучение материала курса с внеучебной образовательной работой по предмету.
Психолого-педагогический
и методический анализ темы курса
до ее изучения с учащимися и соотнесение
материала этой темы с курсом в
целом предполагают осуществление
учителем таких действий, как выделение
узловых понятий и
Подготовка
развернутого перспективного плана
изучения материала каждой темы
и связанных с ним вопросов
включает в себя следующие действия
педагога; планирование системы вопросов
по теме; подбор системы задач и
упражнений по новому материалу и
связанным с ним разделам; планирование
системы вопросов по теме; планирование
системы самостоятельных работ
и домашних заданий по теме; выбор
необходимого фронтального и демонстрационного
эксперимента по теме.
Непосредственная подготовка учителя к уроку и его планирование.
Непосредственная подготовка учителя к уроку заключается в конкретизации тематического плана (поурочное планирование) применительно к каждому уроку, продумывании и составлении планов отдельных уроков. Она должна начинаться с изучения материала конкретного урока в базовом учебнике. Изучая его, учитель мысленно соотносит характер и логику изложения в нем учебного материала с уровнем подготовленности учащихся к его восприятию и со своими дидактическими возможностями.
В целом технологическая цепочка непосредственной подготовки к уроку учителя, работающего на системно-моделирующем уровне (по Г.А. Засобиной), включает в себя следующие конструктивные действия:
Сам этап планирования урока включает в себя три взаимосвязанные стадии: определение целей урока, конкретная разработка дидактического аппарата (содержание методов и средств) и установление структуры урока с проработкой учебных ситуаций. На первой стадии, при определении целей урока, необходимо предусмотреть единство образовательных, развивающих и воспитательных целей, направленных на усвоение знаний, выработку умений и навыков, развитие опыта творческой деятельности и формирование отношений личности. Цели должны обозначаться предельно конкретно, в соответствие с темой и в зависимости от типа урока, имея в виду при этом воспитательную цель, пронизывающую систему уроков. Все это необходимо для обеспечения целостности урока и создания уверенности в том, что на уроке внимание будет фиксироваться на важных, значимых результатах, а не на достижении малозначимых целей. После определения общих целей урока эти цели подразделяются на частные, т.е. на цели отдельных учебных ситуаций.
На второй стадии планирования урока сообразно общим и частным целям отбирается содержание, выбираются формы и методы работы, продумывается использование необходимых средств, намечаются упражнения творческого характера.
На третьей стадии доопределяется структура урока, и разрабатываются учебные ситуации. Так, в частности, важным представляется продумывание учителем своих действий на этапе непосредственной передаче информации, направленных на активизацию внимания учащихся и предупреждение его отвлечения; создание психологического настроя учащихся и передачу им своего положительного отношения к материалу; возбуждение активной самостоятельной мысли; разъяснение учащимся трудного и непонятного; логически правильное, краткое и ясное изложение материала; использование на уроке учебных наглядных пособий и т.п.
На
этом же этапе учитель должен специально
продумать, как он будет воздействовать
не только на интеллектуальную, но и
на мотивационно-потребностную и
эмоционально-волевую сферы
Результатом подготовительной работы к уроку является его рабочий, или поурочный план. Его форма и объем жестко не регламентируются, но в зависимости от опытности педагога и специфики темы краткий план может перерастать в план-конспект или даже конспект с подробным указанием каждого педагогического действия учителя и учащихся. Подробный план свидетельствует о продуманности всех деталей предстоящего урока.
В плане уроке вне зависимости от его оформления должны быть указаны: 1) дата проведения, номер по тематическому плану, класс; 2) тема, цели и задачи урока; 3) структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени на эти этапы; 4) содержание учебного материала; 5) методы и приемы работы учителя и учащихся в каждой учебной ситуации; 6) учебное оборудование, учебные и наглядные пособия; 7) место их использования на уроке [7, с. 438].
§3.
Подготовка педагога
к занятию по специальной
дисциплине
Специальные дисциплины – это основополагающие дисциплины специальности, именно на них происходит становление студента как будущего специалиста. По этой причине подготовка к занятиям по таким дисциплинам имеет ряд особенностей.
План
занятия разрабатывается на основе
ранее составленного
Преподаватель должен выработать для себя систему работы, т.е. комплексное решение любого вопроса, которое осуществляется с учетом современных достижений науки и практики. Опыт передать нельзя. Его нужно изучать. Его невозможно внедрить. Его нужно спроектировать в конкретную педагогическую среду. Он создается в процессе творческого труда.
Изученный “чужой” опыт можно использовать в качестве “строительного материала” в процессе создания своей системы работы, своего опыта.
Процесс
разработки конкретного занятия
представляет собой создание модели
предстоящей учебно-
Обязательно
нужно учитывать
Процесс подготовки к занятиям можно условно разбить на два этапа: перспективный, включающий подготовку к учебному году, и текущий — подготовка к изучению определенной темы учебной программы и очередному уроку.
Подготовка
преподавателя к новому учебному
году включает подготовку учебного кабинета
и разработку планирующей документации.
Как правило, учебный кабинет
подготавливают к новому учебному году
по окончании предыдущего. Перед
началом занятий проводят рабочее
испытание всех технических средств
обучения и контроля для определения
их пригодности к эксплуатации, а
также для восстановления умений
и навыков их эксплуатации [4, с. 296
– 299].
§1.
Поурочный план учебного
занятия
Поурочное планирование — это планирование одного конкретного урока.
В первом этапе подготовительной работы к учебному занятию составим поурочный план учебного занятия для студентов педагогического колледжа по специальности «Дошкольное образование», по дисциплине: «Педагогика», на тему «Сущность, организационные основы функционирования детского коллектива, этапы и уровни развития детского коллектива», используя авторский вариант Г.А. Засобиной.
Цель урока: раскрыть студентам содержание темы урока «Сущность, организационные основы функционирования детского коллектива, этапы и уровни развития детского коллектива»
Задачи урока: дать студентам теоретические знания о сущности детского коллектива, организационных основах функционирования, а также об этапах и уровнях развития детского коллектива.
Тип урока – урок-блок.
Учебный
материал преподносится лекционным
методом – объяснительно-
Для изложения материала по данной теме были использованы следующие наглядные средства: таблицы, схемы, блок-схемы.
План проведения урока:
1 этап - Повторение предыдущего материала, являющегося основой для изучения – 15-20 мин.
2 этап - Объяснение нового материала и работа с учебником – 40-50 мин.
Информация о работе Технология подготовки преподавателя к учебным занятиям