Технология подготовки преподавателя к учебным занятиям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 20:55, контрольная работа

Описание

Формула эффективности учебного занятия включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок качественным быть не может. Подготовка урока – это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретическая часть……………………………………………………… 4
§1. Технология и форма обучения и воспитания…………………………… 4
§2. Технология подготовки преподавателя к уроку……………………… 8
§3 Подготовка педагога к занятию по специальной дисциплине………….. 13
Глава 2. Практическая часть……………………………………………………….. 15
§1. Поурочный план учебного занятия…………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………. 21
Библиографический список………………………………………………………... 23

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа технология подготовки преподавателя к учебным занятиям.docx

— 171.73 Кб (Скачать документ)

    Проектировочную деятельность педагога-мастера, работающего  на системно-моделирующем уровне (по Г.А. Засобиной), на этапе предварительной  подготовки к уроку, завершающуюся  составлением тематического плана, можно представить как конкретную технологию.

    Для того чтобы дать развернутый перспективный  план изучения курса в целом и  связанных с ним вопросов из смежных  дисциплин, он совершает следующие  действия: составляет календарный план изучения материала на длительный срок (полгода, год); устанавливает межпредметные  связи по всему курсу; распределяет материал повторения, способствующий систематизации знаний учащихся; соотносит изучение материала курса с внеучебной образовательной работой по предмету.

    Психолого-педагогический и методический анализ темы курса  до ее изучения с учащимися и соотнесение  материала этой темы с курсом в  целом предполагают осуществление  учителем таких действий, как выделение  узловых понятий и закономерностей  в новом материале и предусмотрение возможных затруднений учащихся в их освоении; определение наиболее рациональных видов деятельности учащихся по овладению новым материалом и  выделение характерных трудностей для учащихся; выбор методов проведения занятия и наиболее эффективных приемов организации учебной работы на разных его этапах [7, с. 435 – 436].

    Подготовка  развернутого перспективного плана  изучения материала каждой темы  и связанных с ним вопросов включает в себя следующие действия педагога; планирование системы вопросов по теме; подбор системы задач и  упражнений по новому материалу и  связанным с ним разделам; планирование системы вопросов по теме; планирование системы самостоятельных работ  и домашних заданий по теме; выбор необходимого фронтального и демонстрационного эксперимента по теме. 
 
 

    Непосредственная  подготовка учителя  к уроку и его  планирование.

    Непосредственная  подготовка учителя к уроку заключается  в конкретизации тематического  плана (поурочное планирование) применительно к каждому уроку, продумывании и составлении планов отдельных уроков. Она должна начинаться с изучения материала конкретного урока в базовом учебнике. Изучая его, учитель мысленно соотносит характер и логику изложения в нем учебного материала с уровнем подготовленности учащихся к его восприятию и со своими дидактическими возможностями.

    В целом технологическая цепочка  непосредственной подготовки к уроку  учителя, работающего на системно-моделирующем уровне (по Г.А. Засобиной), включает в  себя следующие конструктивные действия:

  • выбор рациональной структуры урока и определение его композиционного строения;
  • четкое планирование материала урока, которое включает, в свою очередь, такие действия, как отбор необходимого материала на одно занятие, выделение в нем главного, существенного; расположение к нем теоретического материала от более легкого и простого к более сложному и трудному; определение места и характера демонстраций или эксперимента на занятии; расположение задач и упражнений в порядке нарастания их трудности для учащихся;
  • планирование работы учащихся на уроке включает педагогические действия выбора наиболее рациональных видов учебной работы класса и отдельных учащихся на этапе усвоения нового материала; определение характера деятельности различных групп учащихся и времени опроса; установление возможных затруднений учащихся в тех или иных видах деятельности (устный ответ, решение задач, лабораторная работа, домашнее задание, наблюдение за ходом эксперимента и пр.); увеличение степени самостоятельности учащихся в учебной работе от одного урока к другому;
  • планирование учителем своей работы на занятии предполагает рациональное распределение времени на отдельные этапы урока; выявление логических переходов от одного этапа урока к другому; определение характера руководства работой учащихся по овладению новым материалом на каждом этапе урока; отбор возможных вариантов изменения в ходе урока (если домашняя работа оказалась трудна для большинства учащихся, если на отдельные виды работы придется затратить больше времени, чем предполагалось) [7, с. 436 – 437].

    Сам этап планирования урока включает в  себя три взаимосвязанные стадии: определение целей урока, конкретная разработка дидактического аппарата (содержание методов и средств) и установление структуры урока с проработкой учебных ситуаций. На первой стадии, при определении целей урока, необходимо предусмотреть единство образовательных, развивающих и воспитательных целей, направленных на усвоение знаний, выработку умений и навыков, развитие опыта творческой деятельности и формирование отношений личности. Цели должны обозначаться предельно конкретно, в соответствие с темой и в зависимости от типа урока, имея в виду при этом воспитательную цель, пронизывающую систему уроков. Все это необходимо для обеспечения целостности урока и создания уверенности в том, что на уроке внимание будет фиксироваться на важных, значимых результатах, а не на достижении малозначимых целей. После определения общих целей урока эти цели подразделяются на частные, т.е. на цели отдельных учебных ситуаций.

    На  второй стадии планирования урока сообразно общим и частным целям отбирается содержание, выбираются формы и методы работы, продумывается использование необходимых средств, намечаются упражнения творческого характера.

    На  третьей стадии доопределяется структура урока, и разрабатываются учебные ситуации. Так, в частности, важным представляется продумывание учителем своих действий на этапе непосредственной передаче информации, направленных на активизацию внимания учащихся и предупреждение его отвлечения; создание психологического настроя учащихся и передачу им своего положительного отношения к материалу; возбуждение активной самостоятельной мысли; разъяснение учащимся трудного и непонятного; логически правильное, краткое и ясное изложение материала; использование на уроке учебных наглядных пособий и т.п.

    На  этом же этапе учитель должен специально продумать, как он будет воздействовать не только на интеллектуальную, но и  на мотивационно-потребностную и  эмоционально-волевую сферы личности школьника. Это поможет ему избежать действия факторов, вызывающих негативное отношение к учению (монотонность, стереотипность, шаблонность и т.п.); предусмотреть возможность, использования специальных приемов работы в условиях недостатка времени на уроке (цейтнота), средств эмоционального воздействия, не изменяющих стиля общения и характера требований; применений средств, усиливающих воспитательный потенциал не только содержания урока, но и форм и методов обучения [7, с. 437 – 438].

    Результатом подготовительной работы к уроку  является его рабочий, или поурочный  план. Его форма и объем жестко не регламентируются, но в зависимости  от опытности педагога и специфики  темы краткий план может перерастать  в план-конспект или даже конспект с подробным указанием каждого  педагогического действия учителя  и учащихся. Подробный план свидетельствует  о продуманности всех деталей  предстоящего урока.

    В плане уроке вне зависимости  от его оформления должны быть указаны: 1) дата проведения, номер по тематическому плану, класс; 2) тема, цели и задачи урока; 3) структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени на эти этапы; 4) содержание учебного материала; 5) методы и приемы работы учителя и учащихся в каждой учебной ситуации; 6) учебное оборудование, учебные и наглядные пособия; 7) место их использования на уроке [7, с. 438].

     §3. Подготовка педагога к занятию по специальной дисциплине 

     Специальные дисциплины – это основополагающие дисциплины специальности, именно на них  происходит становление студента как  будущего специалиста. По этой причине  подготовка к занятиям по таким дисциплинам  имеет ряд особенностей.

     План  занятия разрабатывается на основе ранее составленного перспективно-тематического  плана. В широком смысле – нужно готовиться не к конкретному занятию, а к системе занятий. Успех дела решает не эпизодическая подготовка к тому или иному занятию, а система работы преподавателя, которая включает:

  • регулярные занятия по преподаваемой дисциплине;
  • систематическое изучение актуальных вопросов педагогики, психологии, частной методики;
  • углубленное изучение путей тесной связи теории и практики;
  • ознакомление с важнейшими достижениями науки и техники;
  • самовоспитание.

     Преподаватель должен выработать для себя систему  работы, т.е. комплексное решение  любого вопроса, которое осуществляется с учетом современных достижений науки и практики. Опыт передать нельзя. Его нужно изучать. Его  невозможно внедрить. Его нужно спроектировать в конкретную педагогическую среду. Он создается в процессе творческого  труда.

     Изученный “чужой” опыт можно использовать в качестве “строительного материала” в процессе создания своей системы  работы, своего опыта.

     Процесс разработки конкретного занятия  представляет собой создание модели предстоящей учебно-познавательной деятельности студентов по овладению  профессиональными знаниями и дидактической  деятельности преподавателя по управлению этим сложным процессом. Продумывая конструкцию занятия, преподаватель, безусловно, ориентируется на свой опыт преподавания, на собственное творческое видение будущего занятия, учитывает собственные педагогические возможности. Однако такой подход к работе не всегда приводит к устойчивым положительным результатам, т.к. не учитывается опыт коллег, науки, педагогической практики. Поэтому преподавателю необходимо при разработке занятия пользоваться существующими методическими рекомендациями построения занятия по специальной дисциплине.

     Обязательно нужно учитывать подготовленность студентов, наличие и состояние  учебной, материальной и методической баз кабинета или лаборатории. Современное  занятие состоится только тогда, когда оно заключает в себе элементы науки, передового педагогического  опыта, с одной стороны, а с  другой – элементы творческой, поисковой деятельности преподавателя. Хорошее занятие – результат многолетней творческой работы преподавателя по постоянному совершенствованию его структурных компонентов, содержания, организационных форм и методов развивающего обучения.

     Процесс подготовки к занятиям можно условно  разбить на два этапа: перспективный, включающий подготовку к учебному году, и текущий — подготовка к изучению определенной темы учебной программы и очередному уроку.

     Подготовка  преподавателя к новому учебному году включает подготовку учебного кабинета и разработку планирующей документации. Как правило, учебный кабинет  подготавливают к новому учебному году по окончании предыдущего. Перед  началом занятий проводят рабочее  испытание всех технических средств  обучения и контроля для определения  их пригодности к эксплуатации, а  также для восстановления умений и навыков их эксплуатации [4, с. 296 – 299]. 
 

    1. Практическая  часть

    §1. Поурочный план учебного занятия 

    Поурочное планирование — это планирование одного конкретного урока.

    В первом этапе подготовительной работы к учебному занятию составим поурочный план учебного занятия для студентов педагогического колледжа по специальности «Дошкольное образование», по дисциплине: «Педагогика», на тему «Сущность, организационные  основы функционирования детского коллектива, этапы и уровни развития детского коллектива», используя авторский вариант Г.А. Засобиной.

    Цель урока: раскрыть студентам содержание темы урока «Сущность, организационные основы  функционирования детского коллектива, этапы и уровни развития детского коллектива»

    Задачи  урока: дать студентам теоретические знания о сущности детского коллектива, организационных  основах функционирования, а также об этапах и уровнях развития детского коллектива.

    Тип урока – урок-блок.

    Учебный материал преподносится лекционным методом – объяснительно-иллюстративным.

    Для изложения материала по данной теме были использованы следующие наглядные  средства: таблицы, схемы, блок-схемы.

    План  проведения урока:

    1 этап - Повторение предыдущего материала, являющегося основой для изучения – 15-20 мин.

    2 этап - Объяснение нового материала  и работа с учебником – 40-50 мин.

Информация о работе Технология подготовки преподавателя к учебным занятиям