Технология подготовки преподавателя к учебным занятиям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 20:55, контрольная работа

Описание

Формула эффективности учебного занятия включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок качественным быть не может. Подготовка урока – это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретическая часть……………………………………………………… 4
§1. Технология и форма обучения и воспитания…………………………… 4
§2. Технология подготовки преподавателя к уроку……………………… 8
§3 Подготовка педагога к занятию по специальной дисциплине………….. 13
Глава 2. Практическая часть……………………………………………………….. 15
§1. Поурочный план учебного занятия…………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………. 21
Библиографический список………………………………………………………... 23

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа технология подготовки преподавателя к учебным занятиям.docx

— 171.73 Кб (Скачать документ)

    3 этап - Проверка понимания и первичное  закрепление знаний – 15-20 мин.

    4 этап - Задание на дом – 10 мин.

    Литература, использованная по теме урока

  1. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. П 24 для студ. Высш. И сред. Пед. Учеб. Заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – с. 326 – 333.
  2. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – с. 354 – 361.

    Главные вопросы, рассматриваемые в рамках освещения темы:

  1. Сущность детского коллектива
  2. Основные характерные признаки детского коллектива.
  3. Функции детского коллектива
  4. Структура и основные типы детских коллективов
  5. Этапы становления и развития детского коллектива.
  6. Уровень развития детского коллектива
  7. Нижний уровень формирования коллектива

    Вторым  этапом подготовительной работы к учебному занятию будет составление конспекта по вышеуказанной теме.

    1. Задать студентам вопрос, например: как вы думаете, что такое детский коллектив?

    Даем  определение понятию детского коллектива. Детский коллектив – социальная общность, объединяющая детей совместными целями, общей деятельностью и переживаниями.

    Первым  коллективом для ребенка, воспитывающегося в общественной системе образования, становится группа детского сада, затем  школьный класс, внешкольные коллективы, учебная группа колледжа или вуза и т.п.

    2. Попросить студентов самостоятельно определить основные характерные признаки детского коллектива.

    Основные  характерные признаки детского коллектива: 1) наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед; 2) систематическое включение воспитанников в разнообразную общую (совместную) деятельность;                         3) отношения ответственной зависимости; 4) общий выборный орган управления.

    3. Функции детского коллектива. Социальные функции: является естественной формой социальной жизнедеятельности членов общества и в то же время главным воспитателем личности. Выделяют три воспитательные функции коллектива: организационную – детский коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью; воспитательную – детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений; стимулирования – коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.

    4. Структуру и основные типы детских коллективов рассмотрим в таблице 2.

    Таблица 2

    Классификация коллективов

По  времени функционирования По характеру  деятельности По возрастному  составу
- Постоянные 

- Временные

-Классы, отряды (деятельность разнообразная, в  том числе и учебная)

- Секции, кружки, клубы (один вид деятельности )

- По месту  жительства (игровая и др. виды деятельности)

- Одновозрастные 
 

- Разновозрастные

 

    Главным органом коллектива является собрание воспитанников. Для решения оперативных  задач, как правило, формируется  актив и избирается староста. Во многих случаях для организации  и осуществления какого-либо мероприятия  создаются временные коллективные органы (советы, штабы).

    Сплачивающим  ядром коллектива, его организующим центром А. С. Макаренко считал актив. В актив входят воспитанники, выполняющие  те или иные поручения коллектива и состоящие в его органах. В число активистов подбираются  наиболее деятельные и пользующиеся уважением своих товарищей школьники.

    5. Рассмотрим этапы становления и развития коллектива по А.С.Макаренко:

    Этапы становления и развития детского коллектива представлены на данной схеме.

    1-й  этап. Группа детей сплачивается  в результате единоличного требования  педагога. Показатели 1-го этапа:  качественный уровень всех видов  предметной деятельности, выделение  реально действующего актива, проявление  инициативы, общая стабильность  группы.

    2-й  этап. Основные требования к личности  выдвигаются через актив. Актив  имеет реальные полномочия, с  его помощью и через него  педагог воздействует на учащихся.

    3 – этап. Самоуправление. Педагог  передает значительную часть  полномочий реально действующим  органам коллектива.

    В настоящее время сложился другой подход к определению стадий развития коллектива. Л.И. Новикова выделяет 1) стадию сплочения коллектива, 2) стадию превращения  коллектива  в инструмент воспитания всех учащихся и 3) стадию, когда важнейшей  заботой коллектива становится корректировка  социального опыта и развитие творческой индивидуальности каждого  воспитанника.

    6. Уровень сознательно-психологической зрелости – самое существенное качество группы. Изучая детские коллективы Л.И. Уманский выделил признаки социально-психологической зрелости группы, которые проявляются по разному в зависимости от уровня ее развития. Он их объединил в три блока: 1) общественный; 2) личностный 3) блок общих характеристик.

    Пользуясь блок-схемой рассмотрим уровни сознательно-психологической зрелости детского коллектива.

  Общественный блок

Подблок социальной направленности

Подблок конкретной деятельности

 

11

10

9

8

7

6

5

1

2

3

4

     

Блок общих характеристик

Блок общих характеристик

17

16

15

12

13

14

     
     

25

24

23

22

21

20

19

18

 

Подблок волевой  коммуникативности

Подблок эмоциональной  коммуникативности

Подблок интеллектуальной коммуникативности

 

Личностный  блок

 

    Рис. 1. Блок-схема. Признаки социально-психологической зрелости группы.

    1 – ценность, 2 – мотив деятельности, 3 – ценностные ориентации и  групповые нормы, 4 – идеологическая  сфера группового сознания, 5 – общественно-политическая, 6 – управленческая, 7 – трудовая, 8 – познавательная, 9 – спортивная, 10 – культурно-массовая, 11 – игровая, 12 – интегративность, 13 – микроклимат,  14 – референтность, 15 – лидерство, 16 – интрагрупповая активность, 17 – интергрупповая активность, 18 – межличностное восприятие, 19 – установление взаимопонимания,   20 – нахождение общего языка, 21 – межличностные связи, 22 – настрой группы, 23 – потенциал, 24 – стрессоустойчивость, 25 – надежность. 

    7. Нижним уровнем формирования коллектива является группа-конгломерат, т.е. группа ранее непосредственно не знакомых детей, оказавшихся (или собранных) на одном пространстве и в одно время. Их взаимоотношения и взаимодействия поверхностны и ситуативны. Ни один из вышеназванных признаков на этом уровне не проявляется.

    Совместная  жизнедеятельность дает группе возможность перейти к более высоким уровням организации. Этапы в процессе коллективообразования представлены на схеме 2.

Информация о работе Технология подготовки преподавателя к учебным занятиям