Теоретические основы профессионального мастерства и деятельности социального педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 09:06, контрольная работа

Описание

В течение последних лет мы должны наблюдать усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решение жизненных проблем ребенка. Любое государственное учреждение, в стенах которого оказываются дети, сталкивается со множеством неразрешенных проблем, их количество постоянно возрастает: происходит усиление социальной функции государственных учреждений; назначаются на роль социального работника, социального педагога специалисты; происходит утверждение нормативно-правовой и финансовой базы для их деятельности; возникает система подготовки и повышение квалификации специалистов.

Содержание

Введение………………………...…………..……..…………………………………3


I. Теоретические основы профессионального мастерства и деятельности социального педагога………………….………………………….…………...…….4


1.1. Профессиональное мастерство и педагогическая технология социального педагога в современных условиях……………………………………………...…..4

1.2. Современное состояние и перспективы развития специальности……….…5


1.3. Планирование социально- педагогической работы…………………..…....8


1.4. Методы работы социального педагога………………….………….…....….11


1.5. Качества социального педагога, определенные профессиональным стандартом…………………………………………………….…………………….11


Заключение…………………………..…………………...…………………….…...13


Список литературы………………………...………...…….…………….…………15

Работа состоит из  1 файл

1.методы с.п. - копия.doc

— 131.00 Кб (Скачать документ)

       Содержание 

Введение………………………...…………..……..…………………………………3 

I. Теоретические основы профессионального мастерства и деятельности социального педагога………………….………………………….…………...…….4 

1.1. Профессиональное мастерство и педагогическая технология социального педагога в современных условиях……………………………………………...…..4

1.2.   Современное состояние и перспективы развития специальности……….…5

 

1.3.   Планирование социально- педагогической   работы…………………..…....8 

1.4.   Методы работы социального педагога………………….………….…....….11 

1.5.  Качества социального педагога, определенные профессиональным стандартом…………………………………………………….…………………….11 

Заключение…………………………..…………………...…………………….…...13 

Список  литературы………………………...………...…….…………….…………15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение 

       В течение последних лет мы должны наблюдать усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решение жизненных проблем ребенка. Любое государственное учреждение, в стенах которого оказываются дети, сталкивается со множеством неразрешенных проблем, их количество постоянно возрастает: происходит усиление социальной функции государственных учреждений; назначаются на роль социального работника, социального педагога специалисты; происходит утверждение нормативно-правовой и финансовой базы для их деятельности; возникает система подготовки и повышение квалификации специалистов.

       Значительная  роль в процессе воспитания подрастающего  поколения отводится сотрудничеству  семьи и школы.    

       Семья должна оказывать помощь школе в  успешном осуществлении закона об образовании в организации деятельности учащихся.

       Поэтому в настоящий момент необходимо углублять взаимодействие семьи и школы, повышать ответственность отцов и матерей за воспитание детей. И организовать эту работу должна школа. В связи с этим возрастает значение работы учителя, психолога, социального педагога в школе по организации этой деятельности, от которой зависит успех решения многих проблем и вопросов.

       Социальный  педагог, непосредственно работающий с детьми, может по сути своей профессиональной деятельности внести посильный вклад в дело укрепления семьи. Организуя в школе совместную работу семьи и классных руководителей, он стремится к достижению конечной цели-обеспечению оптимального личностного развития каждого ребенка. На сегодняшний день социальный педагог рассматривает семью, как социальную среду, которая коренным образом определяет ситуацию развития ребенка в период детства. Но в тоже время, на современном этапе, социальный педагог испытывает значительные трудности: бывает трудно установить суть проблемы, разобраться в причинах тех или иных нарушений. Так как нет конкретной отдельной специальности Классный руководитель, поэтому функцию классного руководства выполняют, даже можно сказать только частично, учителя предметники, которые при всем том имеют нагрузку учебных часов.

       Поэтому социальному педагогу необходимо подключаться к организации процесса взаимодействия учителя, семьи и ребенка, приложить все усилия для оптимальной, результативной работы.

       Как показывает наблюдение, для успешного  становления социального педагога  необходимо воссоздание целостного видения им человека, обретение как можно более полного представления об условиях жизни и развития ребенка; накопление знаний о месте и о роли педагога в решении жизненно важных проблем, касающихся развития ребенка, - все это можно считать качественными характеристиками профессионального самоопределения социального педагога. 

       Теоретические основы профессионального  мастерства и деятельности социального педагога 

       1.1. Профессиональное мастерство и педагогическая технология социального педагога в современных условиях. 

       В современных условиях в работе различных  социальных структур определились основные направления социальной работы, которой занимается и социальный педагог. Это:

  • оказание материальной помощи (денежная, патронат, пособия и льготы, помощь в быту);
  • организация социальной заботы (работа с людьми, подбор сотрудников, проверка, пропаганда лучшего опыта);
  • влияние на человека.

       Процесс влияния на человека — это процесс педагогического и психологического воздействия. Этим занимается социальный работник, социальный педагог.

       Социальному педагогу необходимо осознать, что  такое социальное воспитание, педагогика семьи, личность ребенка, какие существуют методы общения и воздействия на ребенка, особенности работы с трудными подростками.

       Попытаемся  выделить, что же является главным  в работе социального педагога, чем она отличается от работы педагога школы, педагога — предметника и даже классного руководителя или воспитателя школы-интерната или группы продленного дня.

       Учителю чаще всего приходится работать с  классом или группой, и в основном, его методы направлены на работу с коллективом. Социальный педагог работает с отдельной личностью, с отдельным ребенком, подростком, а если с группой, то небольшой, если с семьей, то и здесь с каждым в отдельности.

       В чем основное назначение социального  педагога? Это социальная защита ребенка, подростка, оказание ему социальной или медицинской помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию.

       Для решения этих задач социальный педагог  изучает ребенка, его состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоления.  В этом одна из главнейших задач социального  педагога. Поддержать ребенка в трудную минуту — дело не легкое. Поддержать духовно, научить свыкнуться с бедой, искать выход, найти путь и принять решение, вселить веру в ребенка, убедить его, что все в его жизни можно изменить к лучшему.

       Педагог связывается со специалистами, со службами социальной защиты, которые способны помочь ребенку. Для этого необходимо, чтобы он был профессионально подготовлен, достаточно образован для ведения воспитательной и учебной работы. Сегодня это называется педагогическим мастерством.

       Педагогическое  мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний и умений. Каждый учитель — это личность.

       В существующем уставе школы определены профессиональные обязанности учителя. Его труд интеллектуальный, требующий психологических, духовных, умственных и физических сил.

       Педагог должен знать свои способности, чем он может достичь успеха и знать свои недостатки. Один педагог владеет даром красноречья, другой умеет разжечь энергию ребят, быть любознательным и увлеченным. Влияние педагога на ребенка зависит от его личных качеств.

       Представить труд социального педагога без рассмотрения вопроса его профессионального педагогического мастерства и педагогической техники невозможно. Но так как диапазон его деятельности достаточно широк, чтобы создать общее представление, рассмотрим несколько вопросов.

       Социальный  педагог должен владеть профессиональными  знаниями: знать педагогику и психологию, физиологию развития ребенка и методику воспитательной работы. Эти знания помогут педагогу изучить ребенка, проанализировать его поведение. Изучая ребенка, следует обратить внимание в первую очередь, на круг его общения. Социальный педагог должен уметь организовать, деятельность и сотрудничество детей.

       Существует  еще понятие — педагогическая технология, которой также должен владеть социальный педагог. Это значит, владеть приемами, умениями и навыками влиять на воспитанников.

       Актуальным  является наличие у социального  педагога организаторских способностей, умения и быстро принять решение, быстро организовать реабилитационную работу. Но главное - быть добрым.

       1.2. Современное состояние и перспективы развития специальности.

       Прежде  всего, надо отметить, что данным специалистам приходится сталкиваться с самыми разнообразными проблемами социальной жизни ребенка и не всегда готовы к их разрешению. Поле профессиональной деятельности социального педагога определяется современным состоянием социальной и педагогической реальностью, социальными ожиданиями детей, родителей и коллег. При этом объектом внимания специалиста всегда является проблемная (трудная) жизненная ситуация.

       Для начинающих социальных педагогам знакомство с материалами анализа содержания социально – педагогической работы может быть полезным, так  как  позволит увидеть вопросы и проблемы, с которыми придется встретиться  в первую очередь.

       “Изучив  проблемное поле профессиональной  деятельности социальных педагогов, можно отметить, что наибольшие трудности они испытывают при решении следующих проблем:

  • Проблемы детей, которые не находят себе места в нормальном социуме, дезадаптированные по отношению к нормам социальной жизни и к жизни в коллективе, это как правило, дети, имеющие криминальный контакт;
  • Проблемы тяжелого материального положения родителей, безнадзорность, алкоголизм и, как следствие, педагогическая запущенность детей, педагогическая безграмотность, их негативность и/или нежелание заниматься полноценным воспитанием детей;
  • Разрешение проблем психологического состояния ребенка при наличии многосторонних иерархических конфликтов между администрацией школы, родителями  и учениками”.(№7, с.14)

       На  основе изучения содержания  профессиональной деятельности социальных педагогов были выявлены три  ведущие функции социально - педагогической работы.

  • Профилактическая - профилактика проблемной жизненной ситуации ребенка, предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребенка, совместное с ним преодоление трудностей на пути к решению жизненно важных задач.
  • Защитно-охранная – защита и охрана прав ребенка в уже сложившейся трудной жизненной ситуации: защита ребенка о социальной среды, если у него возникают проблемы с адаптацией к ней, и защита социальной среды от деструктивного влияния на нее со стороны ребенка.
  • Организационная – координация действий или средств, которые способствуют выходу ребенка из трудной жизненной ситуации; развитие и упрочнение социальных связей.

       Выполняя  в своей деятельности эти три  функции, социальный педагог может  применять одни и  те же средства для работы с различными группами детей.

       Рассмотрим  средства, которые используются социальными  педагогами при реализации данных функций.

       “Профилактическая функция”:

  • Изучение условий развития ребенка в семье, в школе, определение уровня его личностного и физического состояния, социального статуса семьи с помощью социологических опросов и т.д. 
  • Первичная профессиональная диагностика с применением методик определения профессиональной направленности, интересов ребенка и семьи.
  • Включение элементов социального воспитания в предметы базового учебного цикла.
  • Правовое, психологическое, педагогическое просвещение родителей, учителей, учащихся.
  • Учебные и практические занятия, ролевые игры, тренинги.

       Защитно-охранная функция:

  • Создание картотеки, банки данных наблюдаемых детей и семей о проблемных или конфликтных ситуациях.
  • Подготовка документации для педагогических консилиумов, для представления интересов детей в государственных учреждениях социального обеспечения и в правоохранительных органах. 
  • Оформление в ПТУ, сменную школу, помощь в трудоустройстве детей и подростков, помощь в трудоустройстве детей и подростков, помощь в прохождении медицинской комиссии, врачебного обследования.
  • Индивидуальные беседы, групповые занятия с участниками сложных и конфликтных ситуаций, обеспечение контакта детей с родителями и учителями в случае возникновения конфликта.
  • Комплексный, многосторонний анализ проблемной ситуации на основе определенного концептуального подхода.
  • Подготовка семей, детей,  учителей к оказанию самопомощи в критической ситуации.

Информация о работе Теоретические основы профессионального мастерства и деятельности социального педагога