Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 09:06, контрольная работа
В течение последних лет мы должны наблюдать усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решение жизненных проблем ребенка. Любое государственное учреждение, в стенах которого оказываются дети, сталкивается со множеством неразрешенных проблем, их количество постоянно возрастает: происходит усиление социальной функции государственных учреждений; назначаются на роль социального работника, социального педагога специалисты; происходит утверждение нормативно-правовой и финансовой базы для их деятельности; возникает система подготовки и повышение квалификации специалистов.
Введение………………………...…………..……..…………………………………3
I. Теоретические основы профессионального мастерства и деятельности социального педагога………………….………………………….…………...…….4
1.1. Профессиональное мастерство и педагогическая технология социального педагога в современных условиях……………………………………………...…..4
1.2. Современное состояние и перспективы развития специальности……….…5
1.3. Планирование социально- педагогической работы…………………..…....8
1.4. Методы работы социального педагога………………….………….…....….11
1.5. Качества социального педагога, определенные профессиональным стандартом…………………………………………………….…………………….11
Заключение…………………………..…………………...…………………….…...13
Список литературы………………………...………...…….…………….…………15
Содержание
Введение………………………...…………..……..
I. Теоретические
основы профессионального мастерства
и деятельности социального педагога………………….………………………….………
1.1.
Профессиональное мастерство и педагогическая
технология социального педагога в современных
условиях……………………………………………...….
1.3.
Планирование социально- педагогической
работы…………………..…....8
1.4.
Методы работы социального педагога………………….………….…....….11
1.5.
Качества социального педагога, определенные
профессиональным стандартом……………………………………………………
Заключение…………………………..………………….
Список
литературы………………………...………...……
Введение
В течение последних лет мы должны наблюдать усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решение жизненных проблем ребенка. Любое государственное учреждение, в стенах которого оказываются дети, сталкивается со множеством неразрешенных проблем, их количество постоянно возрастает: происходит усиление социальной функции государственных учреждений; назначаются на роль социального работника, социального педагога специалисты; происходит утверждение нормативно-правовой и финансовой базы для их деятельности; возникает система подготовки и повышение квалификации специалистов.
Значительная роль в процессе воспитания подрастающего поколения отводится сотрудничеству семьи и школы.
Семья должна оказывать помощь школе в успешном осуществлении закона об образовании в организации деятельности учащихся.
Поэтому в настоящий момент необходимо углублять взаимодействие семьи и школы, повышать ответственность отцов и матерей за воспитание детей. И организовать эту работу должна школа. В связи с этим возрастает значение работы учителя, психолога, социального педагога в школе по организации этой деятельности, от которой зависит успех решения многих проблем и вопросов.
Социальный педагог, непосредственно работающий с детьми, может по сути своей профессиональной деятельности внести посильный вклад в дело укрепления семьи. Организуя в школе совместную работу семьи и классных руководителей, он стремится к достижению конечной цели-обеспечению оптимального личностного развития каждого ребенка. На сегодняшний день социальный педагог рассматривает семью, как социальную среду, которая коренным образом определяет ситуацию развития ребенка в период детства. Но в тоже время, на современном этапе, социальный педагог испытывает значительные трудности: бывает трудно установить суть проблемы, разобраться в причинах тех или иных нарушений. Так как нет конкретной отдельной специальности Классный руководитель, поэтому функцию классного руководства выполняют, даже можно сказать только частично, учителя предметники, которые при всем том имеют нагрузку учебных часов.
Поэтому социальному педагогу необходимо подключаться к организации процесса взаимодействия учителя, семьи и ребенка, приложить все усилия для оптимальной, результативной работы.
Как
показывает наблюдение, для успешного
становления социального педагога
необходимо воссоздание целостного видения
им человека, обретение как можно более
полного представления об условиях жизни
и развития ребенка; накопление знаний
о месте и о роли педагога в решении жизненно
важных проблем, касающихся развития ребенка,
- все это можно считать качественными
характеристиками профессионального
самоопределения социального педагога.
Теоретические
основы профессионального
мастерства и деятельности
социального педагога
1.1.
Профессиональное мастерство
и педагогическая технология
социального педагога
в современных условиях.
В современных условиях в работе различных социальных структур определились основные направления социальной работы, которой занимается и социальный педагог. Это:
Процесс влияния на человека — это процесс педагогического и психологического воздействия. Этим занимается социальный работник, социальный педагог.
Социальному педагогу необходимо осознать, что такое социальное воспитание, педагогика семьи, личность ребенка, какие существуют методы общения и воздействия на ребенка, особенности работы с трудными подростками.
Попытаемся выделить, что же является главным в работе социального педагога, чем она отличается от работы педагога школы, педагога — предметника и даже классного руководителя или воспитателя школы-интерната или группы продленного дня.
Учителю чаще всего приходится работать с классом или группой, и в основном, его методы направлены на работу с коллективом. Социальный педагог работает с отдельной личностью, с отдельным ребенком, подростком, а если с группой, то небольшой, если с семьей, то и здесь с каждым в отдельности.
В чем основное назначение социального педагога? Это социальная защита ребенка, подростка, оказание ему социальной или медицинской помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию.
Для решения этих задач социальный педагог изучает ребенка, его состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоления. В этом одна из главнейших задач социального педагога. Поддержать ребенка в трудную минуту — дело не легкое. Поддержать духовно, научить свыкнуться с бедой, искать выход, найти путь и принять решение, вселить веру в ребенка, убедить его, что все в его жизни можно изменить к лучшему.
Педагог связывается со специалистами, со службами социальной защиты, которые способны помочь ребенку. Для этого необходимо, чтобы он был профессионально подготовлен, достаточно образован для ведения воспитательной и учебной работы. Сегодня это называется педагогическим мастерством.
Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний и умений. Каждый учитель — это личность.
В существующем уставе школы определены профессиональные обязанности учителя. Его труд интеллектуальный, требующий психологических, духовных, умственных и физических сил.
Педагог должен знать свои способности, чем он может достичь успеха и знать свои недостатки. Один педагог владеет даром красноречья, другой умеет разжечь энергию ребят, быть любознательным и увлеченным. Влияние педагога на ребенка зависит от его личных качеств.
Представить труд социального педагога без рассмотрения вопроса его профессионального педагогического мастерства и педагогической техники невозможно. Но так как диапазон его деятельности достаточно широк, чтобы создать общее представление, рассмотрим несколько вопросов.
Социальный педагог должен владеть профессиональными знаниями: знать педагогику и психологию, физиологию развития ребенка и методику воспитательной работы. Эти знания помогут педагогу изучить ребенка, проанализировать его поведение. Изучая ребенка, следует обратить внимание в первую очередь, на круг его общения. Социальный педагог должен уметь организовать, деятельность и сотрудничество детей.
Существует еще понятие — педагогическая технология, которой также должен владеть социальный педагог. Это значит, владеть приемами, умениями и навыками влиять на воспитанников.
Актуальным является наличие у социального педагога организаторских способностей, умения и быстро принять решение, быстро организовать реабилитационную работу. Но главное - быть добрым.
Прежде всего, надо отметить, что данным специалистам приходится сталкиваться с самыми разнообразными проблемами социальной жизни ребенка и не всегда готовы к их разрешению. Поле профессиональной деятельности социального педагога определяется современным состоянием социальной и педагогической реальностью, социальными ожиданиями детей, родителей и коллег. При этом объектом внимания специалиста всегда является проблемная (трудная) жизненная ситуация.
Для
начинающих социальных педагогам знакомство
с материалами анализа
“Изучив проблемное поле профессиональной деятельности социальных педагогов, можно отметить, что наибольшие трудности они испытывают при решении следующих проблем:
На основе изучения содержания профессиональной деятельности социальных педагогов были выявлены три ведущие функции социально - педагогической работы.
Выполняя в своей деятельности эти три функции, социальный педагог может применять одни и те же средства для работы с различными группами детей.
Рассмотрим средства, которые используются социальными педагогами при реализации данных функций.
“Профилактическая функция”:
Защитно-охранная функция: