Теоретические основы профессионального мастерства и деятельности социального педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 09:06, контрольная работа

Описание

В течение последних лет мы должны наблюдать усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решение жизненных проблем ребенка. Любое государственное учреждение, в стенах которого оказываются дети, сталкивается со множеством неразрешенных проблем, их количество постоянно возрастает: происходит усиление социальной функции государственных учреждений; назначаются на роль социального работника, социального педагога специалисты; происходит утверждение нормативно-правовой и финансовой базы для их деятельности; возникает система подготовки и повышение квалификации специалистов.

Содержание

Введение………………………...…………..……..…………………………………3


I. Теоретические основы профессионального мастерства и деятельности социального педагога………………….………………………….…………...…….4


1.1. Профессиональное мастерство и педагогическая технология социального педагога в современных условиях……………………………………………...…..4

1.2. Современное состояние и перспективы развития специальности……….…5


1.3. Планирование социально- педагогической работы…………………..…....8


1.4. Методы работы социального педагога………………….………….…....….11


1.5. Качества социального педагога, определенные профессиональным стандартом…………………………………………………….…………………….11


Заключение…………………………..…………………...…………………….…...13


Список литературы………………………...………...…….…………….…………15

Работа состоит из  1 файл

1.методы с.п. - копия.doc

— 131.00 Кб (Скачать документ)

       Организационная функция:

  • Организация групповых тематических консультаций специалистов с приглашением юристов, психологов, врачей.
  • Обеспечение индивидуальной консультативной и практической помощи родителям, учителям, учащимся.
  • Контакт с органами местной власти и муниципальными службами по социальной защите семьи и детства с правоохранительными органами, с родительскими общественными организациями школы, района, города.
  • Организация школьных мероприятий (бесплатное питание, льготные проездные билеты для учащихся).
  • Организация досуга и отдыха через связь с детскими объединениями и учреждениями дополнительного образования.
  • Выработка решений и рекомендаций, разработка программы действий.
  • Разработка  рекомендаций по организации социально- ориентированного учебно-воспитательного процесса  в ОУ.
  • Связь со спонсорами, шефами, организация гуманитарной и материальной помощи.

       С целью оказания помощи и поддержки  социальным педагогам создается  система методической службы на городском  и районном уровнях, разрабатывается  методическая база для аттестации и  повышения квалификации. Но сегодня  становления специальности “социальный педагог в основном зависит от того, как складывается опыт социально-педагогической работы в каждом конкретном образовательном учреждении, ибо до настоящего времен этот процесс протекал стихийно, часто зависел от личностных качеств специалиста и общественного мнения среди субъектов образовательного процесса. Поэтому очевидным становится тот факт, что профессиональное самоопределение является ведущим фактором на данном этапе становления специальности.

       Объединение усилий социальных педагогов в этом направление может принести ощутимый результат в общем деле. Так, каждый социальный педагог может сделать свой вклад в создании единого информационного банка данных; в обогащение арсенала социально-педагогической технологий путем использования активных форм взаимодействия с ребенком, переноса и адаптации отдельных форм социально-культурной, психолого-педагогической, валеологической работы в область социальной педагогика.

       1. 3. Планирование социально – педагогической работы.

       Планирование определяет структуру и содержание социально – педагогической деятельности на определенной период. Существует перспективное, календарное и текущее планирование, а также различные формы моделирования и проектирование, а также различные формы моделирования и проектирования социально – педагогической деятельности.

       Форма планов

  1. Перспективный план на год, на два и более.
  2. Циклограмма.
  3. Календарный план на полугодие, четверть, месяц.
  4. План- график работы на месяц, неделю, день.
  5. План – сетка на месяц и на неделю.

       Структура и содержание плана

       Перспективный план

       Перспективный план отражает цели и движение к ним на ближайшее будущее, исходя из анализа прошлого и с учетом настоящего состояния дел.

       Перспективный план имеет следующие разделы: аналитическая  записка, цели и задачи, содержание по направлениям работы.

       Аналитическая записка – Состояние социальной жизни учащихся, наиболее актуальные проблемы, социальные группы детей, находящиеся в трудной жизненной ситуации, количественно - качественный анализ результативности работы социального педагога за прошедший период, характеристика его социальных связей и включенности других специалистов ОУ в решение проблем социальной жизни ребенка. Выводы о том, что же является объектом социально - педагогической деятельности сегодня и какие вопросы должны стать наиболее актуальными в ближайшем будущем.

       Цели  и задачи плана

       Цель  определяет стратегию работы социального педагога, отражает предмет социально педагогической деятельности как двух сторонний процесс:

  • Процесс становления личности ребенка как субъекта социальной жизни;
  • Процесс создания педагогически целесообразной среды;

       Цели  по профилактике, предупреждению возникновения проблемных жизненных ситуации; социальный педагог выступает в роли наставника при непосредственном общении с ребенком или его окружением.

       Цели  по защите и охране прав ребенка в уже возникшей трудной ситуации; социальный педагог выступает в роли посредника между ребенком  и взрослым, ребенком и его окружением.

       Цели  по управлению действиями субъектов социальной жизни, от которых зависит разрешение проблем социальной жизни ребенка; социальный педагог выступает в роли координатора.

       Задачи  определяют ближайшую перспективу разрешения проблем социальной жизни детей в определенном направление социально – педагогической деятельности (СПД); одна цель может быть достигнута через реализацию задач по нескольким направлениям.

       В каждом разделе плана указываются мероприятия, которые должны обеспечить выполнение поставленных задач в данном направление. Сроки их проведения, должностные лица, совместно с которыми решаются эти задачи: администрация, учителя, классные руководители, специалисты ОУ.

       В разделе “Профилактическая работа” учитывается содержание всех компонентов образовательного процесса данного ОУ. В содержание плана СПД должны быть отражены:

  • Меры по усилению социальной ориентации содержания, методов организации учебной деятельности в базовых предметах учебного плана и изменение отношений ”учитель - ученик”;
  • Действия по включению в учебный план предметов по выбору школы, формирующих социальные знания;
  • Занятия в ходе дополнительного образования и в ходе событий школьной жизни, развивающих социальное чувство и поведение.

       Все это является средствами профилактики возникновения проблемных жизненных  ситуаций ребенка.

       При описании каждого направления СПД в любом разделе плана надо соблюдать определенную логику шагов:

  • Сбор информации и диагностика;
  • Прогнозирование результата и чего-то полагания;
  • Непосредственное осуществление действий и контроль   результативностью.

       Для повышения эффективности и оперативности работы дополнительно используются и другие формы планирования.

       Календарное планирование позволяет уточнить расположение событий, упорядочить действия социального педагога во времени и пространстве.

       Циклограмма помогает распределить во времени работу по отдельным направлениям и согласовать между собой этапы СПД.

       Календарный план составляется на полугодие, чаще всего на месяц, иногда на неделю.

       Календарный план помогает выявить последовательность действий социального педагога по каждому направлению, уточнить место и время проведения событий, ответственных за результат.

Направления и формы социально-педагогической работы Дата  и место Ответственный
     Профориентационная  работа:
  • Тестирование девятиклассников;
 
 
     
  • Сбор, анализ информации о социальных ожиданиях обучающихся и выступление на родительском собрание

      
 

  10.10

  (центр  по труду и занятости)

  28.10

  (актовый  зал)

  Кл. руководители

  9-х  классов  

  соц. педагог

Совершенствование контактов с многодетными родителями
  • Выявление наиболее активных, способных решать проблемы своей семьи, проведение совещания по прогнозированию совместных действий;
  • Собрание родителей всех многодетных семей по поводу создания общественной организации;
 
     
  • Подготовка  письма в отдел социальной защиты семьи и детства и совещание с активом по планированию работы  
 
 
  7.10(каб. 23) 
 

  14.10

  (каб.28) 
 

  21.10

  (каб.23)

 
 
  Соц. педагог, Кл. руководитель 

  Соц. педагог, зам. дир. по воспитательной работе

  Соц. педагог

Представитель из отдела по соц. защите семьи и детства

 

       План  – график на месяц, на неделю или на день – это форма текущего планирования, которая позволяет расположить регулярно повторяющиеся мероприятия в определенной последовательности.

       План  – график на день: существуют дни, когда не обходимо провести много обязательных мероприятий и надо равномерно распределить время и т.д.

День Время Содержание  деятельности и формы  работы
   Понедельник 8.30-9.00 
 

9.00-10.00 

11.00-13.00 

14.00-15.00 

15.00-16.30

  День  посвящен работе с детьми, состоящими на внутришкольном контроле.

  Встреча с детьми, уклоняющимися от обучения (по особому графику)

  Контроль  за посещением уроков теми, кто стоит  на внутришкольном учете.

  Встреча с завучем и учителями по поводу детей, уклоняющихся от учебы.

  Собеседование с детьми, имеющими отклонения в  поведении.

  Оформление  документации.

       Моделирование как средство программно – целевого метода управления развитием СПД является дополнением к перспективному и календарному планированию, когда возникает необходимость количественно – качественных изменений в результатах  СПД.

       В процессе разработки программы можно выделить пять стадий:

  1. Анализ проблем социальной жизни ребенка, социальной группы детей (объекты  СПД) и имеющийся опыт их разрешения.
  2. Выявление тех, кто в социальной жизни является участниками этой проблемной ситуации и тех, кто выступит субъектом СПД, их реальных возможностей.
  3. Формулировка ведущих стратегических идей, определение предмета и цели обновления СПД.
  4.   Формирование плана действий на первом этапе осуществления программы.
  5. Экспертиза программы.

       На  каждой стадии надо точно рассчитать шаги социального педагога, а затем включить его действия в общую систему планирования рабочего времени.

       На  каждом этапе реализации программы  необходимо скрупулезно анализировать  результат движения к цели, причины  успеха и неудач, корректировать цели, или изыскивать скрытые ресурсы для решения проблем данного типа и совершенствовать свое профессиональное мастерство.

       1. 4. Методы работы социального педагога

       Завершая  разговор о деятельности социального  педагога, следует остановиться на его методах работы. Их диапазон также многообразен; рассмотрим первостепенные.

       Самым распространенным и естественным является метод наблюдения.

       Именно  он дает педагогу больше всего материала  для воспитательной работы. Педагог  наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в общении с детьми. Но эту способность можно развить. Нужно знать ребят. Начинающему педагогу помогут записи своих наблюдений, а общение поближе нужно начинать с двумя-тремя ребятами, постараться узнать их. Работая с группой делать пометки об отдельных ребятах, стараясь не оставить без внимания «незаметных». Заметки помогут обратить внимание и на пассивных.

       Чаще  всего социальный педагог прибегает к методу беседы. Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение.

       Исследователи выделяют еще метод социометрии, при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.

       При изучении ребенка педагог не может  обойтись без анализа его психологического и социального состояния, того, что исследователи называют «ядром ребенка».

       1.5. Качества социального  педагога, определенные  профессиональным  стандартом.

  1. умение выслушать других с пониманием и целенаправленностью;
  2. умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для подготовки социальной истории, оценки ситуации;
  3. умение создавать и развивать отношения, способствующие успешной профессиональной деятельности;
  4. умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, применять знания по социальной педагогике или практической психологии, по теории личности и диагностические методы;
  5. умение активизировать усилия подопечных (индивидов, групп, общины) по решению собственных проблем, добиться их доверия;
  6. умение обсуждать острые темы в позитивном эмоциональном настрое и без выражения угроз;
  7. умение разрабатывать новаторские решения проблем подопечных ;
  8. умение выявлять нужды для определения терапевтических зависимостей;
  9. умение вести исследования или интерпретировать выводы исследований и положений профессиональной литературы;
  10. умение обеспечивать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами
  11. умение обеспечивать межведомственные связи;
  12. умение интерпретировать и выявлять социальные нужды и докладывать о них в соответствующие органы (администрация,  финансовые органы, общественные организации).

Информация о работе Теоретические основы профессионального мастерства и деятельности социального педагога