Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:15, методичка

Описание

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Чем отличается идеология, структура, требования, содержание ФГОС от стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускника начальной школы? Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Работа состоит из  1 файл

современный урок.doc

— 1.82 Мб (Скачать документ)

    При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.

Структура  современных   уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования:

       проблемы, с которыми столкнулись учителя начальных классов: неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении, заставили новый  ФГОС  существенно изменить портрет выпускника начальной школы.

       если ученик будет обладать качествами, заложенными в  ФГОС, то он, перейдя в среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы.

       таким образом, в отличие от стандарта 2004 года новые  ФГОС  вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.

      

       Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

           Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

          Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться.

 

 

  Список литературы:

1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). - М.: Поосвещение,2010.-191с.-(Стандарты второго поколения)

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические  требования   к   современному   уроку. 

                                         

Отдел образования Дятловского райисполкома

Районный учебно-методический кабинет

ГУО «Новоельнянская СОШ»

 

 

 

Современный урок

на 1-ой ступени общего среднего образования:

пути интенсификации

 

 

 

 

 

 

 

 

Дятлово

2011


 

В брошюре представлены дидактические требования к современному уроку; педагогические требования к современному уроку на разных этапах; активные методы обучения, используемые при обучении учащихся начальных классов; уроки-тренинги в начальных классах.

Адресуется учителям начальных классов.

 

 

 

 

 

 

Материал подготовила Бакович Е.А., руководитель внутришкольного методического объединения учителей начальных классов и воспитателей групп продленного дня ГУО «Новоельнянская СОШ»

 

 

 

 

 

Содержание

 

Современный урок в начальной школе ……………………………………..4

Дидактические требования к современному уроку ………………………11

 

Организация и оценка современного урока в начальной школе………..14

 

Педагогические требования к современному уроку на разных этапах ...22

 

Активные формы и методы проведения уроков…………………………...28

Активные методы обучения, используемые при обучении  учащихся начальных классов……………………………………………………………..33

Создание ситуации успеха на уроке………………………………………….36

Уроки-тренинги в начальных классах……………………………………...38

Список используемой литературы ………………………………………….45

 

 


Современный урок в начальной школе

Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Если раньше традиционной была задача дать ученику определенную сумму знаний, умений и навыков, необходимых для его социализации и эффективного участия в общественном производстве. В настоящее время задача образования направлена на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.

В решении этой важной задачи ведущая роль принадлежит учителю, его профессионализму. Сегодня стало ясно, что только творческий учитель, обладающий явно выраженным индивидуальным стилем деятельности, высокой профессиональной мобильностью, владеющий искусством профессионального общения, педагогическими технологиями, умеющий свободно мыслить и брать на себя ответственность за решение поставленных перед ним задач, способен повысить качество школьного образования, поднять общий уровень культуры подрастающего поколения, внося тем самым вклад в развитие и совершенствование общества в целом.

Классно-урочная система предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены. Но основной формой организации обучения в школе является урок.

Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть уже более 350 лет [13]. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. Основные положения, характеризующие урок, заложены в 17 – 19 века в трудах Я.А. Коменского, И.Ф. Гербарта, А. Дистервега, К.Д. Ушинского. Классно-урочная система, первоначально разработанна и описанна Яном Амосом Коменским (1592 – 1670, чешский мыслитель-гуманист, педагог) в его книге «Великая дидактика» [6]. Дальнейшее развитие классического учения Я.А. Коменского об уроке в отечественной педагогике осуществил Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870). Он глубоко научно обосновал все преимущества классно-урочной системы и создал стройную теорию урока, в частности обосновал его организационное строение и разработал типологию уроков [5]. И.Ф. Гербарт (1776 - 1841) разработал теорию ступеней обучения, ставшую широко известной среди педагогов всех стран. Он сделал попытку привести обучение в соответствии с законами психической деятельности ребёнка, которую он понимал как механизм деятельности апперцептивного процесса [5]. А. Дистервег (1790-1866) разработал систему принципов и правил обучения, касающихся деятельности учителя и ученика, обосновал необходимость учета возрастных возможностей учащихся [4].

В 50-60-е годы происходит отрицание прежних представлений об уроке. Специалисты в области дидактики, педагогики, психологии, методики начинают исследовать «новый» урок, одновременно создавая теорию и практику современного урока.

Наиболее фундаментальное исследование урока было проведено М.И. Махмутовым и представлено в монографии «Современный урок» (1985 г.) [11].

Исследованием понятия «урок», описанием его элементов можно найти в работах следующих авторов: Г.Д. Кириллова, В.А. Онищук, Ю.Б. Зотов и др. Более многочисленная группа педагогов пишет только об отдельных элементах урока и его теории. Учитель получает частичные сведения об уроке (о требованиях к уроку, о структуре урока, о его анализе и т. д.). Таковы, например, работы Н.Г. Дайри, Ю.А. Конаржевского, М.Н. Скаткина, Н.А. Сорокина, Н.Е. Щурковой, Н.М. Яковлева и других авторов.

В современной педагогической литературе встречается различные определения понятия «урок». Но самое полное и верное по-нашему мнению определение предложенное В.А. Сластёниным: «Урок – это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит познавательной коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников» [16].                       

Обратимся теперь к определению понятия «современный урок». В педагогической литературе последних лет лишь Ю.А. Конаржевский дает определение современному уроку. По его мнению, современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ [9].

Щуркова Н.Е. даёт такое определение: Современный урок – свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится [18].

Выделяет три постулата современного урока:

1.                  Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;

2.                  Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;

3.                  Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

К современному уроку выдвигается ряд общих требований, выполнение которых повышает эффективность уроков, а значит и качество образования. В педагогической литературе число таких требований колеблется от 6 до 18 и более. Рассмотрим систему требований к современному уроку, которую предлагает Ю.Б. Зотов [3]:

Требования к структуре говорят о необходимости:

1.                  Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель, и продумываются оптимальные средства ее достижения);

2.                  Определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязаны друг с другом);

3.                  Связать данный урок с предыдущими и последующими уроками;

4.                  Отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового материала;

5.                  Обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся;

6.                  Продумать систему повторения и закрепления изученного материала;

7.                  Найти оптимальное место домашнему заданию.

Требования к подготовке и организации урока сводятся в основном к следующим:

1.                  Обеспечить на уроке охрану здоровья школьников (соблюдать технику безопасности, гигиену труда, чистоту помещения);

2.                  Начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме;

3.                  Своевременно подготовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал;

4.                  Обеспечить разнообразие типов уроков в системе уроков по данной теме;

5.                  Создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя.

Требования к содержанию урока и процессу учения:

1.                  Урок должен быть воспитывающим;

2.                  Выполнение требований, вытекающих из основных дидактических принципов;

3.                  На уроке следует воспитывать любовь к природе;

4.                  Процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения учащихся и учителя доказательными, лабораторные и практические работы должны включать элементы творческого поиска;

5.                  В процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе и т. д.

Требования к технике проведения урока [3]:

1.                  Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях;

Информация о работе Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения