Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:15, методичка
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Чем отличается идеология, структура, требования, содержание ФГОС от стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускника начальной школы? Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
3. Работа в парах (четверках).
При работе в группах каждый ученик должен объяснить, какой вариант ответа он выбрал почему. Работа в парах (четверках) требует от каждого ученика активной речевой деятельности, развивает умения слушать и слышать. Психологи утверждают, учащиеся удерживают в памяти 90% от того, чему обучают сами. В процессе тренинга ребенок и проговаривает и объясняет. Знания, полученные учащимися на уроках, становятся востребованными.
Важным моментом этого этапа является принятие группового решения. Сам процесс принятия такого решения способствует корректировке личностных качеств, создает условия для развития личности и группы.
4. Выслушивание классом различных мнений.
Предоставляя слово для высказывания различным группам, учитель имеет прекрасную возможность отследить, насколько верно сформированы понятия, прочны знания, насколько хорошо дети овладели терминологией, включают ли в свою речь.
Важно так организовать работу, чтобы учащиеся сами могли услышать и выделить образец наиболее доказательной речи.
5. Экспертная оценка.
После обсуждения учитель и учащиеся озвучивают верный вариант выбора.
6. Ребенок учится сам оценивать результаты своей деятельности.
Этому способствует система вопросов:
Внимательно ли ты слушал товарища?
Смог ли доказать правильность своего выбора?
Если нет, то почему?
Что получилось, что было трудно? Почему?
Что нужно сделать, чтобы работа была успешной?
Таким образом, ребенок учится оценивать свои действия, планировать их, осознавать свое понимание или непонимание, свое продвижение вперед.
Затем открывается новая карточка. Работа идет по этапам - от 2 к 6.
Тренинги могут включать от 4 до 7 заданий.
7. Подведение итогов.
Подведение итогов проходит в ресурсном круге. Каждый имеет возможность высказать (или не высказать) свое отношение к эпиграфу, как он его понял. Происходит раскрытие “тайны слов”. Этот прием помогает учителю выйти на проблемы нравственности взаимосвязи учебной деятельности с реальными проблемами окружающего мира, позволяет учащимся воспринимать учебную деятельность как свой социальный опыт.
Нужно четко разграничивать:
1. уроки-тренинги
2. уроки-практикумы
3. уроки-тестирования.
На уроках-практикумах за счет множества тренировочных упражнений происходит формирование прочных умений и навыков.
Уроки-тестирования, которые тоже предусматривают выбор ответа. Однако не исключено, что выбор может быть сделан наугад, т.к. рассуждения учеников остаются на уровне внутренней речи.
Суть уроков-тренингов в выработке единого понятийного аппарата, в осознании учащимися своих достижений и проблем.
Как выстраиваются задания в тренинге?
Соответственно алгоритму действий, формирующих знания, умения, навыки учащихся по данной теме.
(Алгоритмы решения уравнений)
Например: Тренинг по теме “Решение уравнений”
В первом задании учащиеся, восстанавливая смысл действия сложения, деления, вычитания, определяют, какой компонент выражает часть, а какое целое.
Во втором задании дети выбирают правило.
Учащимся предлагается 3 варианта решения, причем ошибка кроется в одном случае в ходе решения, в другом - в вычислении.
В четвертом задании из 3-х уравнений выбрать Х в нестандартной ситуации, с которой дети еще не встречались. т.е. изученный алгоритм применяется в новых условиях.
В работе над эпиграфом “открытием” детей стали простые истины, но очень важно, что это каждый ребенок понял сам.
Таким образом, в системе тренингов с 1 по 4 класс можно проследить логику 4 умений развития учащегося.
формирование системы умственных действий на основе учебного материала, прослеживания алгоритма действий.
речевое развитие учащегося: от умения слушать другого, вслушиваться в речь, умения ясно выражать свои мысли к доказательному диалогу.
развитие эмфатических чувств – это социокультурная линия “проживания урока”, совместное переживание чувств, как рефлексия этого – осмысление эпиграфа урока.
развитие личности предполагает развитие толерантности, коммуникативности, организаторских качеств, развитие самосознания.
Схема-модель урока-тренинга
1. Постановка цели.
2. Самостоятельная работа. Принятие собственного решения.
3. Работа в паре (четверке). Поочередное высказывание мнений. Обсуждение. Принятие общего решения.
4. Выслушивание классом различных мнений и доказательств.
5. Экспертная оценка учителя.
6. Самооценка.
7. Подведение итогов. Обсуждение эпиграфа.
Эпиграфы к урокам-тренингам
1. Тише едешь – дальше будешь.
2. Азбука к мудрости ступенька.
3. В доброй беседе всяк ума копит.
4. Знание - лучшее богатство.
5. Поспешишь – людей насмешишь.
6. Думай медленно, работай быстро.
7. Умение везде найдет применение.
8. Делано наспех- и сделано на смех.
9. Хоть тесно, да лучше вместе.
10. Слово не воробей, вылетит не поймаешь.
11. Иди вперед, а оглядывайся назад.
12. В каждой деревне свои порядки.
13. Умный товарищ – половина дороги.
14. Самая трудная дорога та, которую не знаешь.
15. Самая легкая дорога та, которую уже нашел.
16. Что одному не под силу, то легко коллективу.
17. Сказанное назад не воротишь.
18. Всякому овощу свое время.
19. Мир, что огород: все в нем растет.
20. Не разгрызешь ореха, так и не съешь ядра.
21. Красна птица пением, а человек умением.
22. Когда рук много, работа спорится.
23. Без друга в жизни туго.
24. Сам не отставай и товарищу помогай.
25. Опыт – самый лучший учитель.
26. Одна голова – хорошо, а две – лучше.
Примерные темы уроков-тренингов по математике
1 класс
Сложение и вычитание в пределах девяти.
Задача.
Величины.
Решение уравнений.
Решение задач.
2 класс
Сложение и вычитание двузначных чисел.
Сложение и вычитание трехзначных чисел.
Выражения.
Нахождение площади
Решение выражений со скобками.
Умножение.
3 класс
Множество.
Нумерация многозначных чисел.
Умножение и деление.
Величины.
Решение уравнений.
Решение задач по формулам.
Умножение многозначных чисел.
4 класс
Решение неравенств.
Деление на двузначное и трехзначное число.
Дроби.
Числовой луч.
Решение задач на движение.
Углы.
Примерные темы уроков-тренингов по русскому языку.
2 класс
Гласные и согласные звуки и буквы.
Употребление разделительного мягкого знака в словах
Части речи (слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов).
Заглавная буква в именах собственных.
Перенос слов.
Безударные гласные в корне слова.
Парные согласные в корне слова.
3 класс
Непроизносимые согласные в корне слова.
Сложные слова и их правописание.
Разделительные твердый и мягкий знак.
Части слова.
Часть речи имя существительное.
Часть речи местоимение.
Часть речи прилагательное.
Часть речи глагол.
4 класс
Правописание безударных гласных в корне и приставке.
Три склонения имен существительных
Безударные падежные окончания имен существительных.
Безударные падежные окончания имен прилагательных.
Склонение местоимений.
Безударные личные окончания глаголов.
Обобщение знаний о предложении.
Сегодня очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах – этот социальный запрос соответствует потребностям ребенка быть самостоятельным, знать и уметь использовать (реализовывать) свои возможности.
В связи с этим значение разработки данной темы актуальна. Уроки-тренинги позволяют развиваться ученикам в деятельности, учат искать, добывать знания, сравнивать, группировать, классифицировать благодаря представленной им свободе для самовыражения.
Теоретическая часть позволяет понять преимущество уроков-тренингов при проведении обобщающих уроков по данным темам.
Практическая часть дает возможность учителю овладеть и применить в своей деятельности данные разработки уроков. Такие творческие задания можно выполнять не только на обобщающих уроках по математике и русскому языку, но и на уроках окружающего мира, литературного чтения, истории.
Успех и уверенность в проведении данного типа уроков зависит от творчества учителя и от того, как учитель сможет помочь раскрыть индивидуальные способности, качества и таланты каждого.
Список используемой литературы
1. Бантова, М.А. Методика преподавания математики в начальных классах: Учеб. пособие для учащихся школьных отделений пед. училищ [Текст] / под. ред. М.А. Бантовой. – М.: Просвещение, 1976. – 335 с.
2. Дайри, Н.Г. Основное усвоить на уроке: Книга для учителя [Текст] / Н.Г. Дайри. – М.: Просвещение, 1987. – 192 с.
3. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителя [Текст] / Ю.Б. Зотов. – М.: Просвещение, 1984.- 144 с.
4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца Xв.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений [Текст] / под ред. А.И.Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 512 с.
5. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов [Текст] / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. – М.: Просвещение, 1982. – 447 с.
6. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; под. ред. З.И. Васильевой. – М.: Академия, 2002. – 416 с.
7. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Н.Б. Истомина. – М.: Академия, 2000. – 288 с.
8. Кириллова, Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. [Текст] / Г.Д. Кириллова. – М.: Просвещение, 1980. – 174 с.
9. Конаржевский, Ю.А. Анализ урока [Текст] / Ю.А. Конаржевский. – М.: Педагогический поиск, 2000. – 126 с.
10. Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое [Текст] / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 128 с.
11. Махмутов, М.И. Современный урок: Монографии [Текст] / М.И. Махмутов. – М.: Педагогика, 1985. – 183 с.
12. Онищук, В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителей [Текст] / В.А. Онищук. – М.: Просвещение, 1981. – 191 с.
13. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей [Текст] / под. ред. П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 608 с.
14. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей [Текст] / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 400 с.
15. Примерные программы начального общего образования [Текст]: Стандарты второго поколения. В 2 ч. Ч. 1. / ред. совет: Л.И. Льняной и др. - М.: Просвещение, 2008. – 317 с. - ISBN 978‑5‑09‑019056‑5.
16. Сластёнин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2004. – 576 с.
Информация о работе Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения