Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:15, методичка

Описание

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Чем отличается идеология, структура, требования, содержание ФГОС от стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускника начальной школы? Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Работа состоит из  1 файл

современный урок.doc

— 1.82 Мб (Скачать документ)

 

Этап всесторонней проверки домашнего задания.

(Проверка домашнего задания может быть на различных этапах урока)

 

1. Дидактическая задача

этапа

Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУНы.

2. Содержание этапа

Выяснить степень усвоения заданного материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочеты.

3. Условия достижения

положительных  результатов

Использование учителем системы приемов, позволяющих проверить домашнее задание у большинства учащихся класса

4. Показатели выполнения

дидактической задачи

урока.

Возможность в ходе проверки актуализировать и скорректировать опорные понятия; ликвидировать причины обнаружения недостатков.

5. Требования к реализации

дидактической задачи

урока.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; доминирующий характер поисковых и проблемных заданий

6. Способы активизации

на уроке

Использование различных форм и методов контроля. Поисковые, творческие, индивидуальные задания учащимся.

7. Ошибки, допускаемые при реализации

Однообразие уроков и методов опроса; отсутствие индивидуальных особенностей учащихся и специфики изучаемого материала. Репродуктивный характер вопросов и заданий.

 

Этап всесторонней проверки ЗУН (Актуализация знаний)

1. Дидактическая задача этапа

Глубоко и всесторонне проверить знания учащихся, выявив причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать учащихся к овладению рациональными приемами учения и самообразования.

2. Содержание этапа

Проверка различными методами объема и качества усвоения материала; проверка степени сформированности общеучебных умений и навыков; комментирование ответов учащихся; оценка ЗУН

3. Условия достижения

положительных  результатов

Использование самых различных методов проверки знаний; создание при опросе нестандартных ситуаций; привлечение с помощью специальных заданий всех учащихся к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы; создание атмосферы важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе.

4. Показатели выполнения

дидактической задачи урока.

Проверка учителем не только объема и правильности знаний, но их глубины, осознанности, умение использовать на практике; усовершенствование самостоятельной работы; активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся

5. Требования

Обучающий характер опроса. Осознанность, полнота деятельности учащихся. Привлечение учащихся к исправлению ошибок. Объективность аргументированного ответа.

6. Ошибки, допускаемые при реализации

Слабая активизация учащихся в процессе проверки. Отсутствие аргументов отметок.

 

Этап постановки темы и цели урока

(через проблемные ситуации)

 

Проблемная ситуация включает три главных компонента:

1) Неизвестное усваиваемое отношение, способ или условие действия, раскрываемое в проблемной ситуации;

2) Действие, необходимость  выполнения которого в поставленном задании вызывает потребность  в новом, подлежащем усвоению знаний или способе действия;

3) Возможности учащeгoся в анализе условий поставленного задания и усвоения (открытий) нового знания.

Существует несколько путей постановки проблемы:

1. Создание проблемной ситуации.

Ситуация содержит в себе противоречие, вызывающее у учеников:

а) удивление;

б) затруднение.

Проблемная ситуация возникает там, где наличных знаний недостаточно и надо их либо переосмыслить, либо включить  в другую систему знаний, которая требует их нахождения, а затем применения в нестандартных  условиях.

2. Подводящий (или побуждающий) диалог.

Учитель предлагает школьникам систему посильных вопросов и заданий, кoтopыe шаг за шагом приводят к формированию темы  урока. Как правило, подводящий к теме диалог, выстраивается от повторения  пройденного материала. Результатом такого способа постановки  проблемы является развитие логического мышления  учащихся.

 

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

 

1. Дидактическая задача этапа

Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся

2. Содержание этапа

Сообщение цели, темы и задач изучения нового материала: показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы.

3. Условия достижения

положительных  результатов

Умение учителя четко и однозначно определять образовательную цель урока, показать ученикам, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУНами должны овладеть. Вариативность приемов сообщения учащимся цели на различных уроках.

4. Показатели выполнения

дидактической задачи урока.

Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока).

 

Этап усвоения новых знаний

1. Дидактическая задача

этапа

Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях и пр. Добиться  от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний; на основе приобретенных знаний выработать соответствующие ЗУНы.

2. Содержание этапа

Организация внимания; сообщение учителем нового материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения этого материала учащимися.

3. Условия достижения

положительных  результатов

Использование приемов, усиливающих восприятие изучаемого материала. Постановка перед учащимися проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов. Актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся; словарная работа.

4. Показатели выполнения

дидактической задачи

урока.

Показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также в оценке качества знаний учащимися на последующих этапах обучения.

5. Требования к реализации

дидактической задачи

урока.

Четкая постановка перед учащимися задач изучения новой темы, создание мотивации. Обеспечение должной научности, доступности и систематичности изложения материала. Концентрация внимания на главном в изученном. Оптимальность темпа и системы методов изучения нового материала.

6. Способы активизации

на уроке

Использование нестандартных форм и методов обучения. Высокая степень самостоятельности при изучении нового материала. Использование ТСО и средств наглядности.

7. Ошибки, допускаемые при реализации

Нет четкости в постановке задач, не выделено главное, не систематизирован и не закреплен материал, не связан с ранее изученным. Используется недостаточный для учащихся уровень изложения.

 

Этап проверки понимания учащимися нового материала

1. Дидактическая задача этапа

Установить усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

2. Содержание этапа

Проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий

3. Условия достижения

положительных  результатов

Постановка вопросов, создание проблемных ситуаций при использовании знаний; обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое более рациональное решение и т.д.

4. Показатели выполнения

дидактической задачи урока.

Учитель спрашивает средних и слабых учеников, класс привлекается к оценке их ответов, по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащихся нового материала; основной критерий выполнения дидактической задачи – уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учеников.

Информация о работе Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения