Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:15, методичка
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Чем отличается идеология, структура, требования, содержание ФГОС от стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускника начальной школы? Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
2. Проверка выполнения домашнего задания.
Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
3. Подготовка к основному этапу занятия.
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
4. Усвоение новых знаний и способов действий.
Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
5. Первичная проверка понимания.
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.
6. Закрепление знаний и способов действий.
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
7. Обобщение и систематизация знаний.
Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей. Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.
8. Контроль и самопроверка знаний.
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.
9. Подведение итогов занятий.
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.
10. Рефлексия.
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
11. Информация о домашнем задании.
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.
Этапы комбинированного урока:
Организация начала урока
Проверка выполнения домашнего задания
Всесторонняя проверка знаний
Подготовка к усвоению нового учебного материала.
Усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
Закрепление новых знаний.
Подведение итогов урока.
Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.
Этапы других типов уроков включают как обязательные этапы:
Организация начала урока
Подготовка к активному усвоению нового учебного материала.
Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении
В качестве основного этапа выступает этап, отвечающий основной обучающей цели данного урока.
Организация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.
Что можно и что нельзя на уроке: нельзя не работать, нельзя посягать на другого человека. Все остальное - можно.
Современный урок - свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится.
Организационные основания урока
1. Работают все и работает каждый
2. Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого
3. Все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за свое продвижение к знаниям
4. Доверие к учителю как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение
5. Все и каждый имеют право высказать мнение относительно проведенного занятия
Система организационных правил на уроке
1. Доводить педагогические требования до своего логического конца
2. Сопровождать педагогическое требование инструкцией, раскрывающей легкий способ исполнения требуемого
3. Раскрывать положительную программу действий и избегать негативных требований, т.е. требований не делать чего-либо
4. Не предъявлять детям непосильных требований
5. Переакцентировать внимание детей с общего требования на его детали
Показатели культуры урока
1. Поведенческие
2. Предметно-вещевое оборудование урока, интерьер классной комнаты
3. Учебный материал - отражение разных сторон жизни (все, что предъявляется детям как предмет изучения, интерпретируется с позиции значимости для жизни человека)
4. Эмоциональная окрашенность урока. Культурологические нормы деятельности учителя на уроке
1. Учитель - не обслуживающий персонал, не слуга детей, не средство обучения
2. Создание «высоких» условий обучения
3. Педагог должен иметь смелость жить на уроке, быть открытым ко всем проявлениям жизни, удивляться жизни и преклонять колена перед ее поразительными закономерностями
Правила совместного общения на уроке
1. НЕ произносить резких, категоричных суждений
2. НЕ подчеркивать интеллектуальное превосходство кого-либо
3. НЕ пренебрегать мнением других
4. НЕ перебивать выступающего, но и самому быть лаконичным и четким в высказываниях
5. НЕ допускать фамильярности по отношению к кому-либо
6. Отмечать индивидуально-ценностное в работе каждого
7. Выражать благодарность в адрес присутствующих
Этапы философского восхождения к истине
1. Фиксируется этап обыденной действительности
2. Определяется научное явление, скрытое в данном факте
3. Осмысливается социальное значение этого явления для жизни людей
4. Дается оценка научного осмысления и научного решения с точки зрения историко-культурного развития человечества
5. Выявляется общая закономерность жизни в факте, явлении, научном положении
6. Просматривается возможный личностный смысл общего закона жизни для каждого человека в его повседневной жизни
Эффективность урока определяется степенью соответствия достигнутых результатов и поставленных целей. Конечный результат урока нельзя сводить только к качеству знаний, умений и навыков, которые учащиеся получили на данном уроке. Важен не только конечный результат сам по себе, но и пути его достижения, прежде всего характер отношений между учителем и учениками, ибо знания, умения и навыки могут быть получены на основе как авторитарных отношений, калечащих душу ребенка, так и на основе отношений сотрудничества.. Важно оценить не только знания, умения и навыки как таковые, но и то: получены ли они путем передачи учебной информации и последующим ее закреплением учителем или последний обучал детей собственной деятельности по овладению содержанием учебного предмета на основе их самодеятельности, самоорганизации, развития коллективизма и ответственности.
Конечный результат складывается из двух составляющих: качества работы учителя и показателей знаний учащихся входе проведения урока
Результат работы учителя оценивается через следующие качественные характеристики:
• целенаправленность его деятельности на уроке;
• характер отношений с учащимися;
• индивидуально-личностный подход к учащимся;
• дифференцированный подход к обучению;
• умение педагога приводить в соответствие содержание учебного материала, методы обучения и формь1оргшжзации познавательной деятельности учащихся;
• работа учителя по формированию и развитию общеучебных навыков и умений;
• работа по развитию познавательного интереса;
• работа учителя по формированию знаний, умений и навыков и вооружению учащихся способами познавательной деятельности;
• сфокусированность усилий на формировании понятий;
• развитие общих способностей учащихся;
• объективность оценки знаний учащихся, соединение использования оценки и отметки;
• эффективность усилий, развивающих личность;
• эффективность воспитывающих влияний. Результаты работы учащихся:
• уровень самостоятельности, самодеятельности учащихся на уроке;
• отношение учащихся к учебному труду;
• отношение учащихся к предмету, к учителю, друг к другу;
• объективная направленность деятельности учеников на образование и развитие своей личности;
• наличие у учащихся познавательного интереса;
• воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока;
• знание учениками фактического материала и уровень его усвоения.
Характеристика степени обученности учащегося
Показатель 1. Различение, распознавание.
Характеризует низшую степень обученности. Учащийся может лишь констатировать, что материал объяснялся учителем, но воспроизвести его устно или письменно не может. Ответы учащегося односложны, наблюдаются попытки угадать ответ.
Показатель 2. Запоминание.
Учащийся может пересказать содержание определенного текста, правила, однако, до конца не понимает его сути, т.е. характеризует количество информации, а не ее смысловую сторону. Усвоение материала на основе заучивания. Опора на заучивание - это одна из причин формализма в обучении.
Показатель 3. Понимание.
Может найти признаки, связи, умеет анализировать и обобщать. Применяет правила логического умозаключения. Умеет воспроизвести учебный материал, объяснить, привести примеры, сделать вывод. Имеет собственное суждение об объекте, может воспроизвести знания на практике.
Показатель 4. Элементарные умения и навыки
Отработано элементарное умение использовать полученные теоретические знания на практике. Учащийся умеет реализовать свой «багаж» знаний, решает задачи, применяя усвоенные законы, правила
Показатель 5. Перенос ЗУН (знания, умения, навыки) в новые ситуации.
Умеет творчески применить полученные знания в новой нестандартной ситуации, дает ответ на любой вопрос, решает любую задачу; констатирует новые способы деятельности и часто находит оригинальные подходы к решению поставленной задачи.
1. Недостатки отрицательно влияющие на обучение:
• особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на учение;
• психопатологические отклонения.
2. Недостатки психического развития личности:
• слабее развитие эмоциональной сферы личности,
• слабое развитие интеллекта;
• слабое развитие воли;
• отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей.
3. Недостатки воспитанности личности:
• недостатки в развитии моральных качеств личности;
• недостатки в отношениях личности к учителям, коллективу, семье и пр.;
• недостатки в трудовой воспитанности. Внешние по отношению к школьнику
1... Недостатки образования личности:
• пробелы в знаниях и специальных умениях;
• пробелы в навыках учебного труда
2. Недостатки влияния школы:
• недостатки процесса обучения, учебных пособий и др.
• недостатки воспитательньгх влияний школы (учителей, коллектива учащихся и др.)
4. Недостатки влияния внешкольной среды:
• недостатки влияния семьи;
• недостатки влияния сверстников;
• недостатки влияния культурно-производственного окружения
Признаки отставания - начало неуспеваемости учащихся
1. Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.
2. Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.
Информация о работе Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения