Третий уровень речевого развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:04, курсовая работа

Описание

Характерным является недифференцированное произношение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Владея речью на одном уровне, дети могут общаться с окружающими, но только в присутствии родителей (воспитателей), дающих соответствующие пояснения.

Работа состоит из  1 файл

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико.docx

— 378.41 Кб (Скачать документ)

  33.Игра  «Закончи предложение»  или «Подбери сравнение»

  Земля покрыта  снегом, как ...

  Лед блестит  у берега, как ...

  Туман стелется над озером, как ...

  ождинки текут по лицу, как ...

  34.Уточнение  значения слов-существительных.

  Логопед называет слово и просит детей  рассказать, что это за предмет, дать его характеристику (внешний вид, вес, форма, материал, структура поверхности, из каких элементов состоит, его  функция, т. е. как используется).

  Например: лопата — чтобы копать землю; она  тяжелая, ручка деревянная, а сама из металла, тонкая, гладкая, внизу овальная...

  Детям предлагается вспомнить случаи из жизни, когда  они пользовались этим предметом.

  

  35. Объяснить значение  слов-глаголов.

  Логопед называет глагол и просит детей объяснить, что означает это слово:

  а) показать его действие с помощью движений, мимики, пантомимики;

  б) припомнить случаи из собственного опыта, когда  дети выполняли эти действия, например, шить — пришивал пуговицу, зашивал  рубашку, шил костюм для новогоднего  праздника;

  в) с целью  актуализации припоминания событий  ребенок может вспомнить мысленно (про себя), а на бумаге фиксировать  каждую ситуацию палочкой или схематичным  рисунком.

  36. Назвать другие  действия, которые  входят в состав  исходного, или  назвать, какие  действия «помогают»  этому действию.

  Шить —  брать иголку и нитку, продевать, втыкать, протыкать, вытаскивать, натягивать, смотреть.

  Прыгать — желать, разгоняться, толкнуться, вытягивать ноги, лететь, приземляться, тормозить, дышать, отдыхать.

  37. Объяснить значения слов в словосочетаниях: прозрачный ключ, железный ключ; острая коса, длинная коса; меткий лук, зеленый лук; вкусная овсянка, спящая овсянка; глубокая норка, пушистая норка; больная ножка, деревянная ножка; пухленькая ручка, дверная ручка.

  38. Выбрать среди  других предметов  или картинок те, названия которых  звучат одинаково.  Объяснить значение похожих слов. Например

  

  39. Найти в предложении  слова, которые  звучат одинаково. Объяснить значения похожих слов.

  Не хочет  косой косить косой.

  Говорит: «Коса, коса!»

  Бегут минуты и часы.

  Им точный счет ведут часы.

  (В. Кремнев)

  Под кустом ореха норка.

  Проживает в норке норка.

  (С. Косенко)

  40. Определить, применительно  к каким предметам  используются слова. Предлагаются вопросы: «У кого?», «У чего?». Например: Ручка — у человека, у двери, у чемодана, у сумки. Язычок — у человека, у ботинка. Глазок — у ребенка, у двери. Горлышко — у ребенка, у бутылки. Ножка — у стула, у ребенка, у гриба.

  41. Найти в стихотворениях  слова, которые  звучат одинаково,  но имеют разное  значение.

  а)

  В чужой  стране, в чудной стране,

  Где не бывать тебе и мне,

  Ботинок черным язычком

  С утра лакает молочко.

  И целый  день в окошко

  ***

  Глядит  глазком картошка.

  Бутылка горлышком поет,

  Концерты  вечером дает.

  И стул на гнутых ножках

  Танцует под гармошку.

  (И. Токмакова)

  б)

  Много есть ключей:

  Ключ — родник среди камней,

  Ключ скрипичный, завитой,

  И обычный  ключ дверной.

  (Д. Лукич)

  в)

  Шел я  с сумкой за плечом.

  Вижу: бьет в овраге ключ.

  Наклонившись  над ключом.

  Уронил  я в воду ключ.

  (В. Лившиц) .

  42. Добавить одно  общее слово к  двум словам.

  Дерево, цветы  — что делают?

  Сидит, стоит  — кто?

  Кошка, собака — что делают?

  Льется, журчит — что?

  Тарелка, кружка — что делают?

  Шумит, дует — что?

  Дождь, снег —- что делают?

  Растет, зеленеет что?

  Фрукты, «нощи  что делают? Круглое, сочное — что?

  Мяч, яблоко — какие?

  Желтый, кислый — что?

  Сахар, мед  — какие

  Высокое, зеленое — что?

  Снег, лед  — какие?

  Длинный, деревянный — что? Вода, молоко —  какие?

  Яркое, теплое — что?

  43. Подобрать как  можно больше названий  предметов (существительных)  к названию действия (глаголу).

  Бежит: кто? (человек, собака...); что? (река, ручей, молоко, время).

  Идет: кто? (девочка, кошка...); что? (время, дождь, снег, град).

  Растет: кто? (ребенок, щенок...); что? (дерево, цветок).

  Можно также  дать задание подобрать картинки, названия к которым употребляются  с данным словом (глаголом).

  44. Игра «Кто как  передвигается?»

  Логопед показывает картинки, изображающие животных, дети определяют их и называют, как  они передвигаются.

  Лошадь  — скачет, змея — ползает, птица  — летает, рыба — плавает, лягушка  — прыгает.

  45. «Кто как ест?»

  Кошка лакает молоко.

  Собака  грызет кость.

  Корова  жует сено.

  Курица  клюет зерно.

  46. «Кто как голос  подает?»

  Голубь  воркует, ворона каркает, кошка мяукает,

  воробей чирикает, сорока стрекочет, свинья хрюкает,

  петух кукарекает, сова ухает, овца блеет,

  курица  кудахчет, лягушка квакает, корова мычит,

  гусь гогочет, волк воет, лошадь ржет,

  утка крякает, медведь рычит, собака лает.

  47. «Когда человек  ест?»

  Логопед спрашивает детей, что делает человек, если он ест утром? (Завтракает). А  если он ест днем? (Обедает). А если он ест вечером? (Ужинает).

  48. «Кто что умеет  делать?»

  Логопед предлагает детям картинки с изображением людей различных профессий. Дети называют, кто что делает.

  Учитель учит, доктор лечит, повар варит (готовит), уборщица убирает, дворник подметает, маляр красит, художник рисует, парикмахер стрижет, чертежник чертит, плотник  рубит топором, пилит, стругает, строитель  строит дома, шофер водит машину, продавец продает, покупатель покупает, портной шьет.

  49. «Что какие звуки  издает?»

  Дверь —  скрипит, ветер — свистит, машина — гудит, дождь — шумит, листья — шелестят, ручеек — журчит, гром — грохочет, бумага — шуршит, град - стучит.

  50. «Кто или что  может это делать?»

  Бегать  — ...

  скакать — ...

  летать  — ...

  плавать — ...

  ползать — ...

  катиться  — ...

  стоять  — ...

  лежать  — ...

  прыгать — ...

  сидеть  — ...

  51. Игра в лото  «Кто что делает?»

  На карточках  лото изображены люди и животные, выполняющие  различные действия. Логопед называет действие, дети находят соответствующую  картинку и называют предложение. Если предложение воспроизведено правильно, картинка закрывается фишкой.

  Например, логопед называет слово скачет, дети находят изображение данного действия (заяц скачет, лошадь скачет, лягушка скачет) и закрывают картинки фишками после воспроизведения предложений.

  Предлагаются  карточки на глаголы: идет, стоит, лежит, сидит, бежит, плавает, летит, спит, гладит, скачет, ползет, качается и др.

  Примерные карточки лото.

  

  

  

  

  52. Отгадать названия  животных.

  Мычит (кто?) ... Хрюкает ...

  Лает ... Ржет ...

  Мяукает ... Блеет ...

  53. К названиям животных  подобрать и записать  слова, которые  отвечают на вопросы:  «Как голос подает?»,  «Как двигается?»,  «Как ест?».

  Например: кошка мяукает, мурлычет, крадется, прыгает, лазает, лакает.

  Собака  лает, рычит, бежит, прыгает, кусает, бросается, грызет.

  54. Подобрать как  можно больше слов, которые отвечают  на вопрос «что  делает?», к названиям  животных.

  Курица  кудахчет, квохчет, клюет, кормит, созывает, несется.

  Собака  лает, рычит, ласкается, кусается, бегает, сторожит, охраняет, спасает, скачет, грызет.

  Кошка царапается, мурлычет, трется, мяукает, ловит, царапается, играет, облизывается, крадется.

  55. Игра «Отгадай, что  это за животные?»

  Логопед называет действия, которые свойственны  данному животному. Дети должны отгадать, о каком животном' идет речь.

  Сторожит, грызет, лает — кто это?

  Мяукает, лакает, царапается — ...

  Хрюкает, роет — ...

  Ржет, бегает, скачет — ...

  Блеет, бодается — ...

  Мычит, жует, ходит — ...

  Летает, жужжит, жалит — ...

  56. «Отгадать загадку» (по  К. Д.Ушинскому «Лиса»)

  а) Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее галстук.

  б) Ходит  тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно; смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает.

  57. Уточнение связи  прилагательных с  существительными. Игра  «Какой?», «Какая?»,  «Какие?»

  Например: трава — какая она? — Зеленая, мягкая, шелковистая, высокая, изумрудная, густая, скользкая, сухая, болотная ...

  Побеждает тот, кто назовет последним слово-прилагательное.

  58. Добавить слово  в предложение,  отвечающее ил  мои вопросы: «Какой?»,  «Какая?», «Какое?»,  «Какие?».

  — Взошло (какое?) солнце...

  Подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какое?» (Солнце — яркое, блестящее, красное, багровое, большое, веселое, улыбающееся, радостное, весеннее).

  59. Добавить слово  в предложение,  отвечающее на  вопрос «Как?». Например: Черепаха ползет (как?) медленно. Солнце светит(как?) ярко.

  60. Придумать и записать  как можно больше  слов, отвечающих  на вопросы: «Какой?»,  «Какая?», «Какое?»,  «Какие?» по теме  «Осень» (ранняя, поздняя).

  Солнце (какое?) ..,

  дождь...

  небо...

  ветер...

  облака...

  листья...

  земля...

  день...

  трава...

  При этом детям предлагается картинка «Осень».

  

  61. Придумать и записать  как можно больше  слов, отвечающих  на вопросы: «Что  делает?», «Что  делают?» (по теме  «Осень»: ранняя, поздняя).

Информация о работе Третий уровень речевого развития