Третий уровень речевого развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:04, курсовая работа

Описание

Характерным является недифференцированное произношение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Владея речью на одном уровне, дети могут общаться с окружающими, но только в присутствии родителей (воспитателей), дающих соответствующие пояснения.

Работа состоит из  1 файл

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико.docx

— 378.41 Кб (Скачать документ)

  Солнце (что  делает?) ...

  трава ...

  облака ..,

  листья ..,

  дождь ..,

  птицы ..,

  ветер ..,

  деревья ...

  62. Придумать и записать  слова, отвечающие  на вопрос «Что?»  по теме «Осень».

  Приходит (что?) опадают ..,

  дует .., желтеет ..,

  моросит .., мокнет ..,

  плывут .., вянут ..,

  улетают...

  63. Придуман, как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» по теме «Зима».

  Солнце (какое?) ветер ..,

  небо .., иней ..,

  снег .., узоры ..,

  снежинки .., день ..,

  погода .., мороз ..,

  воздух ...

  При выполнении задания детям предлагается картинка «Зима».

  Предварительно  детям предлагается рассмотреть  картинку «Весна».

  

  

  64. Придумать как  можно больше слов, отвечающих на  вопросы: «Что  делает?», "Что  делают?» по теме  «Зима».

  Снег (что  делает?) ветер..,

  снежинки .., птицы ..,

  мороз .., люди ..,

  иней .., дети ..,

  узоры ...

  65. Придумать как  можно больше слов, отвечающих на  вопросы «Кто?»,  «Что?» по теме  «Зима».

  Наступает (что?) .., замерзает ..,

  валит .., блестит ..,

  свищет .., лежит ..,

  бушует .., лепят ..,

  кружатся .., катаются ...

  66. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» по теме «Весна» (ранняя, поздняя).

  Солнце (какое?) .., сосулька ..,

  небо .., ручей ..,

  облака .., листочки ..,

  снег .., день ...

  67. Придумать как  можно больше слов, отвечающих на  вопросы: «Что  делает?», «Что  делают?» по теме  «Весна» (ранняя, поздняя).

  птицы .., трава .., деревья .., сады .., яблони .., дети ...

  Солнце (что  делает?) ..,

  снег ..,

  сосульки ..,

  ручьи ..,

  почки ..,

  листья ..,

  68. Придумать как  можно больше слов, отвечающих на  вопросы: «Кто?»  или «Что?» по  теме «Весна».

  Тает (что?) .., зеленеет ..,

  бегут.., прилетают..,

  распускаются .., покрываются листьями ..,

  появляются .., цветут ...

  69. Придумать как  можно больше слов, отвечающих на  вопросы: «Что  делает?», «Что  делают?» по теме  «Лето».

  Солнце (что  делает?) .., птицы ..,

  облака .., фрукты, овощи ..,

  трава .., дети ..,

  листья .., вода в реке ...

  При выполнении задания используется картинка «Лето».

  

  70. Придуман, «.не можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Какой?», Какая?»,Какое?», «Какие?»по теме «Лето»»

  Солнце (какое?) .., воздух ..,

  небо .., погода ..,

  облака .., дождь ..,

  трава .., день ..,

  листья .., ночь ...

  71. Придумать слова, отвечающие на вопрос «Что?» по теме «Овощи, фрукты, ягоды».

  Большой (что?) арбуз, желтая-…

  маленькая .., синяя…

  крупный…  красное…

  круглый зеленый

  мелкий…. черная –

  твердый - … длинный

  мягкая - спелая…

  сладкая - … сочный

  вкусное - свежий

  горький - хрустящий

  72. Придумать слова,  отвечающие на  вопрос «Кто?»  по теме «Дикие  животные».

  Большой (кто?) слон, сильный

  маленькая .., слабый ..,

  пушистая .., трусливый ..,

  колючий .., добрый ..,

  могучий .., злой ..,

  пятнистый .., быстрый ..,

  полосатая .., горбатый ..,

  длинноногий .., хитрая ..,

  серый .., ловкая ..,

  неуклюжий ,., хищный ...

  73. Придумать слова,  отвечающие на  вопрос «Что?»  по теме «Транспорт». 

  Новый (что?) .., длинный ..,

  старый .., грузовой ..,

  большой .., трехколесный ..,

  маленькая .., быстроходный ..,

  мощный .., летящий ...

  74. К названию действий  придумать слова,  отвечающие на  вопрос «Что?»  по теме «Овощи, фрукты, ягоды».

  Растет (что?) .., срезают ..,

  зеленеет .., выкапывают ...

  краснеет .., срывают ..,

  созревает .., варят ..,

  дергают .., жарят ..,

  маринуют .., солят ...

  75. К названиям действий  придумать слова,  отвечающие на  вопрос «Кто?»  по теме «Животные».

  Прыгает (кто?) .., скачет ..,

  кусается .., спит ..,

  пугается .., охотится ..,

  прячется .., хитрит ..,

  нападает .., ползает ..,

  крадется .., заметает следы ..,

  переваливается .., бросается ...

  76. Игра с мячом  «Расскажи про  зайчика».

  На доске  картинка «Заяц». Логопед дает задание  детям придумать слова, описывающие  внешний вид зайца, его повадки, настроение, «характер».

  Затем логопед  бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, говорит слово, отвечающее на вопрос «Какой заяц?» и бросает мяч обратно логопеду. В процессе игры логопед изменяет вопросы:

  «Какой  заяц?» (серый, белый, длинноухий, пугливый).

  «Какая  шубка у зайца?» (серая летом, белая  зимой, пушистая, мягкая, гладкая).

  «Какое  у зайца может быть настроение?» (веселое, грустное, хорошее, плохое).

  «Какие  зайчата у зайца?» (быстрые, шустрые, веселые, маленькие, длинноухие).

  77. Игра «Чье это  жилище?»

  На доске  картинки. Слева — картинки, изображающие жилища животных, справа — изображения  животных (не у своих жилищ).

  Логопед объясняет, что Незнайка перепутал  домики животных. Надо им помочь найти  свои. Дети переставляют изображения животных, помещая их около своих жилищ, а затем называют, чьи это жилища (нора — для лисы, мышки; берлога — для медведя; дупло — для белки, для совы; гнездо — для птицы; скворечник — для скворца; коровник — для коровы, телят; конюшня — для лошади, жеребят; свинарник — для свиньи и поросят; крольчатник — для кроликов).

  Перед выполнением  этого задания дети закрепляют названия жилищ домашних и диких животных и птиц по картинкам.

  

  78. Отгадывание загадок  об овощах, фруктах,  домашних и диких  животных, о посуде, мебели, транспорте  и т. д. с объяснением  того, почему дети  догадались. Например, предлагается загадка про овощи. Логопед предлагает прослушать стихотворение и догадаться, какие овощи были в корзине

  Мы сами сажали весной огород.

  Мы сами сажали, пололи и вот...

  Расселся, разлегся в большущей корзине

  И красный, и желтый, и черный, и синий,

  Здоровый  такой разноцветный народ.

  Что же это  за «народ»?

  (Овощи:  помидоры, репа, редька, баклажаны...)

  Логопед спрашивает, как дети догадались, что  именно эти овощи лежат в корзине. (Помидор красный, редька черная, репа желтая, баклажан синий и т. д.).

  79. Составление детьми  загадок-описаний  по определенному  плану.

  Например, детям предлагается составить загадку  про одежду, используя описание цвета, величины, формы, материала, из которого она сделана, времени года, когда  ее носят.

  Полосатый, длинный, теплый, шерстяной, носят осенью, зимой. Что это? (Шарф)

  80. Игра «Придумай,  о чем может  идти речь» 

  Логопед предлагает детям сказать, о чем  может идти речь, если в тексте, например, есть слова кот и лист. Дети могут  ответить:

  а) о том, как кот играл с листом;

  б) о том, как лист упал на кота;

  в) о том, как кота засыпали листьями;

  г) о том, как кота щекотали листом;

  д) о том, как игрушечного кота завернули  в лист бумаги;

  е) о том, как на листе бумаги мальчик нарисовал  кота и т.д. Можно предложить следующие  пары слов: рак и мост, таз и  коса, мак и стакан, школа и  сухари, сок и тетрадь, нос и  бусы, мышь и трава, мох и белка, стол и дерево и др.

Рекомендуемая литература

  1.        Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. —М.,1981.

  2.        Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи.—М., 1994.

  3.        Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.—М.,1990.

  4.        Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия. —Л.,1985.

  5.        Кузьмина Н. И., Рождественская В. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. —М, 1977.

  6.        Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. —СПб.,1994.

  7.        Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р. Е. Левиной. —М., 1967.

  8.        Соботович Е. Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. —Киев, 1981.

  9.        Трауготт Н. Н. Как помочь детям, которые плохо говорят. —СПб., 1994.

  10.    Филичева Т. В., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. —М., 1991.

  11.    Шаховская С. Н. Использование наглядности при развитии речи детей с алалией/Под ред. С. С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской //Расстройства речи и методы их устранения. —М., 1975. —М., 1975.

Введение 

Актуальность  исследования

Речь - великий  дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности  общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формулирует взгляды и  убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.

Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень  мало времени - ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются  благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент  для письменных форм речи (чтения и  письма) и последующего речевого и  языкового ребёнка.

Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с людьми.

В целом уровень  речевого развития современных детей - дошкольников можно охарактеризовать как крайне неудовлетворительный. Речевая  запущенность ярко проявляется при  поступлении детей в школу. Здесь  выявляются серьёзные речевые проблемы, которые тормозят Процесс обучения, являются причинами дисграфии и дислексии. По данным исследователей, в некоторых первых классах насчитывается до 85- 90% детей с различными речевыми отставаниями и патологией. Такое положение дел привело к тому, что многие школы вынуждены привлекать к работе с детьми начального звена специалистов-логопедов. Однако наблюдения за работой логопедов в школах, беседы с ними показали, что исправить многие обнаруженные дефекты речи в этом возрасте очень сложно, а иногда и невозможно. Это происходит потому, что многие речевые дефекты детей не были своевременно выявлены, окончательно сформировались и закрепились на уровне связи в коре головного мозга. К тому же исправление «застарелых» дефектов устной речи происходит на фоне интенсивного обучения детей письменной речи (чтению и письму) [29. С.9].

Информация о работе Третий уровень речевого развития