Тревожность школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 12:51, курсовая работа

Описание

Тревожность – распространённый психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также входит в синдромологию других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. Как и любое комплексное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты, при доминировании эмоционального. В целом, тревожность – это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ВСЯ.docx

— 94.78 Кб (Скачать документ)

  Введение 

  Тревожность – распространённый психологический  феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов и функционального  психоза, а также входит в синдромологию других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. Как и любое комплексное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты, при доминировании эмоционального. В целом, тревожность – это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации. Тревожность рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности. Особую обеспокоенность психологов в последние годы вызывает процесс формирования тревожных состояний в условиях школы. По данным Всемирной организации здравоохранения, школа сегодня признана общественно неблагоприятным фактором. Следствием такого неблагоприятного воздействия часто является нарушение психологического здоровья обучающихся. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Переживание неблагополучия в условиях школы обозначается по-разному: «школьный невроз», «школьная фобия», «дидактогения», «дидактогенные неврозы». Каждое из определений указывает на отдельные состояния школьников, характеризующиеся комплексом переживаний, ведущих к эмоциональной неустойчивости, лабильности и дезадаптации. К числу причин наиболее распространенных дидактогений можно отнести:

  Экзаменационный стресс, или «стресс получения  оценки». При этом следует различать  дистресс и естественное состояние волнения, напряжения, мобилизации, сопровождающее ребенка при ответе у доски, выполнении контрольной работы и т.п., которые не достигают непривычной для организма силы. При неправильной организации процедуры опроса, экзамена у ребёнка возникают негативные эмоции, чрезмерное для его организма напряжение, сопровождающиеся соответствующими психофизическими реакциями с их внешними проявлениями.

  Информационно-временные дистрессы обусловлены перегрузкой учебных программ, заставляющей самих учителей постоянно спешить и торопить учащихся. Особенно травматична эта ситуация для флегматиков и учеников, отстающих по многим предметам. 45-минутный формат урока часто не позволяет учителю выполнить все необходимые процедуры: опросить, объяснить, дать задание, проверить, пронаблюдать, провести физкультминутку, воспитательную работу, проявить индивидуальный подход, восстановить дисциплину.

  Коммуникативные дидактогении обусловлены психологически неграмотным построением общения  с отдельными учениками или всем классом. Педагогическая техника способна оказать выраженное негативное воздействие  на учащихся, которое вначале будет  незаметно (латентные психогенные  воздействия). Это приводит к отклонениям  в поведении, появлению воспитательных проблем, к патологическим реакциям и психосоматическим нарушениям у ребенка.

  Фрустрационные дидактогении обусловлены несправедливым отношением учителя, невозможностью ученика получить желаемую оценку, добиться ожидаемой похвалы учителя. При характерном для нашей системы образования приоритете негативных оценок, запретов, упрёков, порицаний многие школьники часто или практически постоянно находятся в школе в состоянии фрустрации, обусловленной нечуткостью отношения к ним взрослых, педагогической и психологической неграмотностью учителей, воспитателей.

  К школьным стрессам можно отнести  патогенные психофизиологические, эмоциональные  состояния учащихся, обусловленные  неблагополучным психологическим  климатом в классах, конфликтами  между учащимися, дидактогенным воздействием учителей, неправильно организованной системой проверки и оценки знаний учащихся (опросы на уроках, контрольные работы, тестирование, экзамены).

  Основные  причины школьной тревожности: конфликт между потребностями ребенка; противоречивые требования со стороны родителей  и педагогов; неадекватные требования, не соответствующие психофизиологическому  развитию ребёнка; конфликт воспитательной системы школы; негибкая, догматическая  система воспитания в школе.

  К основным проявлениям школьной тревожности, в частности, относят такие: учащийся часто отвечает не по существу, не может  выделить главное; долго переживает неудачи в течение урока; с  трудом настраивается на занятия  после перемены, подвижной игры; при неожиданном вопросе учителя  учащийся часто теряется, но, если дать время на обдумывание, может ответить хорошо; долго выполняет любое задание, часто отвлекается; требует к себе постоянного внимания со стороны учителя; по малейшему поводу отвлекается от выполнения задания; заметно не любит урок, томится, активность проявляет только на переменах; не умеет прилагать усилия, если что-то не получается, прекращает работу, ищет какие-то оправдания; почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно, если требуется проявить сообразительность; после объяснения учителя с трудом выполняет аналогичные задания; затрудняется применять ранее усвоенные понятия.

  Разрабатываемые ныне здоровьесберегающие технологии нацелены на обеспечение таких условий обучения, воспитания и развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса. Одной из существенных причин осознания педагогической наукой и школьной практикой необходимости здоровьесберегающего подхода к обучению и развитию современного школьника является неуклонная тенденция увеличения его тревожности.

  Родителям и учителям хорошо известно, сколь  мучительно протекают годы учебы  для тревожных детей. Ведь школьная пора – основная и основополагающая часть детства: это время формирования личности, выбора жизненного пути, овладевания социальными нормами и правилами. Если же лейтмотивом переживаний школьника оказываются тревога и неуверенность в себе, то и личность формируется тревожная, мнительная.

  Очевидно, что необходимо корректировать тревожность  как можно раньше, уже в младшем  школьном возрасте. Поэтому проблема исследования: здоровьесберегающая деятельность как условие преодоления тревожности младших школьников в процессе обучения.

  Исходя  из данной проблемы, выявили объект исследования: проявление тревожности  у детей младшего школьного возраста.

  Учитывая, все обозначенные категории поставили  цель исследования: изучение способов диагностики и преодоления школьной тревожности у детей младшего школьного возраста.

  Задачи  данного исследования:

  1. Определить особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста и установить причины повышенной тревожности;
  2. Проанализировать здоровьесберегающую деятельность как условие преодоления тревожности младших школьников в процессе обучения.
  3. Разработать программу по здоровьесбережению для преодоления тревожности младшего школьника.
  4. Методы исследования: теоретические - анализ научных материалов по проблеме.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 1. Теоретические  аспекты проявления школьной тревожности

  1.1 Особенности младшего  школьного возраста 

  Младшим школьным возрастом принято считать  возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам  его обучения в начальных классах. Ведущая деятельность в этом возрасте – учебная. Формирование интереса к  содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками  чувства удовлетворения от своих  достижений.

  Учебная деятельность в начальных классах  стимулирует, прежде всего, развитие психических  процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и  восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью.

  Наиболее  характерная черта восприятия учащихся – его малая дифференцированность, где совершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста – тесная связь его с действиями школьника. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерной особенностью является также ярко выраженная эмоциональность восприятия.

  Некоторые возрастные особенности присущи  и вниманию учащихся начальных классов. Основная из них – слабость произвольного  внимания. Возможности волевого регулирования  внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Учащийся этого возраста обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.).

  Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё  новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.

  Возрастные  особенности памяти в младшем  школьном возрасте развиваются под  влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается  возможность сознательно управлять  своей памятью и регулировать её проявления. Младшие школьники  склонны к механическому запоминанию  без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.

  Основная  тенденция развития воображения  в младшем школьном возрасте –  это совершенствование воссоздающего  воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием  образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Творческое воображение как создание новых  образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые  сочетания, комбинации, также развивается.

  Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для  него характерны новые отношения  со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам.

  Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность  сказывается, во-первых, в том, что  их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень  непосредственны и откровенны в  выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и  бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха.

  С момента, когда ребенок пошел  в школу, его эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома. Негативные эмоции могут проявляться в форме страха. Они отражают восприятие окружающего мира, рамки которого теперь расширяются. Необъяснимые и вымышленные страхи прошлых лет сменяются другими, более осознанными: уроки, уколы, природные явления, отношения между сверстниками. Страх может принимать форму тревоги, которая, в свою очередь, может перерасти в устойчивое состояние тревожности. 

  1.2 Понятие тревожности.  Причины детской  тревожности 

  В психологическом словаре тревожность  – это склонность индивида к переживанию  тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции  тревоги; один из параметров индивидуальных различий. Следует отличать тревогу  от тревожности. Если тревога – это  эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Тревожность  не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти  всегда.

Информация о работе Тревожность школьника