Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 12:51, курсовая работа
Тревожность – распространённый психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также входит в синдромологию других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. Как и любое комплексное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты, при доминировании эмоционального. В целом, тревожность – это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации.
Введение
Тревожность – распространённый психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также входит в синдромологию других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. Как и любое комплексное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты, при доминировании эмоционального. В целом, тревожность – это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации. Тревожность рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности. Особую обеспокоенность психологов в последние годы вызывает процесс формирования тревожных состояний в условиях школы. По данным Всемирной организации здравоохранения, школа сегодня признана общественно неблагоприятным фактором. Следствием такого неблагоприятного воздействия часто является нарушение психологического здоровья обучающихся. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Переживание неблагополучия в условиях школы обозначается по-разному: «школьный невроз», «школьная фобия», «дидактогения», «дидактогенные неврозы». Каждое из определений указывает на отдельные состояния школьников, характеризующиеся комплексом переживаний, ведущих к эмоциональной неустойчивости, лабильности и дезадаптации. К числу причин наиболее распространенных дидактогений можно отнести:
Экзаменационный стресс, или «стресс получения оценки». При этом следует различать дистресс и естественное состояние волнения, напряжения, мобилизации, сопровождающее ребенка при ответе у доски, выполнении контрольной работы и т.п., которые не достигают непривычной для организма силы. При неправильной организации процедуры опроса, экзамена у ребёнка возникают негативные эмоции, чрезмерное для его организма напряжение, сопровождающиеся соответствующими психофизическими реакциями с их внешними проявлениями.
Информационно-временные дистрессы обусловлены перегрузкой учебных программ, заставляющей самих учителей постоянно спешить и торопить учащихся. Особенно травматична эта ситуация для флегматиков и учеников, отстающих по многим предметам. 45-минутный формат урока часто не позволяет учителю выполнить все необходимые процедуры: опросить, объяснить, дать задание, проверить, пронаблюдать, провести физкультминутку, воспитательную работу, проявить индивидуальный подход, восстановить дисциплину.
Коммуникативные
дидактогении обусловлены психологически
неграмотным построением
Фрустрационные дидактогении обусловлены несправедливым отношением учителя, невозможностью ученика получить желаемую оценку, добиться ожидаемой похвалы учителя. При характерном для нашей системы образования приоритете негативных оценок, запретов, упрёков, порицаний многие школьники часто или практически постоянно находятся в школе в состоянии фрустрации, обусловленной нечуткостью отношения к ним взрослых, педагогической и психологической неграмотностью учителей, воспитателей.
К
школьным стрессам можно отнести
патогенные психофизиологические, эмоциональные
состояния учащихся, обусловленные
неблагополучным
Основные
причины школьной тревожности: конфликт
между потребностями ребенка; противоречивые
требования со стороны родителей
и педагогов; неадекватные требования,
не соответствующие
К
основным проявлениям школьной тревожности,
в частности, относят такие: учащийся
часто отвечает не по существу, не может
выделить главное; долго переживает
неудачи в течение урока; с
трудом настраивается на занятия
после перемены, подвижной игры;
при неожиданном вопросе
Разрабатываемые ныне здоровьесберегающие технологии нацелены на обеспечение таких условий обучения, воспитания и развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса. Одной из существенных причин осознания педагогической наукой и школьной практикой необходимости здоровьесберегающего подхода к обучению и развитию современного школьника является неуклонная тенденция увеличения его тревожности.
Родителям и учителям хорошо известно, сколь мучительно протекают годы учебы для тревожных детей. Ведь школьная пора – основная и основополагающая часть детства: это время формирования личности, выбора жизненного пути, овладевания социальными нормами и правилами. Если же лейтмотивом переживаний школьника оказываются тревога и неуверенность в себе, то и личность формируется тревожная, мнительная.
Очевидно, что необходимо корректировать тревожность как можно раньше, уже в младшем школьном возрасте. Поэтому проблема исследования: здоровьесберегающая деятельность как условие преодоления тревожности младших школьников в процессе обучения.
Исходя из данной проблемы, выявили объект исследования: проявление тревожности у детей младшего школьного возраста.
Учитывая,
все обозначенные категории поставили
цель исследования: изучение способов
диагностики и преодоления
Задачи данного исследования:
Глава 1. Теоретические аспекты проявления школьной тревожности
1.1
Особенности младшего
школьного возраста
Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Ведущая деятельность в этом возрасте – учебная. Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений.
Учебная
деятельность в начальных классах
стимулирует, прежде всего, развитие психических
процессов непосредственного
Наиболее
характерная черта восприятия учащихся
– его малая
Некоторые возрастные особенности присущи и вниманию учащихся начальных классов. Основная из них – слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Учащийся этого возраста обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.).
Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.
Возрастные
особенности памяти в младшем
школьном возрасте развиваются под
влиянием обучения. Усиливается роль
и удельный вес словесно-логического,
смыслового запоминания и развивается
возможность сознательно
Основная
тенденция развития воображения
в младшем школьном возрасте –
это совершенствование
Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам.
Младшие
школьники очень эмоциональны. Эмоциональность
сказывается, во-первых, в том, что
их психическая деятельность обычно
окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают,
о чём думают, что делают, вызывает
у них эмоционально окрашенное отношение.
Во-вторых, младшие школьники не
умеют сдерживать свои чувства, контролировать
их внешнее проявление, они очень
непосредственны и откровенны в
выражении радости, горя, печали, страха,
удовольствия или неудовольствия. В-третьих,
эмоциональность выражается в их
большой эмоциональной
С
момента, когда ребенок пошел
в школу, его эмоциональное развитие
больше, чем раньше, зависит от того
опыта, который он приобретает вне дома.
Негативные эмоции могут проявляться
в форме страха. Они отражают восприятие
окружающего мира, рамки которого теперь
расширяются. Необъяснимые и вымышленные
страхи прошлых лет сменяются другими,
более осознанными: уроки, уколы, природные
явления, отношения между сверстниками.
Страх может принимать форму тревоги,
которая, в свою очередь, может перерасти
в устойчивое состояние тревожности.
1.2
Понятие тревожности.
Причины детской
тревожности
В
психологическом словаре