Тревожность школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 12:51, курсовая работа

Описание

Тревожность – распространённый психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также входит в синдромологию других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. Как и любое комплексное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты, при доминировании эмоционального. В целом, тревожность – это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ВСЯ.docx

— 94.78 Кб (Скачать документ)

  Школьное  расписание оценивается положительно, если образуется кривая с одним подъемом – в среду и в пятницу  или во вторник и в среду (как  в дни самой высокой продуктивности), и считается нерациональным при  наибольшей сумме баллов в понедельник  или субботу, а также при неравномерном  распределении нагрузок в недельном  цикле. При организации 5-дневной  недели нагрузка учащихся в течение  каждого учебного дня не должна быть выше, чем при 6 - дневной учебной  недели – не должно увеличиваться  количество занятий, а также суммарный  балл нагрузки. Это связано с изменением работоспособности во время учебной  деятельности. Вначале она повышается (период врабатывания), затем устанавливается на высоком уровне (период снижения работоспособности и развития утомления). В период снижения работоспособности выделяют 3 зоны: неполной компенсации, конечного порыва и прогрессирующего утомления. Исходя из этого, начало урока, учебной недели, четверти, года должно быть облегченным, т.к. продуктивность в это время снижена. По завершении периода врабатывания к учащимся можно предъявить более высокие требования. В это время рекомендуется проводить изложение нового и сложного материала, давать контрольные работы и др. В середине учебной недели (вторник, среда), четверти и года следует планировать наибольший объем учебной нагрузки, факультативные занятия, кружковую работу и др. По окончании периода высокой работоспособности, т.е. при появлении начальных признаков утомления, если речь идет об учебном дне, рекомендуется проведение уроков труда, физкультуры или других предметов, обеспечивающих смену деятельности.

  В зоне прогрессивного падения работоспособности  нельзя требовать выполнения интенсивных  нагрузок: при этом происходит истощение  организма, что может отрицательно сказаться на состоянии здоровья школьников.

  2.6. Двигательная активность  учащихся

 

  Двигательная  активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, пешая  походка, подвижные перемены и паузы  в режиме учебного дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной. В представленной ниже таблице приведены  рекомендованные объемы различных  видов двигательной активности для  учащихся 1 и 10 классов, разработанные  с учетом интенсивности и характера  соответствующих видов деятельности. В целом двигательная активность школьника должна занимать не менее 1/5 суточного бюджета времени (за вычетом времени сна и дневного отдыха), а ее структура несколько различается для детей разных возрастных групп. Это связано с тем, что у детей младшего возраста больше доля неорганизованной двигательной активности, но значительно меньше вклад тех ее видов, которые могут быть отнесены к трудовой деятельности. Некоторые виды двигательной активности могут рассматриваться как взаимозаменяемые. Так, например, занятия в спортивных секциях и в некоторых кружках художественной самодеятельности (в частности, танцевальных) могут быть вполне сопоставимы по интенсивности и объему физической нагрузке.

  Недостаток  двигательной активности – одна из наиболее распространенных причин адаптационных  ресурсов организма городских школьников. Пребывание на уроках, приготовление  домашних заданий, занятия у компьютера, отдых у телевизора, чтение книг, нахождение в транспорте – все  эти формы времяпрепровождения  проходят в статическом состоянии. Организм человека в процессе эволюции не приспособился к такой низкой физической активности. Синдром гиподинамии  является одним из условий многих недугов взрослых людей (сердечно-сосудистая патология, нарушения опорно-двигательного аппарата, обмена веществ и др.), а тем более – подростков. Растущему организму необходимо адекватные физические нагрузки. И только единичными уроками физкультуры и краткими прогулками после уроков этот объем нагрузки не восполняется. Во всех случаях двигательная активность детей должна быть организованна так, чтобы предотвращать гиподинамию и в то же время не приводит к их переутомлению.

  2.7. Рациональная организация  урока

  От  правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние  школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком  уровне и предупреждать преждевременное  нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические  условия влияют на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние  и здоровья учащихся.

  Физиологически  обоснованной является продолжительность  урока в 45 минут. Исключение составляют лишь ученики 1 - х классов, для которых урок должен длиться 35 минут соответственно низкой устойчивости их внимания. Для учащихся 2-х классов рекомендуется комбинировать урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления (чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др.). В остальных классах рекомендуется проведение физкультминуток на 4-ом уроке через 20 мин то его начала или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса (фазы умственного беспокойства). Такая работа необходимо для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения. Сдвоенные уроки не рациональны, за исключением тех случаев, когда проводятся лабораторные, контрольные работы, уроки труда и занятия физкультурой в зимнее время при выполнении программы по лыжной подготовке.

  Оценка  соблюдения гигиенических требований проводят по ряду регламентированных позиций, с использованием хронометража.

  Хронометраж урока проводится по:

  • плотности урока (% времени, затраченного школьниками на учебную работу);
  • количеству видов учебной деятельности (письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответ на вопрос, решение примеров);
  • длительность каждого вида учебной деятельности (в минуту);
  • частоте чередования видов деятельности (среднее время в минутах смены деятельности);
  • количеству видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный через технические средства обучения, самостоятельная работа);
  • месту, длительности и условиям применения ТСО;
  • частоте чередования видов преподавания;
  • наличию, месту, содержанию и длительности физкультминуток.

  Отслеживается момент снижения учебной активности школьников как показатель наступления  их утомления. Кроме того, определяется и фиксируется психологический  климат на уроке, наличие эмоциональных разрядок, соблюдение учащимися правильной позы, ее соответствие виду работы и чередование в течение урока. 
 

  Заключение

  Анализ  теоретических источников по проблеме и изучение особенностей младшего школьного  возраста показали, что для младшего школьника характерна эмоциональность  восприятия и поведения, а также, что под влиянием негативных эмоций у детей могут начать проявляться  признаки тревожности – состояния  человека, характеризующегося повышенной склонностью к переживаниям, опасениям  и беспокойству, имеющей отрицательную  эмоциональную окраску.

  Были  установлены причины повышенной тревожности и особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста:

  – среди причин появления тревожности  можно отметить неправильное воспитание, неблагоприятную обстановку в семье, завышенные требования к ребенку, игнорирование  его мнения, интересов и т. п.;

  – тревожные дети характеризуются  особой чувствительностью, склонностью  к вредным привычкам, наличием страхов, зажатостью и т. д.

  Работа  по организации коррекционно-развивающих  занятий, направленных на снижение тревожности  у детей в основном ведется  по таким направлениям как работа над самооценкой школьника, обучение его методам самокоррекции, расширение общих возможностей школьника и т.п. Далее нами было изучено влияние коррекционно-развивающих занятий, снижающих уровень тревожности у детей.

  Учитывая  специфику младшего возраста для  снижения уровня тревожности у младших  школьников, необходимо создавать позитивную рабочую атмосферу в классе, давать ребенку установку на успех, повышение  самооценки школьника, уважение личности учащегося.

  Именно  обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию  в человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а  реализация программы развития зависит  от множества факторов, основной задачей  «педагогики здоровья» является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов  воспитания, самовоспитания, создание программы обучения здоровью. Понятие  «здоровьесберегащие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Принципы выступают в органическом единстве, образуя систему в которую входят общеметодические принципы и специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления (принцип сознательности и активности, принцип активности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности проявляется, принцип постепенности, принцип повторения умений и навыков, принцип доступности и индивидуализации, принцип непрерывности, принцип цикличности, принцип оздоровительной направленности, принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников, принцип активного обучения, принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей, принцип связи теории с практикой).

  Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения комплексно применяются следующие группы средств: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами обеспечивает успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

  На  настоящий момент не существует единого  проекта по созданию здоровье сберегающей  и здоровье формирующей педагогической системы.

  В преамбуле к «Уставу Всемирной  организации здравоохранения» (ВОЗ) сказано: здоровье – это состояние  полного благополучия, а не отсутствие болезней и физических дефектов (1967 г.). Ученые доказали, что уровень  здоровья населения является показателем  развития общества, отражает его экономический  и социальный потенциал. Поэтому  здоровье – это, прежде всего проблема социальная, в решении которой  должны принять участие: политики, ученые, социологи, педагоги, психологи, медики и все общество в целом. Здоровье должно явиться ведущим и приоритетным направлением в социальном развитии общества. Отношение к человеку как  «венцу природы» в цивилизованном обществе предполагает усиление гуманистического аспекта в политической и экономической  жизни страны, принятие соответствующих  законов, не подавляющих, а способствующих полноценному гармоничному проявлению природной (биологической и социальной) сущности человека, в том числе  возможностей его здоровья.

  За  последнее десятилетие процессы реформирования затронули все слои общества, разрушили сложившуюся  инфраструктуру, резко усилили негативные тенденции в области рождаемости, сохранения здоровья, полноценного образования  и воспитания. И именно поэтому  развитие здоровье сберегающих технологий и их педагогический ресурс играют огромную роль в развитии гармонично развитой личности.

  Основная  задача учителя – развивать стремление к успеху, всячески поощрять даже самое  маленькое достижение, не акцентировать  внимание на неудачах.

  Эмоции  сами по себе, несомненно, имеют мотивирующие значение и зависят от особенностей деятельности и её организации. Положительные  эмоции могут быть связаны со школой в целом и пребыванием в  ней, обусловлены ровными взаимоотношениями  с учителем и одноклассниками; отсутствие конфликтов, активным участием в жизни  классного и школьного коллектива, с успешностью учёбы, с радостью преодоления трудностей. Удовлетворения от справедливо выставленной отметки, эмоции от “столкновения” с новым  учебным материалом - всё это усиливает  внутреннюю мотивацию, эмоционально-познавательные отношения к предмету, увлечённость им.

  Эмоциональные реакции оказывают существенное влияние на все формы нашего поведения. Если учитель хочет достичь лучшей работы мысли нужно заботиться о  том, чтобы деятельность стимулировалась  эмоционально. Эмоциональная сторона  не менее важна, чем мыслительная деятельность, а желание учиться, в конечном итоге, помогает формировать  личность любознательную и творческую.

Информация о работе Тревожность школьника