Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 12:51, курсовая работа
Тревожность – распространённый психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также входит в синдромологию других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. Как и любое комплексное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты, при доминировании эмоционального. В целом, тревожность – это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации.
В
психологической литературе можно
встретить разные определения этого
понятия, хотя большинство исследований
сходятся в признании необходимости
рассматривать его
По определению Р.С. Немова, «тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [6]. Е. Савина, доцент кафедры психологии Орловского государственного педагогического Университета, считает, что тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих [8].
Школьная тревожность, по мнению Р. В. Овчаровой, – сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников [7].
Таким
образом, понятием «тревожность» психологи
обозначают состояние человека, которое
характеризуется повышенной склонностью
к переживаниям, опасениям и беспокойству,
имеющей отрицательную
Выделяют два основных вида тревожности.
У детей младшего школьного возраста доминирует ситуативная тревожность. Но нельзя не принять во внимание, что при отсутствии своевременных приемов ее коррекции, может наблюдаться тенденция к развитию тревожности личностной.
Среди
причин, вызывающих детскую тревожность,
на первом месте, по мнению Е. Савиной
– это неправильное воспитание и
неблагоприятные отношения
Детская
тревожность может быть следствием
и симбиотических отношений ребенка
с матерью, когда мать ощущает
себя единым целым с ребенком, пытается
оградить его от трудностей и неприятностей
жизни. Она «привязывает» к себе,
предохраняя от воображаемых, несуществующих
опасностей. В результате ребенок
испытывает беспокойство, когда остается
без матери, легко теряется, волнуется
и боится. Вместо активности и самостоятельности
развиваются пассивность и
Одной из самых частых причин тревожности является завышенные требования к ребенку, негибкая, догматическая система воспитания, не учитывающая собственную активность ребенка, его интересы, способности и склонности. Наиболее распространенная система воспитания - "ты должен быть отличником". Выраженные проявления тревоги наблюдаются у хорошо успевающих детей, которых отличают добросовестность, требовательность к себе в сочетании с ориентацией на отметки, а не на процесс познания. Бывает, что родители ориентируют на высокие, не доступные ему достижения в спорте, искусстве. К этой же области относится навязывание ребенку чуждых ему (но высоко ценимых родителями) интересов, например как туризм, плавание. Ни одно из этих занятий само по себе не плохо. Однако выбор хобби должен принадлежать самому ребенку. Принудительное участие ребенка в делах, которые не интересует школьника, ставит его в ситуацию неизбежного неуспеха.
Корень
детской тревожности – не открытое
пренебрежение интересам
1.2.1
Особенности поведения
тревожного ребенка
Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Такие дети отличаются особой чувствительностью. Так, ребенок может тревожиться: пока он в саду, вдруг с мамой что-нибудь случится. Тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя того, что дети выполнить не в состоянии, причем в случае неудачи их, как правило, наказывают, унижают.
Дети, у которых ярко выражена тревожность, очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, например рисования, в которой испытывают затруднения. У таких детей можно заметить заметную разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы воспитателя тихим и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их, может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, возникает длительное возбуждение: ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь.
Тревожные
дети имеют склонность к вредным
привычкам невротического характера
(они грызут ногти, сосут пальцы,
выдергивают волосы). Манипуляция
с собственным телом снижает
у них эмоциональное
Распознать тревожных детей помогает рисование. Их рисунки отличаются обилием штриховки, сильным нажимом, а также маленькими размерами изображений. Нередко такие дети «застревают» на деталях, особенно мелких. У них серьезное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза, на стуле сидит аккуратно, старается не делать лишних движений, не шуметь, предпочитает не обращать на себя внимание окружающих. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Родители сверстников обычно ставят их в пример своим сорванцам.
Таким
образом, поведение тревожных детей
отличается частыми проявлениями беспокойства
и тревоги, такие дети живут в постоянном
напряжении, все время, ощущая угрозу,
чувствуя, что в любой момент могут столкнуться
с неудачами.
1.2.2
Гендерные аспекты тревожности
Важное место в современной психологии занимает изучение гендерных аспектов тревожного поведения. Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. Считают, что в дошкольном и младшем школьном возрастах мальчики более тревожны, чем девочки. У них чаще встречаются тики, заикания, энурез. В этом возрасте они более чувствительны к действию неблагоприятных психологических факторов, что облегчает почву для формирования различных типов неврозов.
В 9-11 лет интенсивность переживаний у обоих полов выравнивается, а после 12 лет общий уровень тревожности у девочек в целом возрастает, а у мальчиков несколько снижается.
Оказалось,
что по содержанию тревога девочек
отличается от тревоги мальчиков, причем,
чем старше дети, чем значительнее
эта разница. Тревога девочек
чаще бывает связана с другими
людьми; их беспокоит отношение
Мальчики
боятся физических травм, несчастных случаев,
а также наказаний, которые можно
ожидать от родителей или вне
семьи: учителей, директора школы
и т.д.
1.3
Методы психокоррекции
школьной тревожности
Проблема преодоления тревожности, по существу, распадается на две: проблему овладения состоянием тревожности, снятия его отрицательных последствий и проблему устранения тревожности как относительно устойчивого личностного образования.
Работа по преодолению тревожности может осуществляться на трех взаимосвязанных и взаимовлияющих уровнях:
1. Обучение школьника приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью;
2. Расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование у него необходимых навыков, умений, знаний и т.п., ведущих к повышению результативности деятельности, созданию «запаса прочности»;
3. Перестройка особенностей личности школьника, прежде всего, его самооценки и мотивации. Одновременно необходимо проводить работу с семьей школьника и его учителями с тем, чтобы они могли выполнять свою часть коррекции.
Р.В. Овчарова указывает, что психологи выделяют два способа преодоления школьной тревожности у детей[7]:
Для снятия тревожности у младших школьников существуют целые комплексы приемов, упражнений. Однако центральную роль играют два метода.
1.
Метод последовательной
2. Метод «отреагирования» страха, тревоги, напряжения. Осуществляется с помощью игры-драматизации «в очень страшную, страшилищную школу», где сначала с помощью кукол-петрушек, а затем без них в форме театральных этюдов дети изображают пугающие их ситуации школьной жизни, причем все пугающие моменты должны быть доведены до крайней степени («так, чтобы зрителям было очень страшно»). Кроме того, можно применять приемы «рисование страхов», «рассказы о страхах», причем акцентироваться должна школьная тематика. В ходе этой работы всячески поощряются попытки юмористического, карикатурного изображения ситуаций[7].
Выводы:
– для младшего школьника характерна эмоциональность восприятия и поведения;
– под влиянием негативных эмоций у детей могут начать проявляться признаки тревожности – состояния человека, характеризующегося повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску. Она бывает как ситуативная (проявляется в конкретной ситуации), так и личностная (устойчивое проявление);
– среди причин появления тревожности можно отметить неправильное воспитание, неблагоприятную обстановку в семье, завышенные требования к ребенку, игнорирование его мнения, интересов и т. п.;