Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 13:42, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть особенности трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта;
2. Описать специфику трудового обучения умственно отсталых младших школьников;
3. Рассмотреть задачи трудового обучения в коррекционной школе VIII вида;
4. Выявить задачи и содержание трудового обучения в 1-4 классах коррекционной школы VIII вида;
5. Проанализировать методы и формы трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Введение
1 Теоретические аспекты трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью
1.2 Специфика трудового обучения умственно отсталых младших школьников
2 Методические основы трудового обучения умственно отсталых младших школьников
2.1 Задачи и содержание трудового обучения в 1-4 классах коррекционной школы VIII вида
2.2 Формы и методы трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Содержание
Введение
1 Теоретические аспекты трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью 1.2 Специфика трудового обучения умственно отсталых младших школьников
2 Методические основы трудового обучения умственно отсталых младших школьников 2.1 Задачи и содержание трудового обучения в 1-4 классах коррекционной школы VIII вида 2.2 Формы и методы трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
Заключение
Список использованной литературы
Приложение |
3
6
6
14
25
25
28
40
41
43 |
Введение
Система образования является стратегически важной сферой жизни общества, поскольку связана с воспитанием и профессиональным формированием будущих граждан страны. Не случайно Н.А. Назарбаев в ежегодном послании народу Казахстана «Построим будущее вместе» от 27 января 2012 года отмечает: «Качественное образование должно стать основой индустриализации и инновационного развития Казахстана. Мы должны продолжить модернизацию образования. Внедряется модель 12-летнего среднего образования. Личным кредо каждого казахстанца должно стать «образование в течение жизни» [1].
В Законе «Об образовании» Республики Казахстан от 27 июля 2007 года намечены следующие задачи системы образования: «создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики» [2].
Это качается и лиц с особыми образовательными потребностями. Образовательное учреждение должно обеспечить их необходимыми для жизни трудовыми навыками.
Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с отклонениями в развитии наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что большинству выпускников только трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность трудоустройства в сфере материального производства.
Отличия трудовой подготовки детей с отклонениями в развитии по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками вызваны необходимостью ее усиления в целях коррекции отклоняющегося развития и подготовки выпускников к полноценному участию в трудовой жизни в современных условиях экономического развития общества. Задачами трудовой подготовки учащихся с отклонениями в развитии являются: воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности); коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития; профессиональная подготовка к производительному труду, которая позволяет окончившим школу работать на производстве.
Эти задачи, являющиеся основополагающими
для всех категорий детей с
отклонениями в развитии, особое значение
приобретают в отношении
Среди казахстанских педагогов изучением данной проблемы занимались такие авторы, как Р.Т. Акпаева, С.Д. Жакупова, С.И. Костина. Целенаправленная психолого-педагогическая работа по профессиональному самоопределению должна способствовать постепенному формированию готовности к осознанному и самостоятельному труду [3, 4, 5].
Таким образом, в теории накоплен достаточно большой материал по проблеме трудового обучения умственно отсталых школьников. Но основное противоречие заключается в том, что в работе с данной категорией детей требуется применение специальных форм и методов, направленных не только на обучение, но и на коррекцию имеющихся недостатков.
Проблема исследования заключается в подборе и описании наиболее эффективных форм и методов трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Исходя из вышесказанного, актуальность проблемы определяется тем, что уже с первых лет обучения вспомогательная школа должна готовить ребенка к трудовой деятельности. Одной из задач вспомогательных школ является трудовое обучение учащихся, которое на современном этапе должно быть целостной системой формирования личности умственно отсталого ребенка.
Цель исследования: рассмотреть особенности трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Объект исследования - процесс трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Предмет исследования - формы и методы трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Гипотеза исследования: использование специальных форм и методов трудового обучения, учитывающих специфику умственно отсталых младших школьников, способствует наиболее успешному решению задач трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть
теоретические аспекты
2. Описать специфику трудового обучения умственно отсталых младших школьников;
3. Рассмотреть задачи трудового обучения в коррекционной школе VIII вида;
4. Выявить задачи и содержание трудового обучения в 1-4 классах коррекционной школы VIII вида;
5. Проанализировать методы и формы трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Новизна исследования заключается в рассмотрении форм и методов трудового обучения, учитывающих специфику умственно отсталых школьников 1-4 классов коррекционной школы VIII вида.
Практическая значимость: материалы, предложенные в работе, могут быть использованы педагогами вспомогательной школы и студентами – практикантами специальности «Дефектология».
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
1 Теоретические
аспекты трудового обучения
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью
Умственная отсталость - группа различных по причинам возникновения и клиническим проявлениям отклоняющихся от нормы состояний, признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве (до трех лет) общего психического недоразвития с преимущественным недоразвитием интеллектуальных способностей [6].
В литературе выделяются следующие главные критерии умственной отсталости:
- своеобразная структура слабоумия со снижением мыслительной функции при меньших нарушениях других когнитивных функций (предпосылок интеллекта: внимания, памяти, восприятия) и относительно меньшим недоразвитием эмоциональной сферы;
- непрогредиентность – отсутствие снижения интеллектуального отставания;
- замедленный темп психического развития, пассивность психических процессов.
Чем более выражено интеллектуальное отставание, тем раньше оно обращает на себя внимание. Существенным является нарушение всех характеристик интеллектуальной деятельности. Это снижает способность к самообучению, что нарушает развитие личности. Условное разграничение расстройства по степени тяжести основывается прежде всего на уровне социальной адаптации [7].
Чем более выражено интеллектуальное отставание, тем раньше оно обращает на себя внимание. Существенным является нарушение всех характеристик интеллектуальной деятельности. Это снижает способность к самообучению, что нарушает развитие личности. Условное разграничение расстройства по степени тяжести основывается прежде всего на уровне социальной адаптации [8].
Легкая умственная отсталость. Несмотря на видимую задержку развития, дети в дошкольном возрасте часто неотличимы от здоровых, они в состоянии усваивать навыки общения и самообслуживания, отставание развития сенсомоторики (чувствительного восприятия) у них минимально. К позднему подростковому возрасту при благоприятных условиях они усваивают программу 5–6 классов обычной школы, в дальнейшем – могут справиться с посильной работой, не требующей навыков абстрактного мышления, жить и вести хозяйство самостоятельно, нуждаясь в наблюдении и руководстве лишь в ситуациях серьезного социального или экономического стресса. Со снижением абстрактного мышления навыки конкретного характера, особенно личные интересы ребенка, оказываются на первом месте.
Пассивность и отсутствие инициативы поощряются как повышенной опекой родителей, так и обезличивающим стилем обращения во многих учреждениях. Наиболее характерная личностная черта – сниженная самооценка. Затянувшаяся и повышенная зависимость от опекающих затрудняет формирование самостоятельной личности. Низкий уровень навыков общения при негативном отношении сверстников повышает уязвимость, ранимость, приводит к занижению самооценки. В большинстве случаев отмечается наличие других психических и поведенческих расстройств. Это, прежде всего, психотические эпизоды (вспышки) и расстройства, связанные с плохой социальной адаптацией и употреблением психоактивных веществ.
Вне зависимости от степени
тяжести течение расстройства определяется
взаимодействием между
Систематическое обучение необходимо для формирования социального опыта с использованием психокоррекционных (формирующих нормальную психику) воздействий, развитием ценностных ориентации, навыков психического контроля.
Умеренная умственная отсталость (выраженная дебильность, легкая имбецильность). При этом заболевании формируются конкретные логико-ассоциативные связи и представления (есть конкретная собака, но нет понимания, что собака – это и обобщающее понятие). Интеллектуальная оценка собственного опыта отсутствует: изменение рабочего или бытового стереотипа вызывает состояние растерянности, поэтому приспособление к жизни и простым видам труда возможно при наличии помощи, постоянного контроля и руководства.
Логико-ассоциативные связи примитивны. Представления, эмоциональная сфера у этих людей достаточно развиты, присутствует эмоциональное разделение окружающего, значительных двигательных расстройств может и не быть, проблемы возникают при выполнении сложнокоординированных действий.
При отсутствии осложняющих факторов проявляют старательность, работоспособность, эмоциональность.
С интеллектуальным недоразвитием тесно связана незрелость личности. Отчетливо выступают несамостоятельность суждений и взглядов, отсутствие любознательности в игровой, познавательной и трудовой деятельности, отсутствие или редкое проявление инициативы.
Тяжелая умственная отсталость. Заболевание характеризуется глубоким недоразвитием функций восприятия. Реакция на окружающий мир слаба или неадекватна; анализ собственного поведения отсутствует; мыслительная функция находится в зачаточном состоянии; при обращении к ним больные воспринимают не смысл, а интонацию и сопровождающую речь мимику и жестикуляцию. Речь ограничивается единичными словами или нечленораздельными звуками. Эмоции крайне просты и большей частью связаны с физическим самочувствием, физиологическими потребностями. Источником удовольствия и проявлением радости являются ощущение сытости, тепла, удовлетворение патологических влечений (прожорливость, онанизм, сосание пальцев, жевание несъедобных предметов).
Недоразвитие моторики проявляется в скудной мимике, однообразии и замедленности движений, нарушенной координации вплоть до расстройств навыков стояния и ходьбы. Навыки самообслуживания не прививаются. Способности к целенаправленной деятельности отсутствуют. Профессиональная подготовка и дальнейшее трудоустройство невозможны – больные требуют постоянного ухода со стороны родных и близких или специалистов в учреждениях социальной защиты.
Информация о работе Трудовое обучение младших школьников с интеллектуальными нарушениями