Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 13:42, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть особенности трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта;
2. Описать специфику трудового обучения умственно отсталых младших школьников;
3. Рассмотреть задачи трудового обучения в коррекционной школе VIII вида;
4. Выявить задачи и содержание трудового обучения в 1-4 классах коррекционной школы VIII вида;
5. Проанализировать методы и формы трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Введение
1 Теоретические аспекты трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью
1.2 Специфика трудового обучения умственно отсталых младших школьников
2 Методические основы трудового обучения умственно отсталых младших школьников
2.1 Задачи и содержание трудового обучения в 1-4 классах коррекционной школы VIII вида
2.2 Формы и методы трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Самообслуживание требует четкого распределения трудовых обязанностей с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья детей, а также требований санитарии и гигиены.
Занимаясь самообслуживанием, дети учатся рациональным приемам работы. Этому помогают знания, полученные ими на предметных уроках, на уроках по ручному труду, домоводству. Сейчас в быту все более широко используются машины, облегчающие труд человека. Обращению с такими машинами дети учатся на уроках домоводства.
Использование инструментов, правильное расходование материалов, аккуратное и бережное обращение с рабочей одеждой помогают воспитать дисциплинированность, бережливость и аккуратность, вырабатывают навыки культуры труда. Повторяясь из дня в день, трудовые операции по самообслуживанию способствуют выработке терпения, настойчивости и навыков самоконтроля.
Часто у детей сравнительно легко удается вызвать желание трудиться. Но это желание не всегда бывает устойчивым, выработать же у наших школьников привычку повседневного участия в труде - дело довольно трудное. Это объясняется тем, что желание трудиться у многих детей развивается быстрее, чем способность к трудовым усилиям. Слабость мускулатуры, недостаточное развитие мелких мышц, несовершенство координации движений, неустойчивость интересов и внимания, а также недостаточное владение трудовым навыками проводят к тому, что дети быстро утомляются и не всегда с желанием берутся за работу. Поэтому особое значение приобретает правильная дозировка трудовых заданий.
Непосильность задания
может привести к перенапряжению
и вызвать отрицательное
Труд по самообслуживанию имеет большую ценность для формирования коллектива. Каждый ученик выполняет определенные обязанности по самообслуживанию, которые помогают лучшей организации жизни интерната. Дежурство по школе, участие в бригадах по ремонту мебели, белья, обуви, шефская помощь старших ребят младшим - все этот помогает установить между детьми товарищеские отношения и убедить их на конкретных примерах в том, что от работы каждого зависит общий успех.
В процессе труда по самообслуживанию и игровой деятельности у детей возникает хозяйское, бережное и заботливое отношение к школе, возрастает требовательность друг к другу, исчезает безразличие и равнодушие к общему труду и жизни. Дети становятся более самостоятельными, проявляют заботу друг о друге. Оказание помощи больным и слабым ребятам, а также ученикам младших классов воспитывает чувство коллективизма и человечности.
Надо сделать так, чтобы бытовой труд стал необходимостью для умственно отсталого ученика, чтобы, начав самостоятельную жизнь, наш бывший воспитанник применил навыки, полученные в школе, на практике.
Общественно полезная направленность всей трудовой деятельности помогает воспитанию высоких моральных качеств человека.
Школа VIII вида дает учащимся возможность разобраться в человеческих отношениях, найти свое место в жизни, причем моральная победа ребенка над имеющимся органическим дефектом и всеми его отрицательными последствиями часто приходит именно в процессе активного участия в общественно полезном труде.
Самым главным и самым ценным в общественно полезном труде являются его высокие мотивы, которые хорошо понятны детям. Труд на общую пользу, во имя высокой цели - вот мотивация общественно полезной деятельности. Для учащихся она воплощается в мотивах: “Поможем детскому саду”, “Сделаем наглядные пособия для урока”, “Поможем школе, городу, селу, нашим шефам” [15].
Характер и глубина
мотивации общественно
Учащиеся школ VIII вида принимают участие в общественно полезном труде, который можно разделить на две группы:
При этом конкретные дела для учащихся городских и сельских школ будут различны.
К первой группе следует отнести: участие в самообслуживании, изготовление и ремонт учебного оборудования и инвентаря, участие в ремонте школьного здания, выполнение заказов предприятий и организаций в учебных мастерских, работу на пришкольном участке и благоустройстве школьной территории, помощь в работе библиотеки и методического кабинета школы.
Ко второй группе можно отнести: работы по охране в близлежащих скверах зеленых насаждений, заготовку и развешивание кормушек для птиц, заботу о памятниках героям, помощь предприятиям, общественно полезный труд в лагерях летнего отдыха, сбор лекарственных растений.
В сельской школе в содержание общественно полезного труда входит участие детей в сельскохозяйственных работах.
Каждый школьник принимает участие в разнообразных видах общественно полезного труда, что дает ему возможность овладеть большим количеством навыков, полезных в практической жизни, выработать привычку часть своего времени отдавать общественным делам.
Однако воспитательное значение общественно полезных дел зависит не только от выбора объекта труда, распределения заданий между учащимися и учета их работы. Оно зависит и от сознательного подхода к выполняемой работе и положительного, эмоционального отношения к ней. Важно поэтому все время поддерживать бодрый ритм работы, не допускать спада настроения. Наибольший подъем вызывает успех, он приносит удовлетворение от общественной деятельности, является залогом положительного отношения к работе и стимулом развития общественной активности.
В общественно полезном труде всегда должно быть место для детского изобретательства и творчества. Развитию изобретательности, находчивости, смекалки способствует соревнование на лучшую организацию выполнения полезных дел, на лучшее качество работы и т.д. Соревнование поддерживает трудовой подъем, побуждает каждого жить общими интересами.
Если учащимся общеобразовательных школ умения производить умственные действия обеспечивают высокий уровень самостоятельности в процессе ручного труда, то типичной особенностью большинства умственно отсталых учащихся является её низкий уровень в преодолении возникающих в процессе труда затруднений. Как правило, они не связаны с состоянием трудовых, операционных навыков, а возникают при столкновении с умственными задачами, требующими произведения мыслительных операций, то есть проявления умений интеллектуального порядка.
Между практической
и речевой деятельностью
Несформированность языковых и речевых средств у младших школьников с умственной отсталостью проявляется в том, что они не умеют рассказывать о своей работе, о том, как ее выполняли. Чаще показывают выполняемые действия, при этом путают их последовательность. Характерная особенность этих учащихся – неумение производить словесный анализ, уяснять общие правила выполнения практических действий.
Младшие школьники с умственной отсталостью крайне редко пытаются произвести сравнение готового изделия с образцом, а сравнения в процессе работы, по деталям, по операциям не производят. Для этих детей характерно уподобление сходных объектов: в результате сравнения выполненного изделия с образцом до специального обучения не видят различий, не смотря на наличие грубых дефектов, считают их одинаковыми. Это связано с тем, что установление различий возможно при достаточно высоком уровне развития аналитического восприятия, умения производить сравнение по деталям изделия и образца. Производить такое сравнение у умственно отсталых детей не возникает потребности и умения. Особую сложность представляют объемные фигуры, которые следует сравнивать по трем измерениям: высоте, длине, ширине. Учащиеся нуждаются в помощи в виде наводящих вопросов («А что еще нужно сделать?», «Что ты забыл проверить?»). При формировании умения сравнивать используется наложение на образец, мерная линейка. При достаточном количестве и разнообразии упражнений эти умения могут быть закреплены и усложнены.
Множественные ошибки в процессе выполнения контрольно-оценочных действий допускаются учащимися младших классов прежде всего вследствие недифференцированности представлений об изделии.
Таким образом, обучение ручному труду содействует формированию у учащихся младших классов аналитического восприятия объектов труда, умению выделять в образце его детали и их параметры. Это позволяет производить дифференцированное сравнение с образцом. Операции сравнения, в свою очередь, ложатся в основу контрольно-оценочных действий в труде.
Возможности устанавливать в процессе выполнения работы, а также в ходе ее оценивания причинно-следственную зависимость у учащихся 1-2 классов весьма ограничены. Без побуждения со стороны учителя они и не пытаются устанавливать причины неудач в своей работе. Даже при побуждении устанавливают внешние, несущественные связи. Ответы отражают впечатления о предмете, не ставя их в логические, причинные отношения (синкретические ответы).
При попытках объяснить что-либо в своей деятельности повторяют в виде утверждения заданный им вопрос: «Кривой домик, потому что он кривой».
Препятствием к овладению оценочными причинно-следственными суждениями является ярко выраженная эмоционально-аффективная окрашенность отношения ребенка к своему изделию: больше нравится свое, чем товарища, потому затрудняется объективная оценка достоинств изделия и причин брака в собственной работе.
От учащихся 3-4 классов уже можно получить правильные суждения, в основе которых – собственный опыт, а также усвоенный обобщенный опыт людей в виде простейших норм, правил действия при выполнении практических заданий.
Младшие школьники первое время пребывания в специальной школе отличаются робостью, заторможенностью в своем поведении вообще, в учебной деятельности в частности. В условиях охранительного режима быстро восстанавливается непосредственность в поведении, охотно включаются в учебную работу, особенно в труд. На занятиях ручным трудом за редким исключением не могут правильно оценить собственные возможности. С одинаковой охотой берутся за любое предложенное задание. «Переоценка» возможностей – из-за отсутствия знаний о содержании технологической стороны предстоящей работы и способах ее выполнения. Даже явные неудачи в работе не приводят к осознанию своих возможностей.
В тех случаях, когда удалось что-то сделать, хотя бы отдаленно
похожее на образец, считают свое изделие хорошим, лучшим, чем у товарищей. Таким образом на первоначальном этапе трудового обучения ярко преобладает положительное эмоционально-аффективное отношение к заданию и результатам своего труда: их захватывает желание сделать вещь., что мешает увидеть дефекты в работе. Ученики не могут еще представить ни порядка операций, ни способов изготовления вещи, однако это не мешает им проявлять живейший интерес к работе. Наблюдается такое своеобразное единство аффекта и интеллекта, при котором чаще бывает более остро выраженной аффективно-эмоциональная сторона, чем осознание сути предстоящей работы, ее трудностей, ее технологической структуры и т. п.
Все вышесказанное позволяет констатировать, что ученики младших классов почти все охотно включаются в предметно-практическую деятельность, обладая при этом ложной уверенностью в том, что им посильно любое задание. Такой характер деятельности младших школьников – следствие, с одной стороны, яркого преобладания в их поведении первичного, игрового эмоционально-аффективного отношения к предметной деятельности; с другой – еще весьма низкого уровня понимания технологии изготовления вещи. Низкий уровень развития у учащихся интеллектуального компонента в труде и весьма недифференцированный первичный уровень развития эмоционально-аффективных компонентов – все это и создает своеобразный облик как будто весьма активного, но еще мало продуктивного в своей трудовой деятельности умственно отсталых учащихся младшего возраста.
Учитывая особенности умственно отсталых младших школьников, можно сделать следующие выводы по специфике обучения детей с умственной отсталостью:
- низкий уровень развития внимания, восприятия и особенности памяти требуют постоянной активизации и концентрации внимания воспитанников на существенных признаках;
Информация о работе Трудовое обучение младших школьников с интеллектуальными нарушениями