Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 13:42, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть особенности трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта;
2. Описать специфику трудового обучения умственно отсталых младших школьников;
3. Рассмотреть задачи трудового обучения в коррекционной школе VIII вида;
4. Выявить задачи и содержание трудового обучения в 1-4 классах коррекционной школы VIII вида;
5. Проанализировать методы и формы трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Введение
1 Теоретические аспекты трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью
1.2 Специфика трудового обучения умственно отсталых младших школьников
2 Методические основы трудового обучения умственно отсталых младших школьников
2.1 Задачи и содержание трудового обучения в 1-4 классах коррекционной школы VIII вида
2.2 Формы и методы трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Каждую экскурсию следует проводить точно по составленному плану. Нужно с самого начала заинтересовать учащихся, привлечь их внимание к наблюдаемому. Учитель поэтому сам должен быть активен, рассказывать эмоционально и доступно.
В зависимости от времени и места проведения экскурсии объем заданий, их количество и последовательность могут быть различными. В первом классе целесообразно поручать всем детям сбор частей одного растения и его плодов, а во втором - третьем классах сбор материалов следует распределять между группами детей. Рассматривание окружающей природы и выполнение заданий должны чередоваться с отдыхом и играми.
По окончании сбора материалов необходимо провести их сортировку, привлекая учащихся к обсуждению годности того или иного материала.
Завершается экскурсия приходом в школу, где проводится короткая заключительная беседа, убираются инвентарь и материалы.
Особенно важно привить детям интерес к труду в самых различных его формах. На уроках ручного труда имеются возможности для поддержания интереса к труду в течение всех трех лет обучения. Большая роль в формировании интереса к труду принадлежит учителю, который должен использовать различные методы подачи учебного материала, вносить в обучение элементы занимательности и игровой деятельности, давать посильные задания, бережно относиться к детским поделкам.
В работе с младшими школьниками широко используются тематические игры, позволяющие использовать знания, умения и навыки, полученные детьми на уроках ручного труда и домоводства, закрепить навыки самообслуживания. Интересно проходит работа бытовых ателье, где учащиеся могут сделать мелкий ремонт своего костюма, почистить ботинки и т.д. “Заведующая” ателье и “мастера” - старшие учащиеся, в их задачу входит не только выполнить заказ, но и научить это сделать самого заказчика. Во внеучебное время организуются игры: “Гости”, “Школа”, “Магазин”, “Столовая”, “Почта” и др., которые вызывают большой интерес у младших ребят и создают возможность для развития их инициативы.
Процесс обучения ручному труду должен проходить главным образом фронтально. Вместе с тем типологические и личностные особенности школьников с недостатком интеллекта, различная степень их самостоятельности в труде требует дифференцированного подхода.
Таким образом, в учебном процессе предусмотрено использование двух организационных форм проведения занятий по ручному труду: урока и экскурсии. Методика проведения уроков и экскурсий должна учитывать особенности умственно отсталых школьников.
Заключение
В ходе выполнения курсовой работы были решены все поставленные задачи и сделаны следующие выводы:
В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида центральное место в образовательном процессе занимает трудовое обучение умственно отсталых обучающихся. В младших классах, согласно учебному плану, трудовое обучение осуществляется, прежде всего, на уроках ручного труда.
Процесс обучения умственно отсталых детей труду имеет существенную специфику, которая проявляется в более низком, чем в массовой общеобразовательной школе, уровне сложности учебного материала, в замедленном темпе обучения, меньшей плотности учебной нагрузки на уроках для учащихся, преимущественном использовании наглядных методов обучения.
Занятия ручным
трудом направлены на решение как
общих, так и специальных
Специальные задачи, стоящие перед учителем ручного труда, касаются коррекции и компенсации психофизических недостатков, имеющихся у обучающихся с умственной отсталостью. Исправление недостатков, свойственных детям с нарушением интеллекта, обеспечивается соответствующим содержанием, организацией и специальными методами обучения.
Организация трудового обучения в младших классах представляет собой первый, пропедевтический этап трудовой подготовки умственно отсталых школьников. На протяжении этого периода учащихся необходимо подготовить к переходу к следующему этапу – ручному труду, который осуществляется на базе школьных учебных мастерских. Основное содержание этой подготовки заключается не в том, чтобы сформировать у детей умения выполнять отдельные трудовые приемы, дать определенную сумму специальных знаний. Задачи трудовой подготовки младших школьников следует рассматривать в более широком плане.
Первостепенная задача, стоящая перед учителем ручного труда, заключается в привитии обучающимся интереса к труду в различных его формах. Этому будет способствовать и использование разнообразных методов подачи учебного материала, и внесение в обучение различных элементов занимательности, и обыгрывание ситуаций, широкое использование игровых приемов. Весьма существенным является при этом учет психологических особенностей ребенка: задания должны быть посильными, реально выполнимыми, с четко видимым результатом.
Список использованной литературы
1 Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана. «Построим будущее вместе» от 28 января 2011 // Северный Казахстан 2011. - 29 февраля.
2 Закон «Об
образовании» Республики
3 Акпаева Р.Т.
Практика внедрения
4 Жакупова С.Д.
Профессиональное обучение: преимущества
и недостатки. Северо-Казахстанский ИПК и ППК http://www.petropavl.kz/
5 Костина С.И. Организация трудового
обучения в коррекционной школе. Северо-Казахстанский
ИПК и ППК http://www.petropavl.kz/
6 Специальная педагогика. // Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2000. – 519 с.
7 Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы // под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 181 с.
8 Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы // под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 181 с.
9 Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие. - М.: Академия, 1999. – 280 с.
10 Замский X.С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения. М., 1995. 136 с.
11 Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника:
Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология».- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.
12 Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 176 с.
13 Бондарь В. И., Еременко И. Г. О совершенствовании подготовки умственно отсталых детей к самостоятельному труду.//Дефектология. -1990. - № 3. - С. 15-18.
14 Патракеев В. Г. Трудовая подготовка в школах VIII вида для детей с нарушением интеллекта.//Дефектология. - 1996. - № 3. – С. 3-8.
15 Картушина Г. Б. Работа по профессиональной ориентации учащихся вспомогательной школы.//Трудовое обучение во вспомогательной школе. - Москва, 2008. - С. 12-14.
16 Мирский С. Л. Изучение трудовых возможностей учащихся вспомогательной школы.//Дефектология. - 1997. - № 4. С. 16-17.
17 Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Кн. для учителя / Под ред. В. В. Воронковой. - М., 1994. - 124 с.
18 Плох Л. Профессионально-трудовая подготовка умственно отсталых подростков //Дефектология. - 2008. - № 1. - С. 21-22.
19 Крылов A.M. Учет индивидуальных особенностей учащихся на уровне трудового обучения во вспомогательной школе // Дефектология. - 1993. - № 5. - С. 24-?.
20 Мачихина В.Ф. О состоянии трудового обучения, воспитания и профориентации в специальных школах для детей с поражениями ЦНС // Дефектология. - 2001. - № 1. - С. 45-48.
21 Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. - М.: Педагогика, 1990. 230 с.
22 Патракеев В.Н. Трудовая подготовка в школах VIII вида для детей с нарушением интеллекта//Дефектология, 2006. - №3. – С. 13-14.
23 Писковая О.В. Проблемы расширения профилей трудового обучения для лиц с недостатками слуха // Дефектология. - 1993. - № 4. - С. 30-31.
24 Старобина Е.М., Григорьева Л.Д. Новые формы трудового обучения детей с отклонениями в развитии. / Материалы научно-практической конференции "Традиции и современность в образовании - Проблемы обучения и воспитания в дошкольных и специальных образовательных учреждениях" - СПб., - 1996. 120 с.
25 Щербакова A.M. Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Новые учебные программы. - М.; Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. - 135 с.
26 Дульнев Г.М. Коррекция умственной деятельности учащихся вспомогательной школы в трудовом обучении. Сб. докладов на Втором дефектологическом конгрессе Югославии. - Белград, 2006. - 112 с.
27 Пинский Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. - Москва, 2005. – 79 с.
28 Плахова Н. А. Школа-предприятие: новые подходы к коррекционной работе с умственно отсталыми школьниками.//Дефектология. - 1995. - № 5. - С. 11-17.
29 Сакенова Е. Н. Познание окружающей действительности умственно отсталыми школьниками // Открытая школа. – 2005. - № 9. – С. 10-12.
30 Педагогика. Курс лекций. Алматы. Садыков Т.С., Хмель Н.Д., Жампеисова К.К.: «Нұрлы әлем», 2003. – 368 с.
Приложение А
Конспекты уроков по трудовому обучению для учащихся 2 класса вспомогательной школы
Тема: Работа с пластилином. Посуда.
Цель: познакомить детей с традициями народа, с нашими видами гостеприимства, как, чаепитие «Вечерний чай». Научить школьников правильно сервировать стол к чаю. Выполнить посуду из пластилина и украсить её казахским национальным орнаментом. Развивать творческие способности. Воображение, вариативность и гибкость мышления. Воспитывать любовь к родине, уважение к народным традициям.
Оборудование: пластилин, дощечки и стеки.
Ход урока.
Традиции казахского чаепития весьма разнообразны и многообразны, богатство и ритуал, пожалуй, не уступят иноземным. «Кто бы не пришёл в гости, в котором часу ни было… хотя бы сами хозяева недавно пили чай, но пришёл гость, для него настаивают и сами пьют с ним».
- Как вылепить кесе, чашку мы знаем. Теперь попробуем выполнить из пластилина сервиз. Сервизы бывают столовые, чайные, кофейные. Чайные сервизы могут состоять из 2-6 предметов. Одни сервизы используются на даче, другие повседневно на кухне, третьи особо ценные – в праздничные дни. При изготовлении сервиза нужно помнить об этом. Украшение сервиза очень сложное. Орнамент можно выложить из семян.
Дети выполняют изделие.
Какой сервиз самый интересный? Почему?
Домашнее задание.
Тема: Работа с бумагой. Праздник цветов.
Цель: Конструировать цветы из цветной бумаги; развивать творческое мышление, воспитывать эстетические чувства, любовь к прекрасному.
Оборудование: цветная бумага, клей, мягкая медная проволока.
Ход урока.
Осенью бывает
много цветов. На уроке учитель
предлагает ученикам рассмотреть живые
цветы, стоящие в вазе. Можно использовать
искусственные цветы или
Оказывается, цветы, которые мы выбираем, - не случайность, они отражают нами скрытые чувства и мысли. Давайте заглянем в тайный смысл, скрытый в некоторых цветах.
Астра – означает «звезда» и символизирует радость. Георгин – назван так в честь русского мореплавателя Георгия, который подарил неизвестный цветок заморскому королю. Преподносится в знак уважения и дружбы. Гвоздика – «божественный цветок, талисман любви, постоянства и верности. Ирис – цветок греческой богини Ирис, означает «нежность». Незабудка – цветок тоски. Роза – царица цветов. По греческим мифам, она появилась вместе с богиней любви Афродитой из пены морской. Символизирует красоту, любовь и восхищение.
Информация о работе Трудовое обучение младших школьников с интеллектуальными нарушениями