Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 01:08, курсовая работа
В современных условия потребность в развитии творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии детей с самого раннего возраста. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте
1.1. Понятие о воображении…………………………………………….. 5
1.2. Виды воображения и способы создания творческих образов………………………………………………………………………10
1.3. Особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………13
1.4. Влияние изобразительной деятельности детей на развитие их творческое воображение………………………………………….……………18
Глава 2. Особенности творческого воображения у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста……………………………………………..21
2.1. Диагностика особенностей творческого воображения у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста на занятиях изобразительным искусством………………………………..........................................................21
2.2. Анализ результатов и выводы о проделанной работе……………………………………………………………………………24
2.3 Педагогические рекомендации………………………………………29
Заключение………………………………………………………………..31
Список использованной Литературы……………………………….
Приложения………………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
В современных условия потребность в
развитии творчески активной личности,
обладающей
способностью эффективно и нестандартно
решать новые жизненные проблемы, возрастает и требует поиска
новых путей в образовании, воспитании
и развитии детей с самого раннего возраста.
В связи с этим перед дошкольными учреждениями
встает важная задача развития
творческого потенциала подрастающего
поколения, с учетом психологических
закономерностей всей системы познавательных
процессов.
Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.
В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос об определении сущности механизмов воображения. Как показали исследования Л. С. Выгодского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
Идеи развития самостоятельности, самодеятельности, самоуправления активно разрабатывались в отечественной педагогике (П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий) [1; с.253]. Проблема самовыражения ребенка дошкольного возраста в процессе формирования у него эстетического отношения к человеку исследовалась А.Ф. Лобовой. Педагог, создавая условия для самовыражения детей, пробуждает тем самым у них творческую активность. Поэтому развитие творческого воображения у ребенка дошкольного возраста обусловлено и зависит от его способности к самовыражению.
Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная, музыкальная, игровая деятельность детей.
Объектом исследования являются дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – организация работы по развитию творческого воображения у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
Целью исследования является изучение особенностей творческого воображения у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью.
Задачи исследования:
– изучить и проанализировать научную литературу;
–изучить особенности творческого воображения у детей старшего дошкольного возраст;
– разработать комплексную методику диагностики развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности;
– разработать рекомендации по развитию творческого воображения детей.
Гипотеза исследования: развитие творческого воображения происходит в процессе изобразительной деятельности по средствам художественно-дидактической игры.
Глава 1.Воображение и его особенности в дошкольном возрасте
1.1. Понятие о воображении.
Мозг это не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из прежнего опыта новые положения и новое поведение. Всякая деятельность человека, результатом которой является создание новых образов или действий, будет принадлежать к творческой деятельности.
Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением. Обычно под воображением имеется в виду все то, что не реально, что не соответствует действительности. На самом деле воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.
Воображение – не действительность, но оно не может без действительности. Именно элементы действительности являются для него питающей средой. С другой стороны, именно воображение подчас определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к разнообразным формам своей деятельности.
Воображение порождает замысел, т.е. представление о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, ее результат. Таким образом, воображение порождает «образ» того, что лишь будет создано в процессе творческой работы.
В литературе имеются самые разные определения воображения. Так Л.С. Выгодский отмечает, что «Воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, принесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно самую основу той деятельности, которую мы называем воображением».
«Воображение, связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое». И далее «Воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение – это преобразование данного, осуществляемое в образной форме» (С. Л. Рубинштейн) [2; с.127] .
Многие исследователи отмечают, воображение – это психический процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме, то есть в виде образов, представлений, идей, созданных на основе образов восприятий, памяти, а также знаний приобретенных в процессе речевого общения.
Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, т.е. требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами.
Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Предположим, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех произведений искусства и научных открытий. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особом развитии.
Препятствиями к фантазированию выступают следующие причины. Творческая активность детей может подавляться окружающими. Педагог может разрушить уже сложившиеся стереотипы, сохранить природную способность к активности и в условиях сложившихся музыкальных стандартов помочь освоить новые способы активизации творческой деятельности детей. При определенных педагогических условиях каждый ребенок способен пройти путь естественного освоения социального.
Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния человека. Связь воображения и эмоций проявляется как у детей, так и у взрослых. Все мы хоть раз в жизни получали высокое эмоциональное удовлетворение от мечты. Человек мечтает о том, что привлекает, доставляет радость, удовлетворяет самые сокровенные желания и потребности. А мечта, как образ желаемого будущего, классическая форма воображения.
Влияние чувства на воображение и обратно давно было замечено учеными. Еще в прошлом веке французский психолог Т. Рибо выяснил, что все формы творческого воображения заключают в себе сильные эмоциональные моменты. Л. С. Выготский вывел «закон общего эмоционального знака», суть которого выразил словами: «... всякое чувство, всякая эмоция стремятся воплотиться в образы, соответствующие этому чувству» [3; с.271]. Эмоция как бы собирает впечатления, мысли и образы, созвучны настроению человека. Таким образом, богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображение. Второй закон, выведенный Л. С. Выготским, называется «законом эмоциональной реальности воображения». Он говорит о том, что «всякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства, и если это построение и не соответствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувств является действительным, реально переживаемым захватывающим человека чувством» [3; с.268]. С проявлением обоих законов связаны многие «странности» в поведении. Итак, мы можем сделать следующий вывод: используя богатство эмоциональных состояний можно успешно развивать воображение и, наоборот, целенаправленно организуя фантазию, можно формировать культуру чувств.
Воображение тесно связано с эмоциями.
Помимо эмоций воображение тесно связано с интересами. Интерес можно определить как эмоциональное проявление познавательной потребности. Он выражается в направленности человека на определенную деятельность, имеющую особое значение для личности.
Поскольку
интересы проявляются в положительных
эмоциях человека, то они вызывают
чувство удовлетворения от работы.
Они позволяют легко
Интерес ко всему расширяет жизненный опыт, знакомит нас с разными деятельностями, активизирует различные способности. Фантазирование значительно обогащает опыт человека, вводит его в воображаемой форме в ситуации и сферы, не встречаемые им в реальной жизни. Это провоцирует у него появление принципиально новых интересов. С помощью фантазии человек попадает в такие ситуации и пробует такие деятельности, какие в реальной действительности ему недоступны. Это дает ему дополнительный опыт и знания в житейской и профессиональной сфере, в научной и нравственной, определяет для него значимость того или иного объекта жизни. В конечном итоге формирует у него многообразные интересы Фантазия не только развивает интересы вширь, обеспечивая их разносторонность, но и углубляет уже сформировавшийся интерес.
Таким образом, воображение - это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача - представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.
1.2. Виды и способы создания творческих образов.
В психологии существуют несколько классификаций видов воображения, каждая классификация имеет в своем основании какой-либо признак воображения.
Воображение
характеризуется активностью, действенностью.
Опережающее отражение
Пассивное воображение (грезы, сновидения) и активное воображение основывается на таком признаке как активность. При активном воображении образы всегда формируются сознательно относительно поставленной цели.
В зависимости от
Воссоздающее воображение –
Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, но ее место приходит эмоционально окрашенное мышление[].
Создание
образов воображения
Информация о работе Воображение и его особенности в дошкольном возрасте