Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 01:08, курсовая работа
В современных условия потребность в развитии творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии детей с самого раннего возраста. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте
1.1. Понятие о воображении…………………………………………….. 5
1.2. Виды воображения и способы создания творческих образов………………………………………………………………………10
1.3. Особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………13
1.4. Влияние изобразительной деятельности детей на развитие их творческое воображение………………………………………….……………18
Глава 2. Особенности творческого воображения у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста……………………………………………..21
2.1. Диагностика особенностей творческого воображения у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста на занятиях изобразительным искусством………………………………..........................................................21
2.2. Анализ результатов и выводы о проделанной работе……………………………………………………………………………24
2.3 Педагогические рекомендации………………………………………29
Заключение………………………………………………………………..31
Список использованной Литературы……………………………….
Приложения………………………………………………………….
Преобразование материала в воображении подчиняется определенным законам, выражающим его особенность. Для воображения характерны определенные процессы, которые включают элементы наглядности. Так, операцией обобщения при создании образа воображения выступает операция типизации. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т. д.
Приемом воображения
Следующим существенным способом создания творческих образов является акцентирование, подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером является шарж, карикатура.
Определенное значение в деятельности воображения имеет и прием реконструкции, когда по части, признаку, свойству «примысливается» целостная структура образа.
Имеется способ – агглютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек – зверь или человек – птица.
Гиперболизация – это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Гуливер, Мальчик с пальчик.
Механизмом функционирования
Прием расчленения заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.
Прием замещения – это замена одних элементов другими.
Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль - отдаленная аналогия с морским кораблем [5;с.76].
На использовании синтеза, аналогий и способов построения образов воображения строятся многочисленные приемы диагностики воображения и его развития.
Определяя особенность
Конечный источник операций воображения – предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления содержания образов воображения. Следовательно, основой для воображения являются чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме.
1.3. Особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.
Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.
Как отмечалось выше, воображение у ребенка беднее, чем у взрослого. В то же время до сих пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче.
Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.
Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.
До 3х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.
В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью специфичностью. Появляются элементы творчества [6;с.92].
Фантазия, как и другие психические функции, претерпевает изменения с возрастом ребенка. Младший дошкольник отличается пассивной формой. Он с большим интересом слушает сказки и затем представляет их образы как реально существующие явления. Именно поэтому он легко верит в то, что наряженный актер - это настоящий Дед Мороз или Баба Яга, боится злого волшебника или волка на экране телевизора, плачет от жалости к Дюймовочке, слушая сказку.
Младший школьный возраст характеризуется активизацией функции воображения. Этот период сензитивный для формирования фантазии. Эти возрастные изменения необходимо учитывать при организации воспитательного, учебного процессов, а также при проведении диагностики воображения и развивающего обучения.
Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития.
Рассмотрим
подробнее особенности
Дальнейшее развитие детского воображения происходи в дошкольном возрасте под влиянием воспитания, в связи с расширением опыта ребенка, развитием его интересов и усложнением его деятельности. Это развитие носит не только количественный, но и качественный характер. Воображение дошкольника не только более богато, чем у ребенка раннего возраста, но оно приобретает новые, отсутствовавшие в преддошкольном возрасте черты.
То есть, воображение пятилетнего ребенка позволяет ему воспринять, как реальные, самые фантастические, сказочные образы и ситуации. Их собственный опыт и возможность объективно оценивать окружающий мир, недостаточны, чтобы решить постоянно возникающие перед ним проблемы. Поэтому ребенок может решить их только с привлечением воображения, фантазии. Последние заменяют им недостаток знаний и опыта и помогают относительно уверенно чувствовать себя в сложном и изменчивом мире.
В своих
вымыслах дошкольники более
Воображение старшего дошкольника становится менее зависящим от того, что воспринимает в данный момент ребенок. Ребенок в своем воображении чрезвычайно зависит от вещей и игрушек, имеющихся сейчас налицо. Ему попадается на глаза кукла – он начинает ее укачивать; ему дают машину– он возит ее взад и вперед.
В воображении старшего дошкольника большую роль начинает играть общий замысел, словесно формулируемый воспитателем или коллективом играющих детей. Этому замыслу он начинает подчинять свои действия.
Воображение старшего дошкольника приобретает черты некоторой целенаправленности, известной произвольности. Все эти изменения в детском воображении возникают, конечно, не сразу. Воображение проходит в своем развитии ряд качественно своеобразных ступеней на протяжении дошкольного детства.
У младшего дошкольника воображение еще во многом сходно с воображением преддошкольника. В среднем дошкольном возрасте воображение существенно изменяется. В связи с расширением опыта ребенка, развитием его интересов, усложнением его деятельности воображение приобретает более творческий характер. Сюжеты детских игр, рисунков, самостоятельных рассказов становятся богаче и разнообразнее.
У детей
старшего дошкольного возраста воображение
поднимается на новую, более высокую
ступень развития. Под определяющим
влиянием воспитания происходит дальнейшее
обогащение опыта ребенка, дающее ему
возможность отразить в своих
играх и изобразительной
Становясь более творческим и целенаправленным воображение постепенно приобретает относительную независимость от внешней деятельности ребенка.
Иногда наблюдаются интересные переходные формы. Воображение, например, протекает еще, главным образом, в процессе игры. Но сама игра уже проявляется не столько во внешних действиях, сколько во внутреннем плане, в плане представлений.
Развитие воображения у ребенка старшего дошкольного возраста имеет важное значение для подготовки его к школе. Никакое школьное обучение не может происходить успешно, если оно не опирается на достаточно развитое воображение. Поэтому учебная деятельность предъявляет большие требования к воображению. Требуя воображения, школьное обучение способствует вместе с тем его дальнейшему развитию. Благодаря овладению основами наук, благодаря накоплению обширных знаний воссоздающее воображение школьника становится более точным, а творческое воображение более целенаправленным, более глубоким по своему содержанию [7; с.131].
Таким образом, воображение развивается не само собой, а требует определенных условий и прежде всего организации правильной воспитательной работы. При отсутствии правильного педагогического руководства развитие воображения сильно задерживается или же начинает идти в нежелательном направлении.
Воспитывая детское воображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением нашей действительности.
1.4. Влияние изобразительной деятельности детей на развитие их творческого воображения
Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей.
Так что же это такое «изобразительная деятельность», или, другими словами, рисование? Прежде всего – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд.
При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать [4; с.121].
Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование, как и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир, в котором он живет. Подражая действиям взрослых, ребенок уже в раннем детстве начинает манипулировать карандашами и бумагой, создавая каракули.
Постепенно ребенок уходит от бездумных чирканий по бумаге. Он начинает понимать функцию карандашей, его движения становятся более точными и разнообразными. Это период доизобразительной деятельности. Рисунок появляется, когда ребенок связывает некоторые из своих каракуль с предметами и специально создает воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения является началом изобразительной деятельности. В начале стремление изобразить с воспоминанием знакомого ему графического образа. Чаще всего это кругоподобные кривые, в которых ребенок «видит» дядю, тетю и т.д. Постепенно такое изображение его уже не удовлетворяет, и он начинает искать новые графические образы. Появляются «головоноги». Значительный скачек в развитии, как самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно. Все, что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов т.п. [5;c.87]
Информация о работе Воображение и его особенности в дошкольном возрасте