Теоретические аспекты особенностей творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:42, курсовая работа

Описание

Целью нашего экспериментального исследования было изучение особенности творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста развивающиеся в норме и у детей с нарушением слуха.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава І Теоретические аспекты особенностей творческого
воображения у детей старшего дошкольного возраста………….....6
Теоретические подходы к пониманию воображения
как психического явления………………………………………......6
Особенности развития воображения в старшем
дошкольном возрасте………………………………………………25
Глава 2 Экспериментальная работа по проблеме исследования...37
2.1 Цель, задачи и методика констатирующего этапа
эксперимента……………………………………………………….37
2.2 Анализ результатов констатирующего этапа
эксперимента……………………………………………………….40
Заключение…………………………………………………………....44
Литература………………………………………………………….....46
Приложение…………………………………………………………...49

Работа состоит из  1 файл

курсовая вся.doc

— 5.70 Мб (Скачать документ)

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

Глава І Теоретические  аспекты особенностей творческого 

воображения у  детей старшего дошкольного возраста………….....6

    1. Теоретические подходы к пониманию воображения

как психического явления………………………………………......6

    1. Особенности развития воображения в старшем

дошкольном  возрасте………………………………………………25

Глава 2 Экспериментальная  работа по проблеме исследования...37

    2.1 Цель, задачи и методика  констатирующего этапа

    эксперимента……………………………………………………….37

    2.2 Анализ результатов констатирующего этапа

    эксперимента……………………………………………………….40

Заключение…………………………………………………………....44

Литература………………………………………………………….....46

Приложение…………………………………………………………...49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Воображение - психический  познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте. Воображение присуще только человеку. Оно позволяет представить результат труда, рисования, конструирования и любой другой деятельности до её начала.

Великий немецкий математик Давид Гильберт на вопрос одного из своих учеников ответил: «Он  стал поэтом. Для математика у него не хватило воображения». Именно благодаря  воображению, в науке совершены  великие революционные открытия, такие, например, как создание периодической системы элементов Д. И. Менделеева и теории относительности Эйнштейна.

Необходимость включения воображения в творческую деятельность субъекта связана с  его значительной ролью в познании. Воображение способно не просто создавать новые сочетания и комбинации образов, но и раскрывать существенные связи и закономерности объективного мира.

Особенно значимым становится выявление специфики  воображения и закономерностей  его становления при изучении дошкольного детства, так как  именно в этот период закладываются основные предпосылки его развития.

Развитое  творческого  воображение детей является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения  в целом.

 В последние  годы на страницах психологической  и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

Творческое  воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в  обучении и воспитании.

На значение воображения, фантазии в жизни маленького ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них (В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), напротив, говорили об относительности высокого уровня детского воображения, который можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов.

Тем не менее, следует  отметить, что проблема развития детского творчества и значение творческой работы для общего развития и созревания ребёнка остаётся наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей, хотя многие педагоги современности (Т. Н. Доронова, Д. И. Воробьёва, А. В. Шестакова, Л. В. Костина, 3. И. Теплова) понимают значимость этого вопроса и стремятся создать новые технологии, позволяющие более эффективно развивать творчество дошкольников через продуктивную  деятельность.

Наиболее успешно  становление воображения происходит в игре, а также на занятиях рисованием, особенно, когда ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображением.

Актуальность  данной проблемы определила пространство нашего исследования.

Целью нашего экспериментального исследования было изучение особенности творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста развивающиеся в норме и у детей с нарушением слуха.

Объект исследования: творческое воображения у детей старшего дошкольного возраста развивающиеся в норме и у детей с нарушением слуха.

Предмет: особенности творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста развивающиеся в норме и у детей с нарушением слуха.

В соответствии с целью, предметом и объектом можно выделить ряд задач:

  1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, а также современное состояние проблемы изучение особенностей творческого воображения  детей 5-6 лет.
  2. выявление особенности творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста развивающиеся в норме и у детей с нарушением слуха.

Для реализации задач были использованы следующие методы:

- Анализ и обобщение материалов исследований, выполненных в области психологии по изучаемой проблеме;

- Индивидуальный констатирующий эксперимент;

- Количественный и качественный анализ эмпирических данных.

Методологические  основы исследования: при рассмотрении различных аспектов обозначенной проблемы мы опирались на основополагающие принципы отечественной и зарубежной психологии о происхождении воображения, классификации воображения, отраженных в работах С. Выготского, Е.Е. Сапоговой, Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко и других и теоретические позиции развития воображения, проводимых под руководством Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, О.М. Дьяченко и других.

Организация исследования: исследование проходило в МДОУ "Аликовский детский сад №1 "Салкус", расположенный в Аликовском районе, с. Аликово, ул. Парковая, д. 7., где приняли участвовали 15 детей 5-6 лет старшего дошкольного возраста.

 

 

 

Глава І Теоретические аспекты особенностей творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Теоретические  подходы к пониманию воображения  как психического явления.

Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его  опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или  действий; будет принадлежать к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем свое настоящее.

Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей  способности нашего мозга, психология называет воображением. Обычно под  воображением имеется в виду все то, что не реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

Мещеряков Б.Г. в своем  психологическом словаре  воображение определял так, воображение  – это универсальная человеческая способность к построению новых  целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. [34]

Изучением воображения  занимались А.В. Бушлинский,  Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, Т.С. Комарова, А.М. Матюшкин, З.Н. Новлянская,  Н.Н. Поддьяков, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов и другие.

Я.Л. Коломенский  определяет воображение как своеобразную форму отражения действительности, заключающуюся в создании новых  образов и идей на основе имеющихся  представлений. Так же Воображение - это способ овладения человеком  сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер[26].

Воображение –  одна из фундаментальных характеристик  человека. В нем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков. Философ Э.В. Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числе не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве.… Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты»[41].

Д. Дидро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком… Воображение – это способность вызывать образы»[41].

По мнению Р.С. Немова Воображение – это способность  представлять отсутствующий или  реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им [36].

С.Л. Рубинштейн пишет: “Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов”[27].

Основной механизм воображения, по мнению Рибо, состоит  из двух операций: диссоциации, т.е. разделения рядов состояний сознания, и ассоциации - их объединения [41].

Концепция Д. Дьюи предполагает, что в основе воображения  лежат инстинкты. И задача педагога помочь ребенку закрепить полезные для творчества привычки посредством  постоянных упражнений [41].

Представители гештальт-психологии (М. Вертгеймер, К. Коффка, Р. Арнхейм) основой развития воображения считают способность к визуализации и анализируют ее в процессе разрешения детьми житейских ситуаций и специальных задач, требующих проявления творческого потенциала каждого ребенка [41].

З. Фрейд за основу творческих процессов принимает  ранние переживания детства. Благодаря  творческому воображению ребенок  может замещать напряженные для  него ситуации, производящие сильное  впечатление. Подобного предположения  придерживаются так же Э. Крис и К. Кюби [41].

Ж. Пиаже рассматривает  воображение как временную стадию искаженного отражения реальности. Он утверждал, что воображение не позитивно влияет на ребенка, а наоборот, может сильно деформировать его  представления о реальности. Воображение, по его мнению, не открывает ничего нового для ребенка, лишь искажая картину действительности [41].

А. Валлон, видя противоречивый характер концепции  Ж. Пиаже, выделяет два вида воображения:

  1. воображение «как будто», отделяющее фантазию от реальности;

2) «приращение реальности», когда это разделение отсутствует, и ребенок целиком верит в фантастичность своих представлений  [41].

Л. Дийлалла и  М. Уотсон, изучая развитие воображения  у дошкольников, выделяют четыре уровня перехода от полного господства фантазии во внутреннем мире ребенка к отграничению воображения от мира реальности. На первом уровне у ребенка отсутствует граница между фантазией и реальностью. На втором - она между ними намечается. На третьем - становится четкой. А на четвертом - происходит отделение фантазии от реальности. Этот уровень позволяет ребенку осознать, в какой из сфер он находится [41].

В отечественной  психологии наряду с остальными психическими функциями воображение выступает  в качестве отражения окружающей действительности, являясь социальным по своей природе, и активно развивается именно в дошкольном возрасте. Так, Л.С. Выготский считает, что воображение априори связано с реальностью, и указывает на различные формы связи воображения с реальностью. Первая форма заключается в том, что любой образ воображения строится из элементов действительности и прошлого опыта человека. Второй формой является связь между продуктом воображения и явлением действительности. Третья форма характеризует связь с эмоциями. И, наконец, четвертая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что продукт воображения может не соответствовать реально существующему предмету, но, обретя материальное воплощение, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи [7].

Л.С. Выготский прямо указывает на возникновение воображения из самого существа игры, а не как следствия проявления особенностей поведения ребенка в ней. Такое понимание природы воображения акцентирует внимание на его активном, действенном характере.

Информация о работе Теоретические аспекты особенностей творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста