Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:17, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие психолого-педагогических основ воспитания ребенка в семье.
Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего, овладеть определенными психолого-педагогическими знаниями, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1.1.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ................................................................................................................4
1.2. ТРЕБОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ К ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ..................................................14
1.3. ИГРА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ........................................................15
2. ИЗУЧЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ
2.1.ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППЫ ИСПЫТУЕМЫХ.....................................20
2.2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.....................................................................21
2.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ..............................................................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................28
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
НА ТЕМУ: «ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ»
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ......................
1.1.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ......................
1.2. ТРЕБОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ К ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ.........................
1.3. ИГРА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ......................
2. ИЗУЧЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ
2.1.ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППЫ ИСПЫТУЕМЫХ....................
2.2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ..................
2.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ..................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................
Детство — незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми волшебниками и веселыми гномами, теплыми лучами солнца, любовью и заботой родителей. Именно в семье складываются первые представления ребенка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге. Родительская любовь дает человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищенности.
Во время семейного периода жизни ребенка складывается его тип, усваиваются обычаи, привычки семьи, поэтому этот период имеет большое влияние на жизнь человека и оставляет неизгладимый след на всем его будущем существовании.
Сегодня, когда наше общество предоставляет все более широкие возможности для развития всех сторон человеческой личности, раскрывая ее духовный и нравственный потенциал, проблемы семейного воспитания вызывают особый интерес. В этом и проявляется актуальность, рассматриваемой нами темы.
В каждой семье, где растет ребенок, неизбежны вопросы, связанные с тем, как вырастить его здоровым и физически закаленным, обогащенным духовно и нравственно, подготовленным к жизни и труду. Не обойтись здесь без желания узнать об опыте других родителей, о новых методах воспитания в науке, о психическом развитии ребенка.
Целью данной работы является раскрытие психолого-педагогических основ воспитания ребенка в семье.
Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего, овладеть определенными психолого-педагогическими знаниями, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.
Главными задачами работы были:
показать актуальность проблемы;
изучить основные закономерности психического развития ребенка;
ознакомить с требованиями современной педагогической науки к воспитанию дошкольников в семье;
применить на практике теоретические знания и опыт специолистов по дошкольному воспитанию.
Объектом нашего исследования будут родители детей дошкольного возраста.
А предметом — воспитание дошкольников в семье.
1.1.Особенности развития ребенка в дошкольном возрасте.
В дошкольном возрасте в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становиться действительно родным.
Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова. Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов отдельных звуков, ребенок перестает узнавать неверно сказанные слова, он и слышит, и говорит правильно. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.
Интенсивно растет словарный запас речи. Как и на предыдущем возрастном этапе. Здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других — меньше, что зависит от условий жизни, от того, как и сколько с ним общаются близкие взрослые. Приведем средние данные по В. Штерну. В 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года — 1000-1100, в 6 лет — 2500-3000 слов.
Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиються тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3 — 5 лет не просто активно овладевает речью — он творчески осваивает языковую действительность. Он верно улавливает значение «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда своеобразно, чувствует связь между изменением слова, отдельных его частей и изменением его смысла. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно — оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством. К.И. Чуковский в своей замечательной книге «От двух до пяти» собрал много примеров детского словотворчества.
То, что ребенок усваивает грамматические формы языка и приобретает большой активный словарь, позволяет ему в конце дошкольного возраста к контекстной речи. Он может пересказать прочитанную сказку или рассказ, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном. Это не означает, разумеется, что его ситуативная речь совершенно исчезает. Она сохраняется, но, в основном, в разговорах на бытовые темы и в рассказах о событиях, имеющих для ребенка яркую эмоциональную окраску. Чтобы получить представление об особенностях ситуативной речи, достаточно послушать, как дети пересказывают друг другу мультфильмы или боевики, пропуская слова, недоканчивая фразы, перескакивая через целые действия.
Вообще в дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущие взрослым. У него появляется развернутые сообщения – монологи, рассказы. В них в них он передает не только то новое , что он узнал, но и свои мысли по этому поводу, свои замыслы, впечатления, переживания. В общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровых действий. Эгоцентрическая речь помогает ребенку планировать и регулировать его действия. В произносимых для самого себя монологах он констатирует затруднения, с которыми столкнулся, создает план последующих действий, рассуждает о способах выполнения задачи.
Использование новых форм речи, переход к развернутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребенком в этот возрастной период. Полноценное общение с другими детьми достигается именно в это время, оно становится важным фактором развития речи. Продолжается развиваться, как известно, и общение со взрослыми, которых дети воспринимают как эрудитов, способных объяснить все, что угодно, и рассказать обо всем на свете. Благодаря общению, названному М.И.Лисиной внеситуативно-познавательным, увеличивается словарный запас, усваиваются правильные грамматические конструкции (1 с. 27). Но дело не только в этом. Усложняются, становятся содержательными диалоги; ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы, попутно рассуждать — думать вслух. Вот несколько характерных для дошкольников вопросов, с которыми они обращаются к родителям: «А куда летит дым?» «А кто качает деревья?» «Слушай, мама, когда я родился, откуда ты узнала, что я — Юрочка?»
Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначальный аффективный характер: персептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь — то, что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Называя те или иные свойства предметов и явлений, он тем самым и выделяет для себя эти свойства; называя предметы, он отделяет их от других, определяя их состояния, связи или действия с ними, - видит и понимает реальные отношения между ними.
Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию явлений. Например, ребенок адекватно понимает содержание картины, если взрослые дают соответствующие пояснения, помогают рассмотреть детали в определенной последовательности или подбирают картину с особой композицией, облегчающей ее восприятие. В то же время образное начало, очень сильное в этом периоде, часто мешает ребенку сделать правильные выводы относительно того, что он наблюдает.
Основная линия развития мышления — переход от наглядно-действенного к наглядно-образному к словесному мышлению. Основным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) в терминологии Жана Пиаже (2 с.27).
Дошкольник образно мыслит, он еще не приобрел взрослой логики рассуждений. Своеобразие детской мысли прослеживается в эксперементе Л.Ф.Обуховой (3 с. 27).
Иван К. (6 лет 9 мес.). «Почему звезды не падают?» - «Они маленькие, очень легкие, они вертятся как-то на небе, это не видно, только по телескопу видно».
Никита Н.(5 лет 5 мес.) «Откуда луна на небе появилась? А может быть, ее построили? Кто?» - «Кто-нибудь. Ее построили или она сама выросла.» «А звезды откуда появились?» - « Взяли и выросли, и сами появились. А, может, луна появилась из света. Луна светит, но она холодная.»
Несмотря на такую своеобразную детскую логику, дошкольники могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. Верные ответы от них можно получить при определенных условиях. Прежде всего, ребенку нужно успеть запомнить саму задачу. Также он должен представить себе условия задачи, а для этого понять их. Поэтому нужно так сформулировать задачу, чтобы она была понятна детям. В одном из американских исследований детям 4 лет показывали игрушки — 3 автомобиля и 4 гаража. Все машины поставили в гараж, а один остается пустым. Ребенка спрашивают: «Все ли машины стоят в гараже?» Обычно дети говорят, что не все. По этому неверному ответу нельзя судить о непонимании ребенком понятия «все». Он не понимает другое — поставленную перед ним задачу. Маленький ребенок считает, что если есть 4 гаража, то значит должно быть и 4 машины. Из этого он делает вывод: четвертая машина есть, просто она куда-то пропала. Следовательно, для него «взрослое» утверждение — все машины стоят в гараже — не имеет смысла.
Лучший способ добиться правильного решения — так организовать действия ребенка, чтобы он сделал соответствующие выводы на собственном опыте. А.В. Запорожцев расспрашивал дошкольников о малоизвестных им физических явлениях, в частности, почему одни предметы плавают, а другие тонут (4 с. 27). Получим более или менее фантастические ответы, он предложил им бросать в воду разные вещи (маленький гвоздик, кажущийся легким, большой деревянный брусок и др.). Предварительно дети угадывали, поплывет предмет или не поплывет. После достаточного количества проб, проверив свои первоначальные предположения, дети начали рассуждать последовательно и логично. У них появились способность к простейшим формам индукции и дедукции.
Таким образом, в благоприятных условиях, когда дошкольник решает понятную, интересную для него задачу и при этом наблюдает доступные его пониманию факты, он может логически правильно рассуждать.
В дошкольном возрасте в связи с интенсивным развитием речи усваиваются понятия. Хотя они остаются на житейском уровне, содержание понятия начинает все больше соответствовать тому, что в это понятие вкладывает большинство взрослых. Так, например, 5 летний ребенок уже приобретает такое отвлеченное понятие, как «живое существо». Он легко и быстро относит к «живым» крокодила (для этого ему нужно всего 0,4 секунды), но слегка затрудняется, относя к этой категории дерево (думает 1,3 секунды) или тюльпан (почти 2 секунды). Дети начинают лучше использовать понятия, оперировать ими в уме. Скажем, 3-летнему ребенку значительно труднее представить себе понятия «день» и «час», чем 7-летнему. Это выражается, в частности, в том, что он не может оценить, как долго ему придется ждать маму, если она обещала вернуться через час.
К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллекта, несмотря на то, что дети часто производят неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особенности предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние признаки (маленький предмет — значит легкий, большой — значит, тяжелый, если тяжелый, то в воде утонет).
Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процесс своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей.
У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. Ребенок быстро запоминает стихотворения, особенно совершенные по форме: в них важны звучность, ритмичность и смежные рифмы. Запоминаются сказки, рассказы, диалоги из фильмов, когда ребенок сопереживает их героям. На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания. Причем, чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем запоминается лучше. Смысловая память развивается наряду с механической, поэтому нельзя считать, что у дошкольников, с большой точностью повторяющих чужой текст, преобладает механическая память.