Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:17, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие психолого-педагогических основ воспитания ребенка в семье.
Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего, овладеть определенными психолого-педагогическими знаниями, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1.1.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ................................................................................................................4
1.2. ТРЕБОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ К ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ..................................................14
1.3. ИГРА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ........................................................15
2. ИЗУЧЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ
2.1.ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППЫ ИСПЫТУЕМЫХ.....................................20
2.2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.....................................................................21
2.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ..............................................................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................28
Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью («Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!»).
Сюжет и содержание игры воплощаются в роли. Развитие игровых действий, роли и правил игры происходит на протяжении дошкольного детства по следующим линиям: от игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами — к играм со свернутой системой действий, с явно выраженными ролями, но скрытыми правилами — и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями. У старших дошкольников ролевая игра смыкается с играми по правилам.
Таким образом, игра изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития. В развитии игры выделяют 2 основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.
Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по-настоящему общаться со сверстниками. Вот как, например, в младшей группе детского сада проходит игра в железную дорогу. Воспитательница помогает детям составить длинный ряд стульев, и пассажиры занимают свои места. Два мальчика, которым захотелось быть машинистом, усаживаются на крайние в ряду стулья, гудят, пыхтят и «ведут» поезд в разные стороны. Ни машинистов, ни пассажиров эта ситуация не смущает и не вызывает желания что-то обсудить. По выражению Д.Б. Эльконина, младшие дошкольники «играют рядом, а не вместе» (6;с 27).
Постепенно общение между детьми становится более интенсивным и продуктивным. Приведем диалог двух 4-летних девочек, в котором прослеживаются ясная цель и удачные способы ее достижения.
Лиз: «Давай понарошку это будет моя машина».
Джейн: «Нет».
Лиз: «Можно мне покататься на нашей машинке?»
Джейн: «Можно» (улыбаясь, выходит из машины).
Лиз крутит руль и подражает шуму мотора.
В среднем и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий у них эгоцентризм, договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также и в процессе самой игры. Содержательное обсуждение вопросов, связанных с ролями и контролем над выполнением правил игры, становится возможным благодаря включению детей в общую, эмоционально насыщенную для них деятельность.
Если по какой-то серьезной причине распадается игра, разлаживается и процесс общения. В эксперименте Курта Левина группу детей-дошкольников приводили в комнату с не «комплектными» игрушками (у телефона не хватало трубки, для лодки не было бассейна и т.д.) (7;с 27). Несмотря на эти недостатки, дети с удовольствием играли, общаясь друг с другом. Второй день был днем фрустрации. Когда дети зашли в ту же комнату, оказалась открытой дверь в соседнее помещение, где лежали полные наборы игрушек. Открытая дверь была затянута сеткой. Имея перед собой притягательную и недостижимую цель, дети разбрелись по комнате. Кто-то тряс сетку, кто-то лежал на полу, созерцая потолок, многие со злостью разбрасывали старые, ненужные уже игрушки. В состоянии фрустрации разрушились как игровая деятельность, так и общение детей друг с другом.
Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением — подчинение правилам — складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок. Самоконтроль появляется только к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребенку нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом каждый самого себя. Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ начинает регулировать поведение ребенка непосредственно.
Перенос формирующегося в игре механизма произвольности в другие не игровые ситуации в этот период еще затруднен. То, что относительно легко удается ребенку в игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованиях взрослых. Например, играя, дошкольник легко может стоять в позе часового, но ему трудно выполнить аналогичное задание стоять прямо и не двигаться, данное экспериментатором. Хотя в игре содержатся все основные компоненты призвольного поведения, контроль за выполнением игровых действий не может быть вполне сознательным: игра имеет яркую аффективную окрашенность. Тем не менее, к 7 годам ребенок все больше начинает ориентироваться на нормы и правила; регулирующие его поведение образы становятся более обобщенными (в отличие от образа конкретного персонажа в игре). При наиболее благоприятных вариантов развития детей, к моменту поступления в школу они способны управлять своим поведением в целом, а не только отдельными действиями.
В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Но происходит не только расширение круга мотивов. Уже в предыдущий переходный период — в 3 года — у ребенка появились мотивы, выходящие за рамки непосредственно данной ему ситуации, обусловленные развитием его отношений со взрослыми. Теперь, в игре со сверстниками, ему легче отрешиться от своих мимолетных желаний. Его поведение контролируется с другими детьми, он обязан следовать определенным правилам, вытекающим из его роли, и не имеет права ни изменить общий рисунок роли, ни отвлечься от игры на что-то постороннее. Формирующаяся произвольность поведения облегчает переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам-намерениям, стоящих на грани сознательности.
В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм. Чтобы пояснить последнее, воспользуемся примером Жана Пиаже (2;с 27). Он модифицировал известную задачу «три брата» из тестов А. Бине (У Эрнеста три брата — Поль, Андри, Шарль. Сколько братьев у Поля? У Андри? У Шарля?). Ж. Пиаже спрашивал ребенка дошкольного возраста: «Есть у тебя братья?» - «Да, Артур», - отвечал мальчик. - «А у него есть брат?» - «Нет». - «А сколько у вас братьев в семье?» - «Двое» - «У тебя есть брат?» - «Да». - «Тогда у него есть брат?» - «Нет».
Как видно из этого диалога, ребенок не может встать на другую позицию, в данном случае — принять точку зрения своего брата. Но если ту же задачу разыграть с помощью кукол, он приходит к правильным выводам. Вообще в игре коренным образом изменяется позиция ребенка. Играя, он приобретает возможность смены одной позиции на другою, координации разных точек зрения. Благодаря децентрации, происходящей в ролевой игре, открывается путь к формированию новых интеллектуальных операций — но уже на следующем возрастном этапе.
Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Он открывает для себя мир человеческих отношений, из этого складывается ролевая игра. Это период творческого развития, особой логики мышления, первоначального становления личности.
2. Изучение воспитания дошкольников в семье.
Объектом нашего исследования были родители детей-дошкольников. В них принимали участие трое отцов и девять матерей. Всего было рассмотрено девять семей.
В основном это были среднестатистические, малодетные семьи со средним достатком. Максимальное количество детей — двое.
В четырех семьях дети воспитываются исключительно дома, основная забота о воспитании и обучении детей в этих семьях ложится на плечи матери, отец занимается обеспечением семьи.
В шести диагностируемых нами семьях дети посещают детские сады, где проводят большую часть своего времени. Родители заняты работой. Обязанности по воспитанию и заботе о детях родители делят, в основном, поровну.
И в двух семьях, исследуемых нами, дети находятся дома, но регулярно посещают разнообразные развивающие занятия для дошкольников. В данных семьях основная забота по воспитанию детей ложится на бабашек и ближайших родственников. У родителей, как и в предыдущей группе, полная занятость работой. Отец и мать выполняют свои воспитательные функции в свободное от работы время.
Семья для ребенка — это первая социальная ячейка общества. Здесь он приобщается к культурным традициям, черпает свой первый опыт, первые впечатления. Овладевает новыми видами деятельности. Именно благоприятный семейный очаг, с любящими и разумно воспитывающими взрослыми — это залог благополучного психического состояния ребенка.
2.2.Методы исследования.
Для исследования воспитания дошкольников в семье мы применили тест, на выявление подготовленности молодых родителей к воспитанию дошкольников, а также провели интервьюирование, с целью ознакомления с внутрисемейным отношением родителей к своим детям.
Проведенный нами тест, на выявление готовности родителей к воспитанию дошкольников показал, что 82 % родителей еще недостаточно задумывались над обстановкой, в которой будет жить их ребенок (см. приложение 2). Однако нужно отдать им должное: они стараются быть современными, не используют стереотипных методов в воспитании, считают, что лучше всего, если ребенок сам научится решать многие проблемы. Такие родители предоставляют достаточную свободу ребенку, не стремятся, чтобы он слепо следовал авторитетам взрослых. Но недостаточно развивают в ребенке самостоятельность мышления и уверенность в себе. А 16 % воспитывают своего ребенка для жизни, которой жили сами, по своему образу и подобию. Как будто он не принадлежит другому поколению. Этот процент родителей считают, что послушание и уважение к старшим — самые лучшие качества, забывая, что в 3-ем тысячелетии решающими будут уверенность в себе, самостоятельность, творческие способности.
На первый вопрос: «ваш ребенок шаловливый, озорной, хлопот с ним хватает, чего только не случается: вернется домой то с разорванными штанами, то с синяками» 5 испытуемых ответили, что в такой ситуации они обычно расспрашивают, что случилось, зашивают штаны, прикладывают компресс. 4 - что оказывают помощь, но журят ребенка. И 3 вообще не обращают внимания на него, предоставляют ему все делать самому. Этот вопрос был направлен на выявление заинтересованности родителей жизнью своих детей.
Следующий вопрос был таков: «у ребенка есть друзья, но они все дурно воспитанные дети». 6 человек ответили, что объяснили бы своему ребенку, в чем состоят недостатки его друзей, сказали бы, что они для него плохой пример. 3 — что позвали бы детей домой, попытаясь повлиять на них. А вот оставшиеся 3 — поговорили бы с родителями таких детей.
Третий вопрос звучал так: «ребенок любит играть, но не умеет проигрывать». На что 5 родителей отказались бы играть с ребенком, пока он так болезненно переживает поражение, а вот 4 создали бы умышленно такую ситуацию, при которой бы ребенок научился проигрывать. 3 оставшихся ничего бы не предпринимали, оставляя ребенку, возможность самому научится проигрывать. В данном вопросе выяснялось, как родители подготавливают своих детей к взрослой жизни.
На четвертый вопрос: «Ваш ребенок мог бы играть 24 часа в сутки. По вечерам вообще не хочет спать» половина испытуемых — 6 человек — ответили, что укладывают его в постель в определенное время и оставляете одного. Сказку рассказывают только, когда он хорошо ведет себя днем. 4 человека объясняют, как важен сон. И 2 позволяют, чтобы ребенок ложился спать, когда хочет, но утром его ждет подъем вовремя. Этот вопрос направлен на воспитание в детях дисциплинированности и ответственности за свое самочувствие.
Пятый вопрос звучал так: «детских передач ему уже недостаточно, он может смотреть телевизор целый день». 5 человек предпочитают выбирать для своего ребенка некоторые передачи; 3 — говорят ему, что можно смотреть, а что нельзя; 2 после детской передачи укладывают ребенка спать, а телевизор включают только, когда ребенок заснул; и еще 2 определяют, сколько часов он может смотреть телевизор, а он уже сам выбирает, что и когда смотреть.
На следующий вопрос: «Ваш ребенок достаточно резок, он за словом в карман не полезет». 5 испытуемых ответили, что в подобных ситуациях объясняют ребенку, что такое поведение не прилично, что люди его за это строго осудят. 4 — запрещают ему дерзить и строго наказывают за непослушание; а вот3 каждый день, когда он ведет себя прилично, поощряют его. Этот вопрос на разумное прививание этических норм детям.
Восьмой вопрос был таков: «другие дети преследуют вашего ребенка, бьют его, насмехаются над ним». 5 — учат давать сдачи; 5 — делают так, чтобы их ребенок избегал контактов с такими детьми; а 2 — разговаривают с родителями этих детей. Этот вопрос направлен на выявление способностей у родителей научить своего ребенка постоять за себя.
На девятый вопрос: «Вы создаете старшему сыну (дочери) все необходимые условия, но он (она) ничего не ценит, обижает младшего ребенка». 7 - призывают его к благоразумию, но обычно в присутствии младших; 4 — вообще не вмешиваются; а 1 — уделяет ему больше внимания, независимо от того, что он старше.
И последний вопрос: «Ваш ребенок грубит, он не способен сопереживать, нападает на других детей». Здесь 5 ответили, что как он относится к другим детям, так и они относятся к нему, чтобы на собственном опыте мог оценить собственное поведение; 4 — запрещают смотреть фильмы, где показывают насилие и убийства; а 3 — стремятся оказать ребенку больше внимания, чем до сих пор. Этот вопрос выявляет насколько.
Проведя интервьюирование, мы пришли к выводу, что большая часть родителей уважает индивидуальность ребенка, симпатизируют ему. Родители стремятся проводить много времени с ребенком, одобряют его интересы, пытаются понять «маленькие беды» своих малышей. Также эта группа родителей отличаются доверием к своему ребенку, стремлением помочь разобраться во всех тонкостях жизни.
Так на первый наш вопрос: «Сочувствуете ли Вы своему ребенку», 8 опрашиваемых ответили, что сочувствуют и не скрывают этого от ребенка. Это говорит о том, что эти родители не стесняются своих нежных чувств, показывая своим детям хороший пример. А 4 — сочувствуют, но стараются скрыть от ребенка свои чувства, считая, что это закаляет его характер.
Следующим нашим вопросом был: «Считаете ли Вы своим долгом знать все, о чем думает Ваш ребенок?» 3 родителей ответили положительно, а 9 хотели бы быть в курсе событий, происходящих с ребенком, но исключительно из его слов.
На третий вопрос: «Не кажется ли Вам, что поведение Вашего ребенка значительно отклоняется от нормы?», 7 ответили отрицательно, а 5 — положительно. Это говорит о том, что большая часть понимает поведение своего ребенка нормальным.
На вопрос: «Нужно ли, по Вашему, подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют?» 5 человек ответили, что они считают нужным ограждать ребенка от потрясений. 7 родителей считают, что ребенка нужно пускать в реальную жизнь, считают это необходимое условие нормального развития человека.
Следующим вопросом, заданным нами был: «Испытываете ли Вы досаду по отношению к своему ребенку?» 11 человек ответили отрицательно, и только 1 родитель, что он испытывал подобное чувство. Этот вопрос выявлял, нет ли у родителей неуверенности к себе и как следствие к своему ребенку.
Шестой вопрос: «Вы не считаете, что для своего возраста Ваш ребенок немного не зрелый?» 9 родителей считают своего ребенка вполне соответствующего своим возрастным нормам, а 3 родителей полагают, что их ребенок немного не соответствует нормам. Этот и предыдущий вопрос схожи по своему смыслу и выявляют точность ответа родителей.