Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:17, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие психолого-педагогических основ воспитания ребенка в семье.
Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего, овладеть определенными психолого-педагогическими знаниями, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1.1.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ................................................................................................................4
1.2. ТРЕБОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ К ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ..................................................14
1.3. ИГРА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ........................................................15
2. ИЗУЧЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ
2.1.ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППЫ ИСПЫТУЕМЫХ.....................................20
2.2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.....................................................................21
2.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ..............................................................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................28
На следующий вопрос: «Как Вы считаете, Ваш ребенок впитывает в себя все дурное, как «губка»?» Мнение родителей разделились поровну: первая половина согласились с убеждением, а вторая — нет.
Восьмым вопросом был: «Вы согласитесь с убеждением, что Вашего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании» 7 родителей не согласились с убеждением, напротив они получают огромное удовольствие от первых «жестах вежливости» своего малыша. А 5 опрашиваемым сложновато дается приучение детей к хорошим манерам.
Следующий вопрос, задаваемый нами: «Вы согласитесь с убеждением, что ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек». 5 из наших родителей оказались строгими и согласились с убеждением, а 7 выбирают другие пути воспитания, в более мягких условиях.
На десятый вопрос: «Вы любите, когда приятели Вашего ребенка приходят к Вам домой?» 9 ответили, с удовольствием встречают гостей своего ребенка, а 3 не очень довольны таким гостям и, в основном, по причине беспорядка дружной кампании. Этот вопрос выявляет, насколько родители готовы жить интересами своего ребенка.
Следующий вопрос: «Когда в кампании знакомых говорят о детях, Вам бывает немного стыдно, что Ваш ребенок не такой умный и способный, как бы Вам хотелось». 8 испытуемых опровергли данное высказывание, а 4 ответили, что у них бывают такие мысли. Здесь выясняется, способны ли родители принять своего ребенка таким, какой он есть.
Двенадцатый вопрос: «Вы с удовольствием проводите с ребенком свободное время». 7 ответили, что все свое свободное время они стараются проводить с ребенком, а 5 не всегда это делают с удовольствием. Это выявляет, сколько времени в семье уделяется ребенку.
Следующий вопрос: «Когда Вы сравниваете своего ребенка с его сверстниками, он кажется Вам взрослее и по поведению, и по своим суждениям». 7 ответили, что такое у них бывает, а 5 не считают своего ребенка лучше других детей. Это выявляет, как оценивают своего ребенка родители.
На вопрос: «Часто ли Вы жалеете о том, что Ваш ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаете его младенцем» 8 ответили, что им нравится каждый возрастной период, считая каждый по — своему хорошим, а 4 скучают по «младенческим временам». Этот вопрос выявляет, как будут родители переносить возрастные периоды жизни своего ребенка.
Пятнадцатым вопросом был: «Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок добился большего, чем Вы». Все 12 родителей очень хотели бы, чтобы их дети добились в жизни большего, чем они. Этот вопрос выявляет, чего хотели бы родители для своих детей.
Следующий вопрос звучал так: «Как Вы считаете, дети рано узнают, что родители могут ошибаться». Все 12 человек положительно ответили на данный вопрос, поясняя, что дети видят не только ошибки, но и слабые места родителей и пользуются этим.
Восемнадцатый вопрос: «Вы согласитесь с убеждением, что невозможно нормально отдохнуть, если проводишь отпуск с ребенком». 7 предпочитают отдыхать с детьми и получают от этого удовольствия, а 5-ым сложно расслабиться с ребенком в отпуске. Этот вопрос выявляет, как любят отдыхать семьи.
На девятнадцатый вопрос: «Считаете ли Вы, что воспитание ребенка — сплошная нервотрепка». 10 участников ответили, что им нравиться воспитывать детей, а 2 — нет. Это выявляет, какая атмосфера в семье ребенка.
Последним вопросом был: «Вы согласитесь с убеждением что, строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер». 7 согласились с убеждением, а 5 придерживаются другого мнения.
2.3. Анализ исследования.
Таким образом, в соответствии с тестом, проведенным нами, мы определили, что 82 % родителей мало задумываются о том, в каком мире будет жить их дети.(см. приложение 2) Но они стараются идти в ногу с жизнью, не используют стереотипных методов в воспитании, считают, что лучше всего, если ребенок сам научится решать многие проблемы. Такие родители предоставляют достаточную свободу ребенку.
Мы выявили, что большинство родителей хорошо развивают в своих детях самостоятельность и инициативность.
Недостаточно — уверенность в себе и самостоятельность мышления.
Родительская задача состоит в том, чтобы воспитать в ребенке уверенность в себе и самостоятельность мышления.
Для решения первой задачи родителям следует чаще поощрять своего ребенка в удачных попытках, что-либо сделать. Если же у ребенка что-то не получается не следует его ругать или унижать, нужно успокоить малыша, объяснив, что это временно — он подрастет и сможет освоить то, что не досягаемо для него на данном возрастном этапе. Это и придаст уверенности в себе и в своих силах ребенку. И в будущем он будет легко и с огромным удовольствием осваивать новые виды деятельности. Чтобы развить самостоятельность мышления нужно стимулировать ребенка на познавательную деятельность, на понимания сущности явлений. Этого можно добиться, если организовать действия ребенка так, чтобы он сделал соответствующие выводы самостоятельно. В игре, ведущей деятельности дошкольника, нужно отдавать право выбора правил игры ребенку, стараться быть помощником, наблюдателем, а не управляющим всем ходом игры. В современном мире открыты для пользования множество методик по развитию самостоятельности мышления, авторами которых являются — Д.Б. Эльконин, Л.С. Выгодский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков.
Итак, вывод таков, что родители в целом неплохо подготовлены к воспитанию дошкольников, но некоторые стороны развития личности они упускают. У родителей есть стремление воспитывать ребенка по-новому. Но необходимо не забывать пополнять свой багаж знаний по вопросам развития ребенка и советоваться со специалистами по вопросам воспитания дошкольников.
Естественно, при воспитании дошкольника, необходимо учитывать возрастные особенности ребенка, их индивидуальность и несхожесть между собой, особенно в возрасте дошкольников, когда формируется личность ребенка.
Cемья — первый социальный институт ребенка. Здесь он получает основополагающие понятия об окружающем мире, в котором он живет. О явлениях природы и человеческих отношениях. В семье ребенок переживает свои первые пробы и ошибки, осваивает нормы поведения.
Анализ теории показал, что большая часть факторов развития ребенка зависит от атмосферы в семье. Речь будет более красивой, если с ребенком много разговаривать, соблюдая фонетические и орфоэпические нормы. Только правильная и красивая речь родителей научит ребенка говорить так же. Развитие мышления не сможет набрать необходимого результата, без помощи взрослого, который может объяснить ребенку смысл явлений. В благоприятных условиях, когда дошкольник решает понятную, интересную для него задачу и при этом наблюдает доступное его пониманию факты, он сможет логически правильно рассуждать. Дошкольный возраст — период первичного становления личности — и здесь не обойтись без родительской любви и чуткости. Ведь ребенок дошкольного возраста видит себя глазами взрослого. Особое место остается за усвоением этических норм. Так как этот процесс протекает быстрее и легче при определенных отношениях в семье. У ребенка должна быть тесная эмоциональная связь, хотя бы с одним из родителей. Дети охотнее подражают заботливым родителям, чем безразличным. Кроме того, они принимают стиль поведения и установки взрослых, часто общаясь и включаясь в общую с ними деятельность.
Все приведенные выше теоретические выводы подкрепляются исследованиями, проведенными в данной работе и выявившими, что только учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка дошкольного возраста может, в какой-то степени, гарантировать эффективное воспитание.
1 Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. — Кишинев, 1983.
2 Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1969.
3 Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. — М., 1981.
4 Запорожец А.В. Избранные психологические труды. — М., 1986.
5 Потребности дошкольника — основы формирования культуры ребенка // Педагогическое образование и наука / М.Б. Зацепина, № 3, 2006, с. 13-14.
6 Эльконин Д.Б. Психология игры. — М., 1978.
7 Кулагина И.Ю. Возрастная психология. — М., 1998.
8 Характерные и проблемные ситуации современного дошкольника // Мир психологии / В.В. Рубцов., Е.Г. Юдина, № 1, 2010, с. 11-12.
9 Ле Шан Э. Когда Ваш ребенок сводит Вас с ума. — М., 1990.
10 Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка — дошкольника // Избранные психологические труды. — М., 1989.
11 Немов Р.С. Психология: в 2 кн. — М., 1994.