Воспитание характера школьников в подростковом возрасте в учебно-воспитательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 19:11, курсовая работа

Описание

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.

Содержание

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ХАРАКТЕРА ШКОЛЬНИКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

1.1. Проблема нравственного воспитания и воспитания характера

1.2. Подростковый возраст как период

1.3. Периодизация и закономерности психического развития ребенка

1.4. Сущность и природа нравственного воспитания, понятие нравственного воспитания в педагогике.

1.5. Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников.

ГЛАВА 2. АМЕРИКАНСКАЯ ПРОГРАММА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ «ГЛАВНОЕ-ХАРАКТЕР!» И УСЛОВИЯ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

2.1. ОЫЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ГЛАВНОЕ-ХАРАКТЕР!»

2.2. Реализация программы «ГЛАВНОЕ-ХАРАКТЕР!» в США

2.3. Опыт внедрения программы «ГЛАВНОЕ-ХАРАКТЕР!» в РФ и РТ

Выводы по главе 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

В-О в подр..doc

— 223.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Тема "Воспитание характера  школьников в подростковом возрасте в учебно-воспитательном процессе".

 

      Содержание 

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ХАРАКТЕРА ШКОЛЬНИКОВ В  ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

1.1. Проблема  нравственного воспитания и воспитания характера

1.2. Подростковый  возраст как период

1.3. Периодизация  и закономерности психического  развития ребенка

1.4.  Сущность и природа нравственного  воспитания, понятие нравственного  воспитания в педагогике.

1.5. Особенности  и условия нравственного воспитания младших школьников.

ГЛАВА 2. АМЕРИКАНСКАЯ ПРОГРАММА НРАВСТВЕННОГО  ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ «ГЛАВНОЕ-ХАРАКТЕР!»  И УСЛОВИЯ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

2.1. ОЫЦАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА И СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ «ГЛАВНОЕ-ХАРАКТЕР!»

2.2. Реализация  программы «ГЛАВНОЕ-ХАРАКТЕР!» в США

2.3. Опыт  внедрения программы «ГЛАВНОЕ-ХАРАКТЕР!»  в РФ и РТ

Выводы  по главе 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

      ВВЕДЕНИЕ. 

     Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

     Значение  и функция начальной школы  в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.

     Основной  функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно - деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.

     В научном обосновании обновления содержания образования начальной  ступени положена современная идея развивающего обучения, как носителя определенных умений, навыков, субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами разных культур в соответствии со своими индивидуально-возрастными особенностями.

     Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий для воспитания школьников в процессе учебной деятельности. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на воспитание в формировании учебной деятельности.

     Однако, решение задач воспитания в процессе формирования учебной деятельности не достаточно исследовано. В связи с этим, целью нашего исследования является теоретическое обоснование возможности воспитания в процессе учебной деятельности, и разработка методики воспитания в процессе формирования учебной деятельности.

     Объект  исследования - учебная деятельность школьников.

     Предмет исследования - воспитание школьников в учебной деятельности.

     Приступая к исследованию, мы выдвигаем следующую  гипотезу:

     Воспитание характера школьников будет осуществлено в учебной деятельности в том случае, если:

     а) учащиеся действуют целенаправленно  при выполнении учебных заданий;

     б) их действия приобретают осознанный характер;

     в) используют приобретенный опыт для  решения учебных задач.

     В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

     1. Дать анализ состояния проблемы  воспитания школьников в теоретической  литературе.

     2. Выявить условия воспитания в  учебной деятельности школьников.

  1. Описать опыт воспитания младших школьников.

     Новизна исследования и практическая значимость заключаются в том, что педагогические условия обеспечивают эффективность учебной деятельности школьников, способствуют раскрытию и развитию духовно-нравственных качеств школьников, а именно, ответственность, доброжелательность, самостоятельность.

     Базой исследования является прогимназия  № 1706 г. Москвы.

 

      ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ХАРАКТЕРА  ШКОЛЬНИКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 

     1.1. Проблема нравственного  воспитания и воспитания  характера 

     Подростковый возраст- это период развития детей от 11-12 до 14-15 лет, (что соответственно приблизительно, среднему школьному возрасту, учащимся 5-7 классов), отличающийся мощным подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма. В это время происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил. Подростковый возраст называется иначе переходным возрастом, так как он характеризуется переходом от детского состояния к взрослому, от незрелости к зрелости. Подросток - уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Это развитие завершается примерно к 15-16 годам превращением подростка в юношу или девушку.

     Важно отметить, что к этим годам подросток  становится зрелым в половом отношении, но его физическое духовное развитие еще далеко не завершено, физическая и духовная зрелость наступает примерно, на 3-4 года позже.

     Стремление  ко всему новому, необычному, интерес  к технике и к технической новинке, желание быть на «равной ноге» с взрослыми, стремление к активной деятельности,- созерцание не удовлетворяет подростка.

     Подростковый  возраст – это возраст пытливого  ума, жадного стремления к познанию, возраст исканий, особенно, если это  имеет общественное значение, возраст  кипучей деятельности, энергичных движений. Эти качества часто находят свое проявление в весьма неорганизованной форме. Соответствующих указаний и внушение со стороны  взрослых и в школе и дома более чем достаточно.

     Наряду  с этим, при правильном и твердом  руководстве коллектив детей этого возраста уже способен организованно и самостоятельно провести ряд общественных мероприятий. В этом отношении большая роль принадлежит пионерской организации. Чувства дружбы и товарищества становятся более глубокими и стойкими. Значительные сдвиги замечаются в усвоении моральных понятий и развитии их под влиянием воспитательной работы школы и семьи.

     Недостаточное участие в общественной жизни, отсутствие общественных интересов делает жизнь  подростка бесцветной, пустой, сугубо личные интересы, как правило, не могут принести ему удовлетворения.

     Буржуазная  психология  трактовке особенностей подросткового возраста в большинстве  случаев стоит на реакционных  позициях. Ее антинаучные выводы и  положения неприемы для советской  психологии и педагогике.

     У подростка, живущего и развивающегося в условиях социалистического строя, формируются иные черты личности, чем те, о которых говорят буржуазные психологи.

     В подростковом возрасте начинают складываться и закрепляться черты характера. Разумеется, формирование характера не начинается и не заканчивается в этом возрасте. Известно, что характер формируется и изменяется в течении жизни человека. Еще в дошкольном возрасте намечаются первые контуры будущего характера человека, складываются те или иные привычные способы и формы поведения. С другой стороны, и в старшем школьном возрасте, возрасте ранней юности, продолжается весьма интенсивное формирование характера. Тем не менее, подростковый возраст в отличии от дошкольного и младшего школьного возрастов – это возраст, когда формирование характера приобретает заметное место в общем процессе развития.

     Одной из наиболее характерных особенностей подростка, связанных с ростом его самосознание, как уже как уже указывалось, является ярко выраженное стремление к самостоятельности, стремление показать свою «взрослость».

     Подросток отстаивает свои взгляды и суждения, добиваясь того, чтобы взрослые считались  с его мнением. Он считает себя достаточно взрослым, хочет иметь  одинаковые с ним права, претендует на то, чтобы окружающие относились к нему как к равному, причем не только на словах, но и на деле.

     Подросток имеет некоторые основания считать, что он уже не маленький ребенок. Он чувствует общее нарастание своих сил и энергии, видит как быстро увеличивается его рост, выносливость замечает появление у себя вторичных половых признаков, словом чувствует себя физически зрелым. Далее подросток отдает себе отчет в том, что его знания, навыки и умения становятся значительно более обширным, кое в чем в этом отношении он начинает превосходить взрослых, в частичности своих родителей. Его технические знания и навыки позволяют ему справляться с теми задачами, которые затрудняют некоторых взрослых (менять электропробки, чинить электроприборы, водопроводные краны и т.д.). Его познания в иностранном языке, а часто и в других науках, также нередко превосходит познания взрослых, во многих вещах и явлениях он может разбираться самостоятельно. Наконец, подросток чувствует, что его участие в жизни взрослых людей становится значительно большим, чем в младшем школьном возрасте – он оказывает значительную помощь родителям, например, пилит и колет дрова, зачастую несет весьма ответственные обязанности в семье (например, по уходу за младшими братьями и сестрами). Значительно повышается участие подростка в общественной жизни – часто он уже комсомолец, староста класса, редактор стенгазеты, активный помощник учителя физики, химии или биологии по подготовке лабораторных опытов, на пришкольном участке.

     Переоценивая  значение своих возросших возможностей, подростки приходят к убеждению, что они в сущности уже ничем (или почти ничем) не отличаются от взрослых людей.

     Отсюда  стремление подростков к самостоятельности  и известной «независимости», отсюда -  их болезненное самолюбие и обидчивость, острая реакция на попытки взрослых недооценивать их права и интересы. Полезное и хорошее, вообще говоря, стремление к самостоятельности часто осложняется у подростков в силу повышенной чувствительности к оценке их личности и поведения взрослыми и может принять, если это взрослыми не учитывается, отрицательные формы сопротивления чужому влиянию, непризнание авторитета взрослых, игнорирование предъявляемых к ним требований.

     Как уже указывалось, определенного  и устойчивого представления  о себе подростки часто еще  не имеют. Этим и объясняется повышенная чувствительность оценке их поступков и результатов деятельности со стороны старших, к своим успехам и неудачам. Они склонны преувеличивать значение временных неудач и случайных успехов, отдельных похвал или отрицательных отзывов, расценивая их как веские показатели, своего рода «индикаторы» положительных или отрицательных  качеств своей личности. Поэтому даже отдельные неудачи или отрицательных оценки со стороны окружающих могут вызвать у подростка неуверенность в своих силах, робость и застенчивость, представление о собственной неполноценности.

     Равным  образом и случайный успех, отдельная  удача, похвала, одобрение, положительный  отзыв могут привести к переоценки своих сил и возможностей, сомнению и самонадеянности и наоборот.

     Подростков, как уже учитывалось, характеризует общий подъем жизнедеятельности, значительный рост жизненных сил. Этим и определяется, в основном, та, бурная активность, кипучая энергия, инициативность, которые свойственны подавляющему большинству подростков. Для подростков характерна неисчерпаемая жажда деятельности, большая подвижность, стремление активно учувствовать в окружающей жизни, интерес ко всему происходящему во круг. Подросток не может сидеть без дела, не любит «просто отдыхать». Он постоянно занят чем – то, хочет, что-то узнать, изучить, познать, овладеть тем или иным умением. Если его энергия, активность не находит правильного выхода, то она проявляется в озорстве, шалостях, лихачестве, возня, беготне, а нередко приводит к более тяжелым случаям нарушения дисциплины. Далее следует отметить характерную для подросткового возраста повышенную возбудимость, некоторую неуравновешенность характера, сравнительно частые, быстрые и резкие смены настроений, форм поведения.

Информация о работе Воспитание характера школьников в подростковом возрасте в учебно-воспитательном процессе