Воспитание характера школьников в подростковом возрасте в учебно-воспитательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 19:11, курсовая работа

Описание

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.

Содержание

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ХАРАКТЕРА ШКОЛЬНИКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

1.1. Проблема нравственного воспитания и воспитания характера

1.2. Подростковый возраст как период

1.3. Периодизация и закономерности психического развития ребенка

1.4. Сущность и природа нравственного воспитания, понятие нравственного воспитания в педагогике.

1.5. Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников.

ГЛАВА 2. АМЕРИКАНСКАЯ ПРОГРАММА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ «ГЛАВНОЕ-ХАРАКТЕР!» И УСЛОВИЯ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

2.1. ОЫЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ГЛАВНОЕ-ХАРАКТЕР!»

2.2. Реализация программы «ГЛАВНОЕ-ХАРАКТЕР!» в США

2.3. Опыт внедрения программы «ГЛАВНОЕ-ХАРАКТЕР!» в РФ и РТ

Выводы по главе 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

В-О в подр..doc

— 223.00 Кб (Скачать документ)

     Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной  общей работы, который пробуждает самостоятельную мысль и вызывает совместные переживания учащихся, способствует их нравственному воспитанию. (20, с.53).

     Для выявления уровня сформированности нравственных качеств школьников необходимо использовать произведения разных видов  искусства, а в качестве основной формы работы проводить беседы с  учащимися на нравственные темы, расширяя тем самым от класса к классу нравственные представления и знания учащихся.

     Этому вопросу и посвящается следующая  глава нашего исследования.

 

      Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ  НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. 

     
    1. Диагностика уровня сформированности нравственных качеств школьников в учебно-воспитательном процессе.
 

     Учебная деятельность значима на всех возрастных этапах, но особенно в младшем школьном возрасте, так как в данном школьном возрасте начинает формироваться учебная деятельность, а от уровня сформированности зависит успех всего обучения не только в начальном звене, но и в старших классах, поскольку учебная деятельность является ведущей, в процессе, которого формируются основные новообразования,  психическое развитие ребенка идет интенсивно.

     Для выявления состояния уровня сформированности нравственного воспитания в учебной  деятельности мы использовали диагностические  опросы учащихся.

     Базой нашего исследования была прогимназия  №1706 г. Москвы.

     Задания предлагались в двух вторых и двух третьих классах (120 учащихся). Один из вторых и третьих классов является контрольным, другой экспериментальным.

     Детям предлагались вопросы нравственного  характера. Цель заключалась в выявлении  уровня нравственного воспитания.

     В качестве исходного материала, на котором  изучался нравственный опыт младших  школьников, были выбраны такие моральные  нормы, как «ответственность» и  «доброжелательность», которые очень  актуальны на современном этапе  жизни общества. Анализ теоретической литературы позволил выделить основные содержательные характеристики этих норм. При определении ответственности указывалось на добровольное принятие обязательств, при появлении объективной необходимости, строгое соблюдение принятых обязательств с учетом реальных условий, готовность отчитаться за текущие и перспективные результаты своей деятельности, соотнесение своих условий и их возможных последствий с интересами других людей.

     Нравственная  норма «доброжелательность» характеризовалась  в большей мере взаимоотношениями между людьми. Доброжелательность определяется нашими познаниями, как стремление видеть в другом положительные качества, вера в возможность изменения человека к лучшему и в его способности, готовность придти на помощь советом и делом.

     На  указанные признаки моральных норм мы ориентировались при определении особенностей нравственного опыта испытуемых.

     Задачи  исследования определили выбор методик. При этом мы исходили из того, что  нравственный опыт представляет перед  собой единство интеллектуального и эмоционального компонентов. Интеллектуальный компонент рассматривается как знание школьником моральных принципов и норм, выраженных в эстетических понятиях и абстрактно – логических построениях. Нравственные знания и отношения проявлялись в реальном поведении школьников. Отсюда разработанные нами методики имели направленность на изучение знаний, отношений и способов поведения.

     При исследовании нравственного опыта  младших школьников мы использовали ряд взаимодополняющих методик: беседа по сюжетному рассказу, метод незаконченных рассказов.

     Беседа. При использовании беседы по сюжетному  рассказу, испытуемому предлагалось прослушать рассказ, содержащий нравственную проблему. Герои рассказа попадали в ситуацию морального выбора. После  прослушивания рассказа школьникам задавались вопросы, которые были составлены таким образом, чтобы в ответах и высказываниях испытуемых проявлялись отношения, знания о способах поведения и о самой нравственной норме.

     Незаконченный рассказ. При использовании метода незаконченных рассказов, ученикам зачитывается рассказ, в котором герою необходимо было действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждого испытуемого просили представить, что действующим лицом является он сам. Ученик должен был закончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновывать их.

     При определении особенностей нравственного  опыта младших школьников использовались следующие критерии: степень соответствия нравственной норме знаний, отношений  и способов поведения учащихся; обобщенность знаний; их глубина и широта; степень устойчивости.

     Для оценки нравственных знаний испытуемых выделялись такие проявления, как  понимание ими содержание моральных  норм, знание способов поведения, знание переживаний, возникающих у человека в случае соблюдения или несоблюдения моральной нормы.

     О нравственном отношении узнавали по оценочным суждениям школьников о поступках другого человека, о своих поступках, а также  по особенностям выполнения моральной  деятельности и их мотивам.

     На  первом этапе исследования учащимся 2 и 3 классов были предложены задания  ответить на вопросы:

     Скажи, как ты думаешь, что такое ответственность?

     Как обычно ведет себя ответственный  человек?

     Как обычно ведет себя безответственный человек?

     Скажи, как ты думаешь, что такое доброжелательность?

     Как обычно ведет себя доброжелательный человек?

     Как обычно ведет себя недоброжелательный человек?

     Анализ  ответов и высказываний испытуемых 2 класса показывает, что нравственные знания неоднозначны для своей выборки. В контрольных и экспериментальных классах необходимо, прежде всего, выделить испытуемых, ответы и высказывания которых, свидетельствуют о том, что эти школьники (в сравнении с другими) неправильно понимают содержание моральных норм. Показателем того, что испытуемые имеют относительно низкий уровень знаний о содержании моральных норм, является то, что они обычно не видят нравственную проблему там, где она есть.

     В ситуации морального выбора, испытуемые данной группы обычно предлагают способы  поведения, не соответствующие нравственной норме.

     Основываясь на вышесказанном, мы выделяем этих школьников в группу с низким уровнем нравственного  опыта.

     Во 2 экспериментальных классах они  составляют 43%, в контрольном - 40%.

     Далее, из оставшейся выборки выделяются испытуемые, у которых знания, отношения и способы поведения отличаются в лучшую сторону, в сравнении с учащимися с низким уровнем нравственного опыта.

     Знания  о нравственных переживаниях у них  обычно соответствуют норме, но в  тоже время учащиеся не различают  оттенков в переживаниях, хотя в целом, нравственные знания у этих учащихся по степени соответствия норме, выше, чем у группы с низким уровнем нравственного опыта. Но при этом обобщенность их знаний довольно низка.

     Знания  о способах поведения у испытуемых также достаточно развиты. У учащихся рассматриваемых групп эти показатели выше 2,8 и 3,6.

     Нравственные  знания у этих учеников находятся  на уровне представлений, хотя по своей  глубине и широте они намного  отличаются от знаний учащихся с низким уровнем нравственного опыта.

     В результате проведенного анализа, мы выделяем данных испытуемых в группу со средним уровнем нравственного опыта. Она составляет 50% от выборки 2 экспериментальных классов и 53% контрольных.

     Оставшиеся  испытуемые образовали самую немногочисленную группу с высоким уровнем нравственного опыта – 7% - во 2 экспериментальных классах и столько же во 2 контрольных.

     Все проявления нравственных знаний у этих школьников характеризуются высокой  степенью соответствия норме. В ответах  и высказываниях представлялось 3-4 существенных признака ответственности и доброжелательности. Этот факт указывает на глубокое знание содержания нравственных норм.

     Для нравственных отношений испытуемых этой группы характерна высокая степень  соответствия норме и устойчивость. Оценочные суждения достаточно критичны, а при их обосновании ученики исходят из нравственного содержания норм.

     На  основе сказанного мы выделяем этих учащихся в отдельную группу с высоким  уровнем нравственного опыта.

     При анализе нравственного опыта  учащихся 3-х классов не было обнаружено каких-либо отличительных качественных характеристик. Вся выборка в экспериментальных и контрольных классах разделяется на три группы – с низким, средним и высоким уровнем нравственного опыта. Однако в 3-х классах процентное разделение испытуемых по группам несколько иное. Школьников с низким уровнем нравственного опыта оказалось 34% в экспериментальных классах и 32.5% в контрольных классах; со средним уровнем – 55% в экспериментальных и 54% в контрольных; и с высоким уровнем соответственно 11% и 13%. Такое количественное распределение испытуемых в 3-х классах, уменьшение группы с низким уровнем нравственного опыта и увеличение со средним и высоким, очевидно, можно объяснить возрастными особенностями нравственного развития. 

     2.2.Формирование  у учащихся нравственного опыта. 

     На  втором этапе исследования мы формировали  у учеников 2-х и 3-х экспериментальных  классов ответственность и доброжелательность в процессе обучения. При этом содержание учебной деятельности не изменялось, менялся только характер ее протекания.

     Формирование  ответственности проводилось по следующим направлениям:

     организация взаимной деятельности учащихся на уроках;

     анализ  и оценка учителем процесса выполнения и результатов учебных заданий  с нравственной точки зрения;

     организация взаимоанализа и взаимооценки учащихся результатов учебной работы.

     Доброжелательность  формировалась следующим образом:

     организация взаимопомощи учащихся при выполнении учебных заданий;

     систематическое проведение учителем анализа и оценки взаимоотношений между учащимися во время учебных заданий.

     Как видно из указанных направлений  формирования мы старались избегать прямого научения школьников, создавали  условия только для расширения и  углубления нравственного опыта, для  развития нравственного сознания и  самосознания учащихся.

     На  втором этапе исследования учащимся предлагались такие ситуации, в которых  они должны были помочь товарищу:

     Если  бы ты гулял во дворе вместе с  другими и кто–нибудь из ребят  упал около тебя и очень сильно ушиб ногу. Что бы ты сделал?

     Дети  играли в группе, некоторые рисовали, рассматривали картинки в книге. Таня сидела одна, очень грустная…

     Если  бы ты строил что – то из дощечек  и рядом Витя тоже строил. Ему  не хватало кубиков. Что бы ты сделал? При ответе, что дал бы свой, задавался  дополнительный вопрос: «А если бы тебе тоже нужны были эти дощечки, тебе бы тоже не хватило?»

     Вечер, холодный февральский ветер стучит в окно. Миша, ученик 3 класса, только что приготовил уроки и сидит  сейчас, читая интересную книгу. Посмотрев  на часы, он вспоминает, что не купил хлеб. Он решает, что до прихода мамы он еще успеет это сделать. В это время кто – то позвонил в дверь. Посмотрев в глазок, Миша увидел, что это старый знакомый папы – дядя Сережа. Он работает с папой и часто заходит к нам. Увидев, что это дядя Сережа, Миша…

     «Ваш  товарищ на уроке затруднялся  решить задание и просит вас помочь ему. Ваши действия?»

     Урок  рисования.

     «Раскрасьте варежки (даются заготовки – варежки, из расчета одна пара на двоих детей  и цветные карандаши, каждого  цвета по два. Дается инструкция: «Сейчас мы будем раскрашивать варежки, Вы сидите вдвоем, чтобы варежки получились красивыми и одинаковыми, ведь это одна пара, вы должны договорится между собой, как будете раскрашивать, какой рисунок рисовать, чтобы он понравился обоим».

Информация о работе Воспитание характера школьников в подростковом возрасте в учебно-воспитательном процессе