Воспитание личности дошкольника в художественно-эстетической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:23, курсовая работа

Описание

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
1.1. Сущность художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте.
1.2. Особенности и средства художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте.
1.3. Пути и средства художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Выводы по главе 1
Глава 2. Творческая деятельность детей как средство художественно-эстетического воспитания.
2.1. Дидактическая организация художественно-эстетического воспитания.
2.2. Технология художественно-эстетического воспитания детей средствами ручного творчества.
Выводы по главе 2
Глава 3. Экспериментальная работа по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами ручного творчества.
3.1. Цель и условия эксперимента.
3.2. Ход эксперимента.
3.3. Результаты эксперимента.
Выводы по главе 3
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 120.21 Кб (Скачать документ)

Учреждения образования

«Белорусский государственный  педагогический университет имени Максима Танка»

 

 

 

 

 

 

Факультет дошкольного образования

Кафедра общей и дошкольной педагогики

 

 

 

 

 

 

Воспитание личности дошкольника  в художественно-эстетической деятельности

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

                                    Исполнитель:

                                                                   студентка 315 группы заочной

                                                                         формы получения образования                                                      

                                                                  Юшкевич Надежда Алексеевна

 

                                                          Научный руководитель:

                                                        старший преподаватель

                                   Мазовко М. И.

 

 

 

 

Минск 2012 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

1.1. Сущность художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте.

1.2. Особенности и средства художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте.

1.3. Пути и средства художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Выводы  по главе  1

Глава 2.  Творческая деятельность детей как средство художественно-эстетического воспитания.

2.1. Дидактическая организация художественно-эстетического воспитания.

2.2. Технология художественно-эстетического воспитания детей средствами ручного творчества.

Выводы  по главе 2

Глава 3. Экспериментальная работа по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами ручного творчества.

3.1. Цель и условия эксперимента.

3.2. Ход эксперимента.

3.3. Результаты эксперимента.

Выводы  по главе 3

Заключение

Литература

Приложения

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.

В последнее  время возросло внимание к проблемам  теории и практики художественно-эстетического  воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Последние два десятилетия психологи и  педагоги активно ищут выход из ситуации, проводя исследования с целью  поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой индивидуальности в современных условиях. Активно ведутся разработки новых образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих оптимальные пути гармонизации личности с окружающим миром.

А формировать  личность и художественно-эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Л. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

В связи  с этим особую актуальность приобретает  воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили тему исследования: «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

Объектом нашего исследования является процесс художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, а предметом – программа обучения ручному творчеству.

Исходя  из актуальности данной темы, определяется цель курсовой работы, заключающаяся в разработке дидактического обеспечения художественно-эстетического воспитания дошкольников.

Для реализации цели исследования мы выдвигаем следующую  гипотезу: процесс художественно-эстетического  воспитания дошкольников будет успешным, если будут реализованы следующие педагогические условия:

  • обеспечение программно-дидактическим материалом;
  • создание эмоционально-комфортной атмосферы обучения детей;
  • разработка технологии обучения детей ручному творчеству;

Проблема, объект, предмет и гипотеза определили постановку следующих задач:

  • изучение теоретической и практической литературы по проблеме исследования;
  • создание вариативной программы по художественно-эстетическому воспитанию детей;
  • разработка технологии обучения детей ручному творчеству;
  • определение критериев и механизмов диагностирования динамики исследуемых качеств;

Для решения  поставленных задач были использованы следующие  методы:

  • теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по дошкольному воспитанию, художественно-эстетическому воспитанию);
  • экспериментальные (подготовка и проведение занятий по ручному творчеству);
  • эмпирические (наблюдение, беседы, оценка результатов ручного творчества);

Методологическую  основу работы составили современные  положения о становлении базиса культуры личности дошкольника, личностно-ориентированном  воспитании, гармонизации системы отношений  человека с миром (Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, А.А. Мелик, Б.М. Неменский,  Е.М. Торошилова, А.Н. Утехина); результаты педагогических исследований по формированию у дошкольников художественного вкуса, эстетического осознания прекрасного (Н.А.Вершинина, Н.М.Зубарева, Т.С.Комарова, Р.А. Мирошкина и др.).

Научная новизна и теоретическая значимость состоит в том, что определены пути художественно-эстетического воспитания ручному творчеству; определены педагогические условия успешности художественно-эстетического воспитания.

Практическая  значимость работы заключается в  разработке альтернативной программы и дидактического оснащения.

База исследования – ГУО «Дошкольный центр развития ребенка №1 г. Могилева».

 

Глава 1. Теоретические подходы  к проблеме художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

 

    1. Сущность художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте.

 

Взрослые  и дети постоянно сталкиваются с  художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.

 В  наше время проблема художественно-эстетического  воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джола, Д.А. Леонтьев, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, Е.М. Торошилова, В.Н. Шацкая и другие. В использованной литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них. В книге "Ребенок в мире творчества" под редакцией Н. Варкки можно найти такую формулировку: "Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве" [Н. Варкки, 2003, 53].

Запорожец И.Д. определяет художественно-эстетическое воспитание как «организацию жизни  и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает» [И.Д. Запорожец, 1985, 43]. В обоих определениях речь идет о том, что художественно-эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его.

 Итак, художественно-эстетическое воспитание  имеет деятельную и созидательную  направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Общаясь с эстетическими явлениями жизни  и искусства, ребенок, так или  иначе, эстетически и художественно  развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности [Б.Т. Лихачев, 1998, 51-60].

Существует  различные определений понятия "художественно-эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые  из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.  Во-первых, это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача  художественно-эстетического воспитания заключается в  формировании художественного вкуса. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения творчески создавать продукты ручного творчества. Своеобразное понимание сущности художественно-эстетического воспитания обусловливает и различные подходы к его целям. Поэтому проблема целей и задач художественно-эстетического воспитания требует особого внимания.

В "активизации  способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как  духовного, так и физического" видит цель художественно-эстетического воспитания Л.А.Григорович [Л.А. Григорович, 1997, 39]. Б.М. Неменский придерживается той же точки зрения.

Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и  быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо формирования художественно-эстетического отношения  детей к действительности и искусству, художественно- эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

Таким образом, можно считать, что наиболее удачно цель эстетического воспитания отразила Т.Н. Фокина, которая считает: "Художественно-эстетическое воспитание - воспитание целостной  гармонически развитой личности, для  которой характерно сформированность эстетического сознания, наличие системы эстетических потребностей и интересов, способностей к творчеству, правильное понимание прекрасного в действительности и искусстве» [Т. Н. Фокина, 1999, 36].

Эта цель также отражает и особенность  художественно- эстетического воспитания, как части всего педагогического  процесса. Любая цель не может рассматриваться  без задач. Большинство педагогов (Г.С. Лабковская, Д.Б. Лихачев, Е.М. Торошилова и другие) выделяют три ведущие задачи, которые имеют свои варианты и у других ученых, но при этом не теряют главной сути.  Итак, во-первых, это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будет формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей. "Разносторонность и богатство знаний - основа формирования широких интересов, потребностей и способностей, которые проявляются в том, что их обладатель во всех способах жизнедеятельности ведет себя как эстетически творящая личность" [О.К. Ожерельева,2002, 60], - отмечает О.К. Ожерельева.

Вторая  задача художественно- эстетического  воспитания состоит в "формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими" [В.Г. Ражников, 1996,62]. Эта задача говорит о том, что случается, что дети интересуются, например живописью, лишь на общеобразовательном уровне, они торопливо смотрят картину, стараются запомнить название, художника, затем обращаются к новому полотну. Ничто не вызывает в них изумления, не заставляет остановиться и насладиться совершенством произведения. Б.Т. Лихачев отмечает, что « …такое беглое знакомство с шедеврами искусства исключает один из главных элементов  художественно-эстетического отношения – любование» [Б.Т. Лихачев, 1998, 32]. С эстетическим любованием тесно связана общая способность к глубокому переживанию. «Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения от общения с прекрасным; чувства отвращения при встрече с безобразным; чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического; эмоционального потрясения, гнева, страха, сострадания, ведущих к эмоциональному и духовному очищению, возникающему в результате переживания трагического, - все это признаки подлинной художественно-эстетической воспитанности», - отмечает тот же автор [Б.Т.Лихачев, 1998, 42].

Информация о работе Воспитание личности дошкольника в художественно-эстетической деятельности