Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:23, курсовая работа
На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
1.1. Сущность художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте.
1.2. Особенности и средства художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте.
1.3. Пути и средства художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Выводы по главе 1
Глава 2. Творческая деятельность детей как средство художественно-эстетического воспитания.
2.1. Дидактическая организация художественно-эстетического воспитания.
2.2. Технология художественно-эстетического воспитания детей средствами ручного творчества.
Выводы по главе 2
Глава 3. Экспериментальная работа по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами ручного творчества.
3.1. Цель и условия эксперимента.
3.2. Ход эксперимента.
3.3. Результаты эксперимента.
Выводы по главе 3
Заключение
Анализ данных таблиц и диаграмм позволяет сделать вывод о том, что использование специально разработанной методики, оснащенной программно-дидактическим материалом, в которой реализуются все необходимые педагогические условия, повышает эффективность художественно-эстетического воспитания.
Занятия ручного творчества проходили на высокой эмоциональной ноте. Впоследствии этот настрой сохранялся на весь день. А это самый главный результат. Как отмечалось выше, именно эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности художественно-эстетического воспитания. Правильно организованное, нацеленное на ребенка занятие, вызывает неподдельный интерес и отклик в каждом ребенке. Эмоционально насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка. С художественно-эстетическим развитием происходит и духовное развитие человека. То, что сегодня ребенок воспринимает эмоционально, завтра перерастет в осознанное отношение и к искусству, и к жизни.
На основе результатов проведенного эксперимента можно сделать вывод, что выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Выводы по главе 3
Таким образом,
для формирования художественно-эстетических
качеств целесообразно
Заключение
Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.
Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей — их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.
Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.
Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.
Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.
Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.
Воспитатель помогает семье создать необходимые условия для правильного эстетического воспитания детей. Он рассказывает о важности эстетики быта, советует, что читать детям, какие пластинки для слушания музыки приобрести, добивается, чтобы у ребенка в семье было все необходимое для проявления детского творчества: альбом, карандаши, краски, игрушки, книги.
Работа по эстетическому воспитанию требует высокой эстетической культуры самого воспитателя. Его эстетическое отношение к действительности влияет на формирование у детей эстетических восприятий, чувств, представлений, суждений, переживаний. Замечает ли педагог красоту в окружающей бытовой обстановке, в природе, труде и отношениях людей, в произведениях искусства, как выражает свое эстетическое чувство, каковы его эстетические суждения—от этого главным образом зависит, каковы будут чувства и представления детей. Педагог должен умело использовать все возможности повседневной жизни для эстетического воспитания.
Воспитатель управляет процессом развития детей. Дети и сами любят художественную деятельность, и часто по собственной инициативе занимаются ею. Нельзя сказать, что самостоятельная художественная деятельность полностью осуществляется без руководства взрослого. Просто характер этого руководства косвенный. Воспитатель заботится о накоплении ребенком опыта, впечатлений, которые потом отразятся в самостоятельном рисовании, лепке, рассказах, музыкальной деятельности; обучает изобразительным способам и приемам.
Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, смастерить игрушку для игры и др. Задача педагога - не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Воспитатель развивает самостоятельность детей, используя подсказку, привлечения внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.
Наше исследование показало, что познавательный интерес к ручному творчеству у дошкольников довольно велик, а наличие интереса – это первое из условий успешного воспитания.
Таким образом, наша гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Обеспечение программы обучения ручному творчеству программно-дидактическим материалом, создание эмоционально-комфортной атмосферы является средством эстетического воспитания дошкольников. Опытные педагоги, зная это, способны посредством творчества воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное.
На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание и развитие ребенка, воспитатель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
Литература
Приложения
Схема 1. Критерии
художественно-эстетического
Схема 2. Соотношение сфер художественно-эстетического воспитания.
Таблица 2. Критерии оценивания сформированности художественно-эстетического воспитания.
Критерии развития худ.- эстетического вкуса. |
Показатели критериев |
Уровень сформированности худ.- эстетического вкуса |
1.Эстетическое осознание |
-ребенок умеет дать правильную оценку; -может описать произведение; |
высокий |
-ребенок затрудняется с |
средний | |
-ребенок не может дать оценку самостоятельно; -с трудом определяет цвета; |
низкий | |
2.Развитие художественного вкуса. |
-ребенок умеет правильно -устанавливает правильные пропорции; |
высокий |
-ребенок не всегда удачно -с трудом подбирает
цвета, устанавливает |
средний | |
-ребенок затрудняется в -с помощью учителя подбирает элементы, устанавливает пропорции; |
низкий | |
3.Умение творчески создавать продукты ручного творчества. |
-ребенок самостоятельно -правильно подбирает цвета; -правильно устанавливает пропорции; |
высокий |
-ребенок справляется с |
средний | |
-ребенок не справляется с -с помощью учителя
подбирает цвета, элементы |
низкий |
Таблица 3. Результаты среза. Начало эксперимента.
Группа |
Имя, фамилия ребенка |
Критерии сформированности художественно-эстетического воспитания |
КГ |
Полина А. |
В |
Оля В. |
С | |
Катя К. |
С | |
Дима А. |
Н | |
Валера Г. |
Н | |
Антон Б. |
С | |
Аня О. |
С | |
Ира М. |
Н | |
Ксюша Б. |
Н | |
ЭГ |
Света Д. |
В |
Женя Е. |
В | |
Таня К. |
В | |
Никита К. |
С | |
Юля Л. |
Н | |
Слава Г. |
С | |
Артур П. |
С | |
Марина О. |
Н | |
Настя В. |
С |
Таблица 4. Результаты среза. Конец эксперимента.
Группа |
Имя, фамилия ребенка |
Критерии сформированности художественно-эстетического воспитания |
КГ |
Полина А. |
В |
Оля В. |
В | |
Катя К. |
С | |
Дима А. |
Н | |
Валера Г. |
С | |
Антон Б. |
С | |
Аня О. |
С | |
Ира М. |
Н | |
Ксюша Б. |
Н | |
ЭГ |
Света Д. |
В |
Женя Е. |
В | |
Таня К. |
В | |
Никита К. |
С | |
Юля Л. |
Н | |
Слава Г. |
С | |
Артур П. |
В | |
Марина О. |
Н | |
Настя В. |
В |
Рисунок 1. Начало эксперимента.
Рисунок 2. Конец эксперимента.
Информация о работе Воспитание личности дошкольника в художественно-эстетической деятельности