Воспитание личности дошкольника в художественно-эстетической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:23, курсовая работа

Описание

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
1.1. Сущность художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте.
1.2. Особенности и средства художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте.
1.3. Пути и средства художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Выводы по главе 1
Глава 2. Творческая деятельность детей как средство художественно-эстетического воспитания.
2.1. Дидактическая организация художественно-эстетического воспитания.
2.2. Технология художественно-эстетического воспитания детей средствами ручного творчества.
Выводы по главе 2
Глава 3. Экспериментальная работа по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами ручного творчества.
3.1. Цель и условия эксперимента.
3.2. Ход эксперимента.
3.3. Результаты эксперимента.
Выводы по главе 3
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 120.21 Кб (Скачать документ)

Художественные  и эстетические чувства, так же как  и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания.

Организуя последовательно усложняющуюся  систему заданий, обучая детей эстетическому  видению и грамотному изображению  окружающего, можно научить детей  не только воспринимать картину, но и  видеть в ней предмет искусства.

Учитывая  потребности и окружение ребенка, соотношение сфер художественно-эстетического воспитания можно представить следующим образом (приложения, схема 2).

 

Чувства, в том числе и художественно-эстетические – специфическая форма отражения  окружающего. Поэтому они не могут  возникать и развиваться там, где в повседневном окружении нет тех сочетаний предметов, форм, красок, звуков, которые могут быть восприняты как образцы прекрасного. Однако только наличие этих объектов еще недостаточно для возникновения у детей эстетических чувств и художественного вкуса, ребенок должен научиться воспринимать разнообразные формы, гармонию звуков, красок и испытывать при этом эстетические чувства.

Таким образом, художественно-эстетическое воспитание очень важно для всестороннего  развития ребенка. Азы художественно-эстетического  воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы. Очень большую роль в художественно-эстетическом воспитании играют семья, детский сад и школа, поэтому родителям, воспитателям и учителям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка как можно быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественного вкуса.

 

 

1.3. Пути и средства художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

 

Художественно-эстетическое воспитание ребенка начинается с  момента его рождения. Для того, чтобы творчество, произведения искусства  оказывали эффективное воздействие на художественно-эстетическое развитие личности, а личность испытывала потребность в наслаждении прекрасным, необходимо создать основу, фундамент для творческих способностей. На наш взгляд, наиболее приоритетными средствами формирования художественно-эстетического воспитания являются:

  • ознакомление детей с творчеством как сущностью эстетического отношения к окружающему миру;
  • доступные возрасту виды художественно-творческой деятельности, максимально обеспечивающие свободу выражения авторского отношения к знаниям об окружающей действительности;
  • активная педагогическая деятельность.

Реализация  художественно-эстетического воспитания может осуществляться в ходе приобщения ребенка к национальной культуре, которое осуществляется через:

  • знакомство с произведениями народного творчества (ткачество, гончарство, резьба и роспись по дереву, плетения из соломы и лозы);
  • знакомство с народным белорусским костюмом, посещение музея народного творчества;
  • работа с глиной, изготовление вытинанки, рисунков.

 

Задачами  занятий по ручному творчеству являются:

  1. Осознание художественно-эстетического вкуса.
  2. Развитие образного мышления.
  3. Развитие умений определять цвет, гамму, устанавливать пропорции.
  4. Развитие ручных умений работать с красками, бумагой, ножницами, пластилином, клеем.
  5. Развитие умений творчески создавать продукты ручного творчества.

 

 

Выводы по главе 1

 

  1. Воспитание – это социокультурный феномен, который связан с определенным уровнем экономического, политического, художественно-эстетического развития личности.
  2. Художественно-эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творчески создавать продукты ручного творчества.
  3. Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.
  4. Приобщение ребенка к национальной культуре носит воспитательный характер: развивает творческие способности, формирует художественный вкус, приобщает подрастающее поколение к эстетическим взглядам народа.
  5. Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы, поэтому родителям и воспитателям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественный вкус, творческие умения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Творческая деятельность как средство художественно-эстетического воспитания.

 

2.1.Дидактическая организация содержания художественно-эстетического воспитания.

 

В настоящее  время общество отчетливо осознает необходимость перехода всей системы образования на гуманистическую парадигму. Гуманизация образования в нашу эпоху перемен предполагает признание человека как личности, признание его права на развитие и проявление его способностей. Гуманистическая концепция определяет основное направление образования – качественно новый процесс обучения (социальные формы всестороннего воспитания и развития) и просвещения (приобщение к человеческой культуре).

Перестановка  педагогических приоритетов на общечеловеческие смыслы доказывает необходимость воспитания ребёнка в духе созидательного, гармоничного, эстетического отношения к действительности. Целостное отношение ребёнка к окружающему миру формируется различными видами художественно-творческой деятельности и неразрывно связано с самоопределением ребёнка в мире культуры. Своеобразие эстетического восприятия природы, предметного мира, произведений искусства пробуждает активное, действенное отношение ребёнка к окружающему. В разных видах творческой деятельности (изобразительной, театрализованной, музыкально- пластической, игровой) ребёнок создает личностную, пространственную реальность, открывая мир по-своему и себя в нём. В этом процессе формируется возможность и желание целенаправленного, гармоничного преобразования окружающего пространства по законам красоты.

Поскольку дошкольное образование входит в  общую систему непрерывного образования, то дошкольное обучение должно логично и последовательно подводить ребенка-дошкольника к школьному, чем и обусловлен приоритет развивающего обучения. Главную задачу дошкольного образования мы видим в целостном развитии ребенка, в создании условий для реализации индивидуальных особенностей, потребностей, мотивов, интересов детей в целях беспроблемной интеграции в дальнейшую образовательную среду. Для этого необходимо создавать комфортную атмосферу и снимать, по возможности, стрессообразующие факторы [А.Н. Утехина, 2000, 35].

 Таким  образом, воспитание детей средствами  разных видов искусства, формирование  у них художественно-эстетического  отношения к окружающему, потребность проявить себя в творческой деятельности могут быть эффективны при условии, если будет обеспечено эмоциональное благополучие ребенка, если будут разработаны содержание и методы, обеспечивающие охрану его здоровья (устранение перегрузок, переутомления, гиподинамии).

Основной  целью дошкольного образования  является целостное развитие личности и мы выделяем следующие компоненты цели: развивающие, воспитательные, образовательные и практические.

Развивающий компонент цели предусматривает развитие психических процессов – эстетическое сознания, памяти, творческого воображения; развитие интеллектуальных и познавательных способностей ребенка; эмоциональных, творческих, художественно-эстетических качеств ребенка.

Воспитательный компонент цели заключается в формировании у ребенка художественного вкуса, эстетического осознания произведений искусства, в воспитании интереса и потребности к ручному художественному творчеству.

Образовательный компонент цели выражается в знакомстве с произведениями искусства (живописи, графики, скульптуры), в обучении различным видам творчества (техника оригами, бумажная пластика, техника коллажа).

Практический компонент цели заключается в овладении ребенком ручных умений работать с красками, бумагой, ножницами, пластилином, клеем; в творческих умениях создавать продукты ручного творчества.

Основываясь на общедидактических принципах  дошкольной педагогики и руководствуясь личностно-гуманным подходом к обучению [Ш.А. Амонашвили, 1996, 101-110], мы выработали образовательные принципы для дошкольников:

  • познание и усвоение ребенком прекрасного;
  • проявление ребенком его истинной индивидуальности, неповторимости с особой миссией от природы;
  • своевременное и всестороннее развитие задатков и способностей.

Эти принципы соответствуют идее личностно-гуманного  подхода к ребенку в педагогическом процессе. Они определяют направленность и дух педагогического процесса, образ деятельности педагога гуманного типа.

При взаимосвязи  обучения и творчества ребенок имеет  возможность самостоятельно осваивать  различные художественные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа в рисунке, лепке, аппликации. Это не мешает ребенку освоить те способы и приемы, которые ему были неизвестны (воспитатель подводит детей к возможностям использовать вариативные приемы). При таком подходе процесс обучения теряет функцию прямого следования, навязывания способов. Ребенок имеет право выбора, поиска своего варианта. Он проявляет свое личностное отношение к тому, что предлагает воспитатель. Создание условий, при которых ребенок эмоционально реагирует на цвета, формы, выбирая их по своему желанию, является необходимым в творческом процессе.

Кроме того, искусство помогает формировать эмоционально-ценностное отношение к миру. Потребность в творческой деятельности связана, прежде всего, с желанием ребенка выразить себя, утвердить свою личностную позицию.

Продукты  ручного творчества, изображение  в рисунке, лепке, аппликации связаны с процессами сопереживания, сочувствия, эмоционального отношения к образу. Важно, что ребенок как бы строит композицию, располагая все детали, предметы, внося свое понимание сюжета, места действия. Поэтому нельзя говорить, что он просто отображает в творчестве окружающий мир. Он его трансформирует, строит, использую разные способы, сочетая их между собой.

Можно сказать, что процесс детского творчества приобретает характер творческой деятельности. Очень важно дать детям возможность  проявить свои способности, реализовать  творческие замыслы. Наличие хороших  качественных художественных материалов (бумага, краска, глина, наборы цветных карандашей, кисти) обеспечит развитие творческой деятельности дошкольников.

Одно  из условий проявления творчества в  художественно-эстетической деятельности – организация интересной содержательной жизни ребенка:

  • организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира;
  • общение с искусством, материальное обеспечение;
  • учет индивидуальных особенностей ребенка;
  • бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;
  • организация атмосферы творчества и мотивация задания.

        Формирование мотивов творческой  деятельности от принятия, удержания,  выполнения темы, поставленной педагогом,  до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы  является одной из важных задач  обучения.

Следующей задачей является формирование восприятия, так как творческая деятельность возможна на уровне сенсорного восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки явления и предмета. Для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоциональное восприятие, развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение чувства.

Учитывая  немаловажный фактор – охрану здоровья ребенка, нужно отметить, что в период раннего возраста от 0 до 2,5 лет необходимо все внимание обратить на создание условий для эмоционального благополучия ребенка, когда он впервые  знакомится с материалами (красками, карандашами, бумагой, глиной), их свойствами, учится действовать с ними. Радость познания, экспериментирования, открытия при создании простых композиций, узнавание и выбор материала – все это проходит без жесткого навязывания взрослого.

Информация о работе Воспитание личности дошкольника в художественно-эстетической деятельности