Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:23, курсовая работа
На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
1.1. Сущность художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте.
1.2. Особенности и средства художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте.
1.3. Пути и средства художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Выводы по главе 1
Глава 2. Творческая деятельность детей как средство художественно-эстетического воспитания.
2.1. Дидактическая организация художественно-эстетического воспитания.
2.2. Технология художественно-эстетического воспитания детей средствами ручного творчества.
Выводы по главе 2
Глава 3. Экспериментальная работа по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами ручного творчества.
3.1. Цель и условия эксперимента.
3.2. Ход эксперимента.
3.3. Результаты эксперимента.
Выводы по главе 3
Заключение
Итак, основой
художественно-эстетического
Анализ научно-педагогической литературы позволил сделать вывод: для организации воспитательной работы с детьми дошкольного возраста необходимо создавать педагогические условия, отвечающие возрастным и психофизическим особенностям детей. Дети дошкольного возраста чувствительны к неблагоприятным воздействиям, что проявляется в быстрой утомляемости и малой устойчивости внимания. Это объясняется незавершенностью развития центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата. Поэтому, при отборе методов, форм и приемов следует учитывать такие критерии, как:
Выявление
результатов художественно-
2.2. Технология художественно-эстетического воспитания детей средствами ручного творчества.
Основными задачами воспитания детей дошкольного возраста, согласно примерному положению, являются:
Несмотря на это в педагогической практике до сих пор не изжита недооценка роли художественно-творческих видов деятельности как одного из направлений эстетического цикла (системы) в создании гармоничного, эстетического отношения ребёнка к внешнему окружению. Преобразование модели воспитания, реализация личностно-ориентированного подхода в организации педагогического процесса эстетического воспитания требует пересмотра целей, задач, функций творческих видов деятельности, что в практике осуществляется довольно медленно и не всегда эффективно.
Проанализировав
возможности эстетического
По этому поводу следует заметить, что занятия ручного творчества предполагают не просто овладение ребенком технической стороной творчества, но и осознание ребенком его деятельности. А каждый вид деятельности формирует свой тип отношений к действительности.
Рассмотрим пример занятия по изобразительной деятельности:
Целями данного занятия являются:
Дидактические материалы к занятию:
Предварительная работа. Дидактические игры и упражнения по развитию восприятия цвета, чтение художественной литературы.
Ход занятия:
Воспитатель: Я сейчас расскажу вам сказку про волшебную страну, в которой живут маленькие феи. Называется эта страна – Красиндия, а маленькие феи – это краски, у каждой из которой свой цвет.
(Воспитатель показывает детям коробочку с красками и просит, чтобы дети назвали цвета красок).
Это красный цвет – что вы знаете красного цвета? (Ответ). Это зеленый
(Затем воспитатель просит детей принести из уголка кубики разного цвета и назвать их цвет. Можно называть цвет, а дети будут приносить кубики).
Вот про этих фей я и буду вам рассказывать сказку, но я не просто буду вам рассказывать, я буду еще и рисовать сказку.
«Однажды решили маленькие феи пойти погулять, а разрешения не спросили, и никому не сказали, куда они отправились. А вы знаете, что бывает, когда маленькие уходят из дома одни – они могут заблудиться и потеряться. Именно это и случилось с маленькими феями. Они долго веселились на лужайке, кувыркались в траве, порхали с цветочка на цветочек (воспитатель рисует травку, цветочки, облака, солнышко), ведь феи очень маленькие и легонькие, как бабочки. Вдруг налетел ветер, подхватил наших фей и понес их с собой, долго кружил их, а потом утих и отпустил фей. Они опустились на траву, но в совершенно незнакомом месте. Недалеко от этого места протекала речка, а там, где жили феи, речки не было, и они поняли, что заблудились. Что им теперь делать и как им попасть домой, где их волшебная страна, в какой стороне? Вдруг они увидели божью коровку и решили спросить у нее, не знает ли она, как им найти дорогу домой. Она, конечно, знала, где находится Красиндия, так как бывала в этой стране, когда подкрашивала свои крылышки. Но дело в том, что попасть туда можно только перейдя по волшебному мосту, а зовется этот мост радугой. Феи обрадовались, поблагодарили божью коровку и уже хотели спросить, где же этот мост, но божья коровка улетела. Что же делать, как теперь узнать, где этот мост».
(Воспитатель предлагает детям подумать, чем они могут помочь маленьким феям.)
А что если нарисовать этот волшебный мост, ведь наши феи – это краски и они могли бы нарисовать радугу и по ней перейти в свою страну.
(Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки с изображением радуги и назвать по порядку цвета. Затем предлагает детям взять краски и бумагу и попробовать нарисовать радугу, называя по порядку цвета: красный – рисуют красной краской, оранжевый – рисуют оранжевой краской и т.д.)
По ходу занятия читаются стихи, загадываются загадки.
По окончании работы дети вместе с воспитателем рассматривают рисунки, рассказывают, кто, что нарисовал в своей картинке, а затем оформляют работы для выставки.
В результате изучения достижений ребенка должна быть выявлена динамика целостного развития ребенка – его творческие способности, речевые и социальные действия. На раннем этапе обучения достижения ребенка скорее констатируются, нежели оцениваются. Самое главное, чтобы воспитатель следил за развитием эмоциональных, творческих, социальных, когнитивных и языковых способностей.
Мы провели опытно-
Выводы по главе 2
Глава 3. Экспериментальная работа по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами ручного творчества.
3.1. Цель и условия эксперимента.
Целью эксперимента
является проверка выдвинутой нами гипотезы,
суть которой в том, что процесс
художественно-эстетического
Для проверки гипотезы в «Дошкольном центре развития ребенка №1 г. Могилева» проводился эксперимент. Для проведения эксперимента одна группа (18 человек) была разделена на две: контрольная группа (КГ) и экспериментальная (ЭГ).
В
программе эксперимента были
предусмотрены следующие
3.2. Ход эксперимента.
Эксперимент проводился в 2011 г. в ГУО «Дошкольном центре развития ребенка №1 г. Могилева» среди детей старшего возраста (5-6 лет).
Материалом для художественно-
3.3. Результаты эксперимента.
Для проведения среза были разработаны критерии оценивания сформированности художественно-эстетических качеств, которые представлены в виде таблицы (приложения, таблица 2).
Результаты среза представлены сравнительными таблицами (приложения, таблица 3 и 4).
Общий уровень
художественно-эстетического
Информация о работе Воспитание личности дошкольника в художественно-эстетической деятельности