Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 23:27, курсовая работа
Этнокультурные проблемы и развитие национального самосознания в настоящее время приобретают особую значимость и глубину социально – философского осмысления. Это связано с теми социально – экономическими, общественно – политическими и историко-культурными процессами, которые происходят сейчас в стране.
Введение
Глава 1. Роль и место этнопедагогики в воспитании национального самосознания как необходимой составляющей структуры личности
1.1 Сущность понятия «национальное самосознание»
1.2 Пути использования идей этнопедагогики в воспитании национального самосознания школьников
Глава 2. Воспитание национального самосознания в учебно-воспитательном процессе школы
2.1 Воспитание национального самосознания через национально – региональный компонент содержания образования
2.2 Воспитание национального самосознания младших школьников через приобщение к народной культуре
2.3 Роль родителей в воспитании национального самосознания ребенка
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
Глава
1. Роль и место этнопедагогики
в воспитании национального
самосознания как необходимой
составляющей структуры
личности
1.1 Сущность понятия «национальное самосознание»
1.2 Пути
использования идей этнопедагогики
в воспитании национального самосознания
школьников
Глава 2. Воспитание национального самосознания в учебно-воспитательном процессе школы
2.1 Воспитание
национального самосознания
2.2 Воспитание национального самосознания младших школьников через приобщение к народной культуре
2.3 Роль
родителей в воспитании
Заключение
Список
использованных источников
Воспитание каждого народа должно быть созидаемо на коренных основах его бытия. Какими же основами держится все бытие России? Две коренные основы нашей жизни: быт семейный и быт государственный. От их взаимного соприкосновения и дружелюбного действия зависит Россия во всех отраслях своего развития. Отсюда ясно, что и воспитание имеет быть утверждено на них, дабы принять характер народный.
С.П.Шевырев
Введение
Этнокультурные
проблемы и развитие национального
самосознания в настоящее время
приобретают особую значимость и
глубину социально –
В условиях обновления всей сферы общественной жизни исследование основных закономерностей и специфических особенностей формирования этнокультуры имеет большое научно – теоретическое и практическое значение. На современном этапе роста национального самосознания и этнокультурных проблем межнациональных отношений приобрели актуальность и остроту. В связи с этим возникает необходимость всестороннего изучения этносоциальных и этнокультурных процессов и основных закономерностей воспитания национального самосознания.
В исследовании этих вопросов необходимо учитывать многие этнокультурные проблемы, которые включают в себя традицию, представляющую как комплекс культурных парадигм. Этнокультурная и национальная идеи мало исследованы, и потому они находятся в центре внимания ученых на современном этапе развития общества. Эти понятия связаны с этносом, с особенностями этнографической трактовки национальной культуры, национального мышления, с психологическим складом нации и сферами сознания человека. В период национального возрождения культуры проблема воспитания национального самосознания имеет особую значимость в связи с происходящими этнокультурными процессами, проявляющимися неоднозначно в российской действительности.
Педагогов и психологов, на наш взгляд, в этой ситуации интересует другое: как построить учебно-воспитательный процесс, целью которого было бы формирование национального самосознания, развитие у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе.
Актуальность темы можно обосновывать социальными и собственно педагогическими факторами.
К числу первых можно
отнести рост национального самосознания,
усиливающееся внимание к сохранению
и развитию национальных культур и языков,
к возрождению народных традиций, религиозных
верований, что в свою очередь часто приводит
в такой многонациональной стране, как
Российская Федерация, к межэтническим
и межнациональным конфликтам. Ускорить
развитие положительных тенденций и снизить
по возможности рост постотрицательных
факторов в процессе возрождения наций,
этносов, регионов — новая социальная
функция школы и всей системы воспитания
детей и молодежи.
Эта новая функция
школы, и в частности содержания
школьного образования как
"Защита системой
образования национальных
Цель данной работы - раскрыть пути и формы функционирования народной педагогики, традиционной культуры в воспитании национального самосознания как необходимой составляющей структуры личности, ее воспитательные и образовательные возможности.
Объект исследования: воспитание национального самосознания в учебно-воспитательном процессе школы.
Предмет исследования: национальное самосознание как необходимая составляющая структуры личности.
Глава
1. Роль и место
этнопедагогики в
воспитании национального
самосознания как
необходимой составляющей
структуры личности.
Национа́льное самосозна́ние — одно из свойств нации, зачастую имеющее определяющее значение для выделения нации из числа́ прочих. Развитие национального самосознания позволяет нации выделиться и оформиться в виде исторически сложившейся устойчивой группы людей, которая в своё время возникла на базе общего языка, территоррии проживания, экономической жизни, культуры и самобытного характера. Национальное самосознание — это процесс самопознания и развития национально-культурной самобытности нации, а также свойство человека, которое позволяет ему для себя лично определиться, к какой нации он относится.
В течение всего XIX в. и, особенно, в пореформенный период на характер национального сознания воздействовало большое число факторов. Традиционные представления, отложившиеся в устных преданиях, по мере роста грамотности существенно дополнялись книжным знанием. Свой отпечаток накладывала также активизация социальной борьбы российского крестьянства. Тем не менее в народной среде устойчиво сохранялось и воспроизводилось традиционное понимание общенациональных интересов.
Видные педагоги и психологи России середины девятнадцатого века не только увидели очевидную связь между ростом экономического могущества Российского государства и развитием национального самосознания, традиций, патриотизма, но им и удалось в шестидесятые годы названного столетия впервые заложить фундамент нравственного и духовного формирования личности на основе русской культуры в систему обучения и воспитания молодежи. Известный психолог Оболенский так определил сущность этих действий: "Воспитание должно гармонировать с требованиями своей эпохи". Развитие нравственных качеств личности, в те годы, определялось, как задача более важная, чем развитие интеллекта и разработка научных основ системы обучения.
Вентцель писал по этому поводу: "Воспитать в человеке нравственные стремления, сделать его неутомимым борцом за национальные идеалы, так чтобы вся жизнь его служила живым воплощением этого идеала, самое трудное и вместе с тем самое важное дело в области воспитания. Воспитание физическое и умственное играют по отношению к нравственному, можно сказать, только чисто служебную (вспомогательную) роль".
В эпоху войн высшим требованием, обеспечивающим сохранность общества, являлось стремление к абсолютному повиновению личности, ее подавлению. Новый этап истории человечества, связанный с промышленным развитием, требовал от человека противоположных свойств - личной творческой инициативы, свободы мысли, дисциплины, соблюдения законов, подчинения общественному мнению. На эти принципы и опирались создатели новой системы воспитания российской молодежи во второй половине девятнадцатого века. Их главная задача состояла в подготовке подрастающего поколения к жизни в новых экономических и социально- политических условиях в стране. Основной аспект в формировании сознания будущих поколений россиян делался на созидательный потенциал с высоким уровнем развития морально- нравственных отношений в обществе на основе русской национальной культуры и христианских традиций.
В изданных в октябре 1918 года первых советских нормативных документах [ ] национальная школа рассматривалась как самостоятельный тин учебного заведения в структуре советской государственной общеобразовательной системы. Она должна была обслуживать меньшинство — в том числе малочисленные народы, которое отличается своим языком, психологией и социально-бытовыми особенностями. В начальный период развития советской школы обучение велось на родном языке с изучением национальной культуры, литературы, истории конкретного народа и с обязательным изучением языка большинства населения данной территории.
Совершаемый в настоящее время переход российской цивилизации от экстенсивной к интенсивной культуре влечет изменения в оценке межпоколенной трансмиссии информации, что вызывает изменения в содержании и технологии школьного образования. Вносятся специальные курсы по самопознанию школьника (я; природа, которая меня окружает: мир, в котором я живу); по правилам межличностного и межэтнического общения: сведениям о правовых нормах: экономические знания; особенностям профессионального самоопределения и путям достижения успеха в жизни: выбору ценностных ориентиров и путей их реализации.
Вместе с тем, учитывая
особенность России как многонациональной,
полиэтнической, поликонфессиональной
общности, предполагается введение в
состав национально-регионального
компонента образования
Духовная культура, народные традиции, обычаи, социально-этические нормы составляют основу этнопедагогики.
Этнопедагогика
— это наука, не только изучающая народную
педагогику как реальность, но и вскрывающая
закономерности становления традиционных
культур воспитания в связи с развитием
экономических, духовных, социальных и
других общественных явлений, а также
показывающая способы, пути ее функционирования
в современных учебно-воспитательных
системах в качестве их органической системообразующей
части.
Она выступает ведущим фактором воспитательного процесса, оказывает огромное влияние на формирование личности подрастающего человека. Раскрытие механизмов воздействия — важнейшая задача современной этнопедагогики и этнопсихологии. В связи с этим, при рассмотрении этой многогранной проблемы следует исходить из того, что обновление общества по пути демократизации, гуманизации, гуманитаризации способствует возрождению национального самосознания, культуры, коренного обновления школьной политики, самой школы, в основе которой лежит постоянное развитие образования, превращение его в механизм формирования личности и, в конечном счете, — действенный механизм развития общества.
Решение этой задачи требует широкого вовлечения в процесс воспитания подрастающего поколения всех конструктивных национально-духовных традиций, религиозной культуры. И на этом основе — разработку научно-педагогических рекомендаций по их эффективному применению в воспитательной практике.
Однако традиции сами по себе не могут быть основным средством формирования личности ребенка. Эффективность использования народных традиций зависит не только от понимания их роли, но и от умения воспитателя использовать все ценное, что они в себе заключают в общем контексте педагогических воздействий. Тем более что проблема воздействия народных традиций и этнопедагогической культуры имеет весьма сложный характер, что может гипертрофировать национальное самосознание, способное приводить к негативному отношению к обычаям и нравственным нормам других народов. Отсюда исключительно важно — найти формы использования народных традиций, которые бы снимали национальный эгоцентризм, выступая условием вхождения в цивилизованную общечеловеческую культуру и принятия ее ценностей при условии сохранения достижений национальной культуры.