Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 23:27, курсовая работа
Этнокультурные проблемы и развитие национального самосознания в настоящее время приобретают особую значимость и глубину социально – философского осмысления. Это связано с теми социально – экономическими, общественно – политическими и историко-культурными процессами, которые происходят сейчас в стране.
Введение
Глава 1. Роль и место этнопедагогики в воспитании национального самосознания как необходимой составляющей структуры личности
1.1 Сущность понятия «национальное самосознание»
1.2 Пути использования идей этнопедагогики в воспитании национального самосознания школьников
Глава 2. Воспитание национального самосознания в учебно-воспитательном процессе школы
2.1 Воспитание национального самосознания через национально – региональный компонент содержания образования
2.2 Воспитание национального самосознания младших школьников через приобщение к народной культуре
2.3 Роль родителей в воспитании национального самосознания ребенка
Заключение
Список использованных источников
И, наконец, следует остановиться на синтезе национальной и мировой культуры и истории в преподавании соответствующих учебных предметов. Особенно благоприятные возможности для выращивания «нормальной этничности» предоставляют предметы художественного цикла, в том числе литература.
Что касается литературы, то синтез в едином курсе изучения произведений русской классической и современной литературы, произведений литератур других народов России и зарубежных литератур (особенно если они входят в реальный круг чтения школьников) дает возможность выработать отношение к другим языкам, другим литературам, другим культурам как языкам, литературам, культурам равноправным, привить и сделать органическим понимание того, что любой другой язык, культура, народ - это прежде всего и только другой, т.е. чем-то отличный, непохожий. Но другой не значит априори чужой, враждебный, недостойный. С другим языком, народом, другой культурой можно и нужно вступать в отношения диалога. Но конечной целью здесь является не «мирное сосуществование» различных национальных культур в одном сознании, а интеграция и интериоризация этих культур. Не то важно, что Шекспир англичанин и тем отличается от Толстого, но тоже великий писатель и достойный человек, а то, что он мне, русскому, близок и понятен, что он часть моего духовного мира.
Когда наш школьник
естественно и свободно скажет «мой Шекспир»,
как он говорит «мой Пушкин», можно считать,
что наша цель достигнута.
2.2
Воспитание национального
самосознания младших
школьников через
приобщение к народной
культуре
Младший школьный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Этот период первичной социализации, приобщения его к миру общечеловеческих ценностей, время установления его отношений с природой, людьми и обществом. Именно в этом возрасте надо стремиться привить ребенку тягу к изучению культуры своего народа и народов всего мира в целом. С чего же начинать? Конечно с того, что известно ребенку “с пеленок,” из первых услышанных от матери сказок, песенок, потешек. В этом возрасте у детей существует неосознанная тяга к чудесному, сказочному. К сожалению, наша система школьного воспитания направлена на усредненного ученика, в ней не остается места для чуда. Детская тяга к чудесному часто подавляется повседневной реальностью. Альберт Эйнштейн писал: ” Самое прекрасное, что мы можем испытать,- это ощущение тайны. Она – источник всякого подлинного искусства и науки. Тот, кто никогда не испытывал этого чувства, кто не умеет остановиться и задуматься, охваченный робким восторгом, тот подобен мертвецу, и глаза его закрыты…”. Войти в сказку, погрузиться в волшебный мир, разрушить границы времени и пространства, почувствовать себя не просто созерцателем, а творцом должны помочь детям занятия кружка ”Народная культура”. Мы в своей работе предлагаем теоретическое обоснование и некоторые рекомендации по проведению данного курса, а также приводим примерные темы мероприятий и вопросы бесед с учащимися.
Начиная занятия по этому курсу, необходимо стремиться на основе изучения народной культуры раскрыть творческий и нравственный потенциал ребенка, воспитать у него чувство единства человека с природой, Родиной, народом, живущим рядом с ним, дать ему познать самого себя. Включить ребенка в культурную национальную среду.
Н.Лосский, крупный отечественный философ, совершенно справедливо говорит о необходимости “Эмоционально – волевого вживания в конкретную жизнь - как основном педагогическом принципе в системе национального воспитания и освоения культуры”.
И еще одна обширная цитата Н.Лосского, очень хорошо раскрывает основные цели и задачи преподавания кружка “ Народная культура”.
“Как бы ни был могуч национальный характер, бывают и в историческом процессе тяжелые годы внешних и внутренних потрясений, истощающих силы народа, и в такие периоды может развиться недоверие к себе и опасная подражательность. Поэтому в деле сохранения и развития национального своеобразия, кроме природной мощи народа, нужно еще содействие национального воспитания и образования”. К сожалению, современная педагогика еще не выработала разумной системы национального воспитания. Обдумывая вопрос о такой системе, необходимо отдавать себе отчет в том, что сущность национального характера и национальной культуры, как и все индивидуальное, не выразима в отвлеченных понятиях. Нация есть конкретное живое бытие. По поводу этого бытия можно высказать тысячи отвлеченных идей. Но сколько бы таких идей мы не формулировали, каждая из них и все они в целом окажутся бледными, тощими принципиально и несоизмеримыми с живой полнотою национальной индивидуальности. Поэтому задача национального воспитания и образования не сводится лишь к тому, чтобы вырабатывать и усваивать характерные черты народа, выразимые в отвлеченных понятиях. Конечно, их не следует выпускать из виду, но главным средством воспитания должно быть интеллектуальное и эмоционально-волевое вживание в саму конкретную жизнь, в само конкретное содержание национального творчества, как оно выразилось в религии, истории, в языке, в литературе, в искусстве, вообще в культуре народа. Еще труднее, но также необходимо дополнять постижение индивидуальности своего народа еще и сочувственным вживанием в культуру других народов.
Вспомнить с детьми обычаи и обряды предков - значит научить их любви к Родине, уважению к культуре, обрядам обычаям народов, не зря говорят: “Народ не знающий своего прошлого, не имеет будущего”. Уроки народной культуры - это пусть маленький, но очень важный шаг цивилизованное будущее нашей страны. Во всем мире уже пришли к пониманию, что народная культура занимает значительное место в развитии общества. А. Печин говорит: «Люди начинают все больше опасаться, что в будущем все культуры могут оказаться на одно лицо – причем лицо, как показывает сегодняшний опыт, не слишком уж привлекательное, и что это движение к обезличивающей однородности происходит сейчас» [6]. Нам сейчас просто жизненно необходимо начинать работать над воспитанием в детях национального самосознания. Огромный культурный слой, оставленный нам в наследие, должен послужить детям дверью, которая откроет им путь в будущее страны.
Занятия кружка «Народная культура» должно способствовать формированию национального самосознания, даст ребенку понятие о неразрывности человека и природы, человека и нации, различных народов и наций. Поможет развить воображение фантазию, полет мысли, дает возможность раскрыть огромный творческий потенциал, заложенный в каждом человеке.
Культура каждого народа как форма его исторической памяти и самосознания есть органическая часть мировой культуры.
Следовательно, осваивая культуру своего народа, мы постигаем и общее. Любя свое, “особенное”, учим почувствовать уважение к иной, “особенной” культуре. Никогда не было абстрактной мировой культуры, всегда органическое целое разных культур, связанных между собой. Начинать изучение культуры, нужно осваивая в первую очередь собственную, чтобы не потерять себя, не потерять свое место и свой голос в ”концерте народов”, чтобы “совместно творить гармоническое единство жизни, сверкающей богатыми красками различных культур”. А это, в свою очередь, “можно лишь в том случае, если мы будем сочувственно вживаться в чужие культуры, постигать их как свою собственную и таким образом воспитывать в себе способность восполнять друг друга своим творчеством”[1]
Занимаясь
по курсу «Народная культура», дети смогут
расти, впитывая в себя с уважением и восторгом
перед своей национальной культурой, восторг
и уважение культурой народов, живущих
рядом. Надо постараться научить их не
переставать удивляться чуду народной
культуры. Кружок «Народная культура»
поможет младшим школьникам найти в жизни
гармонию с природой, любовь к ближнему,
красоте и уважение к самому себе.
Примерное
планирование занятий
кружка «Народная культура»
№ п/п | Наименование тем | Беседы | Практические занятия | Самостоятельная работа |
1. | Значение народных традиций | Беседа
«Народные традиции»
1.Ребята, давайте вспомним, что такое традиция? (Это - правила поведения, которые соблюдаются в течение длительного времени.) 2. Какие народы проживают в нашей республике? 3. Какие народные традиции вы знаете? (В одежде, питании, укреплении здоровья, в работе, поведении, празднованиях и др.) 4. Как создаются народные традиции? (Выбираются правила, которые помогают людям лучше жить. И они становятся традициями.) 5. Для чего нужны народные традиции? (Для укрепления здоровья, правильного поведения, использования природы правильных приемов работы.) |
Поговорите с родителями о ваших народных традициях и запишите их. Какие из этих традиций соблюдаются в вашей семье? Почему? | |
2. | Мордовские народные традиции | 1. Почему мы должны
знать мордовские народные традиции?
2. Какие мордовские традиции вы знаете? В чем значение этих традиций для человека? 3. Ознакомление с мордовскими народными традициями и их значением:
|
Чтение мордовских народных сказок с описаниями традиций. Ознакомление с мордовскими праздничными традициями. | |
3. | Русские народные традиции | 1. Какие русские
традиции вы знаете?
2. В чем значение этих традиций для человека?
|
Чтение русских народных сказок с описаниями традиций. Ознакомление с русскими праздничными традициями. | |
4. | Традиции других народов | 1. Какие традиции
других народов нашей республики вы знаете?
2. В чем значение этих традиций для человека?
3. Ознакомление с традициями других народов
и их значением:
|
Чтение народных сказок с описаниями традиций. | |
5. | Религиозные праздники | Беседа
«Религия в нашей
жизни»
1. Что такое религия? Религия - это правила жизни человека, основанные на вере в Бога. 2. Какие религии являются традиционными в нашей республике? 3. Верите ли вы в Бога? Почему? 4. Как вы думаете, если человек верит в Бога, это хорошо или плохо? 5. Как вы думаете, если человек не верит в Бога, это хорошо или плохо? 6. Люди должны верить в Бога, тогда они станут хорошими. Вы согласны с этим? Почему? Рассказ «Религиозные праздники» Рассказ об основных религиозных праздниках и их значении в жизни людей: рождество, пасха, троица и др. |
Проблемные
ситуации
1. Если родители верят в Бога, значит, и дети должны быть верующими. Так ли это? Почему? 2. Если родители хотят, чтобы вы верили в Бога, а вы не хотите. что делать? 3. Религий очень много, а как выбрать «правильную»? |
Узнайте у родителей, какие религиозные праздники они отмечают. Почему они отмечают эти праздники? |
6. | Государствен-ные праздники | Беседа
«Что мы знаем о государственных
традициях?»
Какие исторические события лежат в основе государственных праздников и памятных дней нашей страны? |
Проблемные
ситуации
1. Допустим, что сегодня праздничный день, а вам нужно готовить уроки на завтра. Что вы будете делать? 2. Как вы думаете, если человек не верит в Бога, он не должен праздновать Рождество и Пасху? Почему? |
Составление плана проведения государственного праздника в вашем классе. |
7. | Исторические места нашей республики | Беседа
«Исторические места»
1. Что такое историческое место? Историческое место - это место, в котором произошло известное историческое событие, находится памятник природы или культуры. 2. Какие исторические места нашей республики вам известны? Почему они являются историческими? Укажите их расположение на карте. 3. Почему исторические места необходимо охранять? Как нужно охранять исторические места? 4. Какие исторические места расположены в тех районах, где вы проживаете? Что вы знаете об этих исторических местах? |
Путешествие
по историческим местам
С помощью фотографий, открыток и слайдов учащиеся знакомятся с историческими местами нашей республики. Чтение материалов об исторических местах. Практическое задание. Составление маршрута и плана экскурсии в историческое место нашей республики. Экскурсия в историческое место. |
|
8. | Кто такой патриот | Беседа
«Что значит любить
свою Родину»
1. Как вы думаете, должен ли человек любить свою Родину? Почему? 2. С чего начинается любовь к Родине? Что значит любить свою Родину? 3. Кто такой патриот? Патриот - это человек, который любит свою Родину и совершает полезные дела во имя ее процветания. 4. Каких известных патриотов Мордовии вы знаете из истории? 5. Какие полезные дела вы совершили для своей Родины - Мордовии? Дискуссия «Наши полезные дела для Мордовии» Какие полезные дела вы можете совершить для своей Родины? В чем заключается польза этих дел? |
Составление плана одного полезного дела и его совершение (уборка территории школы, высаживание деревьев и кустарников, вскапывание газонов, озеленение школы и класса и др.) |
2.3
Роль родителей
в воспитании национального
самосознания ребенка
Проблемы воспитания детей находятся в центре внимания ученых, педагогических коллективов, широкой общественности. Идут поиски новых подходов к созданию концепции воспитания, системы образования. Важнейшей основой в решении этих проблем является возрождение принципа народности, согласно которому обучение, воспитание и вся система образования строятся с учетом психологии, языка, культуры народа, его традиций, обычаев и национальных особенностей. В то же время сегодня зреет осознание того факта, что богатый опыт воспитания молодого поколения, накопленный народами в течение веков, должен собираться, осмысливаться педагогической наукой, учителями и применяться в практике современной школы.
Изучение особенностей традиционной культуры воспитания особенно важно сейчас, когда семья находится в нестабильных социально-экономических условиях, а ее адекватные защитные механизмы еще не сформированы, что в первую очередь отражается на детях, вызывает у них ожесточение. Как правило, дети приходят в школу, уже имея отрицательный жизненный опыт, неустойчивую психику. В таких условиях на школу ложится решение не только педагогических, но и социальных проблем, решение которых возможно только при совместной работе с родителями.
Исходя из этого педагоги дополнительного образования определили для себя одну из приоритетных задач своей педагогической деятельности - это поиск наиболее эффективных форм работы с родителями учеников.
Коллективы образовательных школ выдвигают в качестве ведущей задачи подготовку личности ученика к осмысленной деятельности в сфере духовно-нравственной жизни в современных условиях. С трудом можно себе представить весь объем информации, то множество знаний и навыков, которые должен переработать и освоить ребенок, чтобы ориентироваться в мире -жить в нем. Ребенок вправе рассчитывать на помощь взрослых. Каким образом способствовать развитию ребенка, его самостоятельности, инициативности, его социализации в обществе, воспитанию его нравственных качеств?
На протяжении многих
веков мир семьи являлся
Педагоги ставят своей задачей обеспечить взаимодействие с родителями учащихся с целью создания единой воспитательной среды, в которой основой жизни являлись бы наивысшие человеческие ценности.
Педагог не может перевоспитывать родителей и преобразовывать семью - это лежит за пределами его профессиональных полномочий. Но он может содействовать наиболее благоприятным условиям личностного становления ребенка путем педагогического влияния на семейное воспитание. Подчеркнем, что объектом профессионального влияния педагога выступает не сама семья и не родители ребенка, а именно семейное воспитание. В этом и заключается взаимодействие педагога и родителей. Составной частью такого взаимодействия является информационное обеспечение родителей сведениями об образовательной концепции гимназии, о целях и задачах личностного развития учащихся, их деятельности на основных учебных занятиях и на занятиях в творческих лабораториях во второй половине дня. Должна также реализоваться функция педагогического просвещения. Такая информация чрезвычайно влияет на воспитательную семейную среду, вносит осознанность в действия родителей, придает их влиянию на детей целесообразный характер, повышает уровень положительного отношения к данному образовательному учреждению.
Цель совместной
деятельности педагогов и родителей
заключается в объединении
- создание школы
художественного образования
- повышение
общего культурного уровня
- организация встреч с мастерами народных промыслов и интересными людьми города;
- пропаганда здорового
образа жизни, славянской
- проведение праздников по народному календарю;
- консультации психолога школы;
- организация совместных выставок, концертов творческих лабораторий;
- участие в городских народных праздниках, проводимых Центрами национальных культур.
Для достижения поставленных целей педагог должен:
- уметь создавать
условия неформального общения,
- уметь влиять на общение, отношения между людьми;