Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 23:27, курсовая работа
Этнокультурные проблемы и развитие национального самосознания в настоящее время приобретают особую значимость и глубину социально – философского осмысления. Это связано с теми социально – экономическими, общественно – политическими и историко-культурными процессами, которые происходят сейчас в стране.
Введение
Глава 1. Роль и место этнопедагогики в воспитании национального самосознания как необходимой составляющей структуры личности
1.1 Сущность понятия «национальное самосознание»
1.2 Пути использования идей этнопедагогики в воспитании национального самосознания школьников
Глава 2. Воспитание национального самосознания в учебно-воспитательном процессе школы
2.1 Воспитание национального самосознания через национально – региональный компонент содержания образования
2.2 Воспитание национального самосознания младших школьников через приобщение к народной культуре
2.3 Роль родителей в воспитании национального самосознания ребенка
Заключение
Список использованных источников
- уметь строить
взаимоотношения на основе
- формировать
интерес к народной культуре,
развивать механизм
- развивать у взрослых интерес к совместному проведению времени с ребенком;
- знать и уметь
применять психологические
Практическая работа
педагогов дополнительного
Коллективные формы работы: родительские собрания и конференции, дни открытых дверей, отчетные концерты и выставки учащихся, народные праздники.
Индивидуальные формы работы: консультации и беседы, поручения при подготовке к проведению народных праздников, совместная с детьми творческая деятельность, помощь в организации и проведении экскурсий и поездок в другие города.
Органом, координирующим совместную деятельность, является совет, в который входят администрация образовательных учреждений, научные руководители педагогического института, попечительский совет (родители).
Таким образом, образовательные
школы на современном этапе развития образования
помогают решать проблемы объединения
усилий различных образовательных учреждений
в решении вопроса нравственного воспитания
подрастающего поколения, проблем развития
личности ребенка.
Заключение
При разработке методики обучения и воспитания, основывающейся на народной педагогике, можно исходить из представления о том, что в процессе становления и развития народных культур, в том числе и культуры воспитания у различных народов, этносов и наций, прослеживаются общие тенденции и закономерности. Это позволяет многие методические рекомендации и научно-практические разработки, создаваемые для одного этноса, "переносить" на другие.
К числу общих
закономерностей и
наличие идеала личности, зафиксированного в фольклоре, эпосе, мифологии и других источниках народной духовной культуры и
представляющего систему общечеловеческих ценностей;
единство
общность факторов воспитания, позволяющих ребенку активно включаться в реальную человеческую деятельность и общение (природа, труд, игра и др.);
общинно-групповой и гуманистически направленный характер обучения и воспитания.
Эти закономерности и характеристики составляют сущностное ядро народных педагогик, общее для всех народов. В качестве вариативных характеристик народных педагогик различных этносов выступают природно-географические условия и исторические особенности развития народов, определяющие характер труда, игр, праздников, традиций и обрядов, содержание устного народного творчества, изобразительного искусства и народных промыслов, специфику отношений людей друг к другу и окружающей природе.
В основу построения методики формирования национального самосознания, базирующейся на народной педагогике, положен идеал личности как цель воспитания и обучения. Этот идеал органически включается в систему современных социальных целей и выполняет по отношению к учебно-воспитательным системам роль программы обучения и воспитания и критерия эффективности данного процесса.
Механизмом, позволяющим
включить народную педагогику в современный
учебно-воспитательный процесс, является
национальное самосознание. Именно национальное
самосознание выражает сущность народной
культуры и ее связь с социальными условиями.
Список
использованных источников
1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV—XVII — М., 1993.
2. Васильцова 3. П. Мудрые заповеди народной педагогики — М.. 2004.
3. Волков Г. Н. Программа по народной педагогике — М., 2002.
4. Волков Г. Н. Этнопедагогика — Чебоксары, 2004.
5. Жирков Е. П. Как возродить национальную школу — М.,2002.
6. Измаилов А. Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана — М., 1991.
7. Кон И. С. Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии — М., 2003.
8. Лихачев Д. С. Раздумья — М., 1999.
9. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям.- Киев, 1994.
10. Тайчинов М. Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании учащихся — М.. 2006.
1. Лебон Г. Психология народов и масс. -СПб., 2005.
2. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М., 2005.
А.А.Леонтьев. Культуры
и языки народов России, стран СНГ и Балтии.
М., 1998.