Воспитание национального самосознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 23:27, курсовая работа

Описание

Этнокультурные проблемы и развитие национального самосознания в настоящее время приобретают особую значимость и глубину социально – философского осмысления. Это связано с теми социально – экономическими, общественно – политическими и историко-культурными процессами, которые происходят сейчас в стране.

Содержание

Введение
Глава 1. Роль и место этнопедагогики в воспитании национального самосознания как необходимой составляющей структуры личности
1.1 Сущность понятия «национальное самосознание»
1.2 Пути использования идей этнопедагогики в воспитании национального самосознания школьников
Глава 2. Воспитание национального самосознания в учебно-воспитательном процессе школы
2.1 Воспитание национального самосознания через национально – региональный компонент содержания образования
2.2 Воспитание национального самосознания младших школьников через приобщение к народной культуре
2.3 Роль родителей в воспитании национального самосознания ребенка
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Чунаковой М.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

        -   уметь строить  взаимоотношения на основе общения  на равных: педагог -родитель - ученик;

        -  формировать  интерес к народной культуре, развивать механизм самообразования родителей;

          - развивать у  взрослых интерес к совместному проведению времени с ребенком;

        - знать и уметь  применять психологические приемы  диагностики изучения личности  ребенка, его семьи и социума.

        Практическая работа педагогов дополнительного образования с родителями детей реализуется через коллективные и индивидуальные формы взаимодействия.

        Коллективные формы  работы: родительские собрания и конференции, дни открытых дверей, отчетные концерты и выставки учащихся, народные праздники.

        Индивидуальные формы работы: консультации и беседы, поручения при подготовке к проведению народных праздников, совместная с детьми творческая деятельность, помощь в организации и проведении экскурсий и поездок в другие города.

        Органом, координирующим совместную деятельность, является совет, в который входят администрация образовательных учреждений, научные руководители педагогического института, попечительский совет (родители).

        Таким образом, образовательные  школы на современном этапе развития образования помогают решать проблемы объединения усилий различных образовательных учреждений в решении вопроса нравственного воспитания подрастающего поколения, проблем развития личности ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

        При разработке методики обучения и воспитания, основывающейся на народной педагогике, можно исходить из представления о том, что в процессе становления и развития народных культур, в том числе и культуры воспитания у различных народов, этносов и наций, прослеживаются общие тенденции и закономерности. Это позволяет многие методические рекомендации и научно-практические разработки, создаваемые для одного этноса, "переносить" на другие.

        К числу общих  закономерностей и характеристик  народных педагогических систем, дающих возможность осуществлять "перенос" знаний из одной этнической педагогики в другую, относятся:

        наличие идеала личности, зафиксированного в фольклоре, эпосе, мифологии и других источниках народной духовной культуры и

        представляющего систему  общечеловеческих ценностей;

        единство естественного  механизма развития народных педагогик, выражающегося во взаимодействии социальных (общественных) требований и народности;

        общность факторов воспитания, позволяющих ребенку  активно включаться в реальную человеческую деятельность и общение (природа, труд, игра и др.);

        общинно-групповой и гуманистически направленный характер обучения и воспитания.

        Эти закономерности и характеристики составляют сущностное ядро народных педагогик, общее для  всех народов. В качестве вариативных  характеристик народных педагогик  различных этносов выступают природно-географические условия и исторические особенности развития народов, определяющие характер труда, игр, праздников, традиций и обрядов, содержание устного народного творчества, изобразительного искусства и народных промыслов, специфику отношений людей друг к другу и окружающей природе.

         В основу построения  методики формирования национального самосознания, базирующейся на народной педагогике, положен идеал личности как цель воспитания и обучения. Этот идеал органически включается в систему современных социальных целей и выполняет по отношению к учебно-воспитательным системам роль программы обучения и воспитания и критерия эффективности данного процесса.

        Механизмом, позволяющим  включить народную педагогику в современный  учебно-воспитательный процесс, является национальное самосознание. Именно национальное самосознание выражает сущность народной культуры и ее связь с социальными условиями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников 

1.  Антология  педагогической мысли Древней  Руси и Русского государства XIV—XVII — М., 1993.

2.  Васильцова 3. П. Мудрые заповеди народной педагогики — М.. 2004.

3. Волков Г. Н. Программа по народной педагогике — М., 2002.

4. Волков Г. Н. Этнопедагогика — Чебоксары, 2004.

5. Жирков Е. П. Как возродить национальную школу — М.,2002.

6. Измаилов А. Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана — М., 1991.

7. Кон И. С. Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии — М., 2003.

8. Лихачев Д. С. Раздумья — М., 1999.

9. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям.- Киев, 1994.

10. Тайчинов М. Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании учащихся — М.. 2006.

1.  Лебон Г. Психология народов и масс. -СПб., 2005.

2.  Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М., 2005.

  1. Шнекендорф З. Воспитание учащихся в духе культуры мира, взаимопонимания, прав человека //Педагогика. - 2002. - № 2.
 

        А.А.Леонтьев. Культуры и языки народов России, стран СНГ и Балтии. М., 1998. 

Информация о работе Воспитание национального самосознания