Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 23:27, курсовая работа
Этнокультурные проблемы и развитие национального самосознания в настоящее время приобретают особую значимость и глубину социально – философского осмысления. Это связано с теми социально – экономическими, общественно – политическими и историко-культурными процессами, которые происходят сейчас в стране.
Введение
Глава 1. Роль и место этнопедагогики в воспитании национального самосознания как необходимой составляющей структуры личности
1.1 Сущность понятия «национальное самосознание»
1.2 Пути использования идей этнопедагогики в воспитании национального самосознания школьников
Глава 2. Воспитание национального самосознания в учебно-воспитательном процессе школы
2.1 Воспитание национального самосознания через национально – региональный компонент содержания образования
2.2 Воспитание национального самосознания младших школьников через приобщение к народной культуре
2.3 Роль родителей в воспитании национального самосознания ребенка
Заключение
Список использованных источников
При этом учителю следует учитывать, что тесная взаимосвязь и взаимодействие в воспитательном процессе народных традиций, духовной, этнопедагогической (в т. ч. религиозной) и современной культуры различных этносов — оптимальный путь общественного развития, динамичного развития человечества, основы развития культуры, экономики и стабильности социальной жизни нации и народов.
По своей природе народные традиции, этнопедагогическая культура гуманистичны, обращены к человеку. В них сфокусированы потребности в труде, гармония человека с природой, гуманистическое общение, проявление талантов и лучших качеств человека — совесть, достоинство, чувство милосердия, терпимость, добротворчество и взаимопонимание, забота о сохранении окружающей природы, общественных благ, снисхождение к слабому, отвращение к насилию и другие общечеловеческие нравственные ценности. Отход от соблюдения норм народных традиций осуждается общественным мнением. Таким образом, народные традиции оказывают нормативно-регулятивное воздействие, способствуют закреплению ценностных ориентиров, выступая важнейшим средством личностного развития людей.
Основными принципами этнопедагогики являются: глубокая индивидуализация обучения и воспитания: развитие самостоятельности: формирование "Я — концепции" растущей личности.
Раскрытие социально-психологического смысла народных традиций как сложного фунционального фактора формирования мотивационно-потребностной сферы ребенка есть условие его социального развития. В сложной системе отношений, в которые включен растущий человек и которые связывают его с разными (по социальному статусу, содержанию и т.д.) группами, этнические общности выделяются специальными условиями выработки нормативных систем, регулирующих поведение (религиозная культура, ее нравственные заповеди в определенной степени выступают как регулирующий и сдерживающий фактор).
Нравственное развитие ребенка происходит путем присвоения им общественно-исторического опыта человечества в процессе предметно-практической деятельности и усвоения норм человеческих взаимоотношений. Эти нормы выступают как образцы, где в концентрированном виде сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны, принятые в социуме.
Входя
в мотивационную сферу
Наиболее активно усвоение, "присвоение" образцов деятельности и поведения социальных норм происходит в младшем школьном и подростковом возрасте, когда растущий человек стремится к утверждению себя в мире взрослых, следуя образцам социума, сфокусированным в традициях и обычаях. А в старшем школьном возрасте происходит социализация личности. Растущий человек открыт к восприятию социальных образцов. Отсюда его желание быть похожим на взрослых, он готов и мотивационно стремиться к освоению общественных ценностей. Вместе с тем, дети испытывают большие трудности в самостоятельном осмыслении и освоении нравственного образца социально-этических норм поведения из-за определенных суженных условий, которые ему предоставляет социальная среда и воспитание. И в этом отношении народные традиции, этнопедагогическая, духовная культура выступают реальным регулятором развивающегося национального самосознания и поведения растущего человека.
В
народной педагогике содержание, методы
и средства воспитания во многом складываются
и определяются требованиями, основанными
на религиозных канонах. Религия, как
часть общественного сознания, теснейшим
образом взаимосвязанная с
Приобщение подрастающего
Передача
подрастающему поколению
Знание традиционной духовной культуры своего этносоциума способствует зарождению интереса к традициям и культуре других народов, что является основой формирования социально-этических норм поведения с высокой культурой межличностного общения и межнациональных отношений.
Анализ воспитательной работы в школах показывает, что случайные и разрозненные попытки использовать прогрессивные идеи народного воспитания не приносят желаемых результатов. Тем более, если эта работа проводится оторванно от родителей, не используется мудрость, опыт старших поколений, культура в семейном, трудовом, социально-этическом воспитании. Вместе с тем. народные эпические произведения, где воплощена мудрость воспитания, почти не изучаются в школе. Культурологическая, добротворческая, совместная со взрослыми созидательная деятельность, основанная на народных традициях, также забыта.
Жестко централизованное обучение, очерченное до последнего времени учебными планами и программами, не позволяет изучать в полном объеме произведения народного творчества различных жанров. Вместе с тем, опыт показывает, что изучение таких материалов эффективно тогда, когда оно включено в содержание урока, внеурочного времени на факультативных занятиях и в творческих объединениях школьников.
Обобщая сказанное, современной школе необходимо учитывать следующие принципы:
— интернационализм как идейной основы конструирования отношений, общения в социально-педагогическом комплексе Федерации;
— ценности культур народов и значимости народной педагогики как мировоззренческой, инструментальной основы бытовых и профессиональных процессов социализации и становления личности;
— терпимости к воззрениям личности, в т. ч. различным религиозным верованиям, к социокультурной среде ее развития;
—
учета специфики широких
Возрождение национального самосознания в единстве с нравственным опытом поведения и духовностью культуры приобретает в настоящеее время особую актуальность. Оно определяется возрастающей ролью человека в создании материальных и духовных ценностей и способствует формированию и развитию гармоничной и конкурентоспособной личности.
Эффективное
осуществление этих задач во многом
зависит от подготовленности учителей
к реализации воспитательного потенциала
народной педагогики. Школа в идеале должна
представлять собой общественный институт,
передающий молодому поколению культуру
данного общества, накопленную предыдущим
поколением.
Глава
2. Воспитание национального
самосознания в учебно-воспитательном
процессе школы
2.1
Воспитание национального
самосознания через
национально – региональный
компонент содержания
образования
В годы, когда содержание образования определялось тотальной унификацией из центра и все школьники России от Мурманска до Нальчика и от Смоленска до Сахалина учились по одним и тем же учебникам, когда этническая идентификация отождествлялась с буржуазным национализмом, а краеведы были стерты в лагерную пыль, вопрос о национальном компоненте в российском образовании просто не возникал или сводился к обучению грамоте на родном языке и преподаванию этого языка фактически на правах иностранного. Сейчас положение кардинально изменилось. Между тем вопросы, связанные с региональной и этнической вариативностью образования, во многом остаются нерешенными.
Оптимальным является такое самосознание ребенка и подростка, при котором он осознает себя и членом этноса, и носителем национальной культуры, и членом многонациональной общности, «россиянином», и членом мирового сообщества, «гражданином мира». Это самосознание как раз и соответствует «нормальной идентичности». Именно оно предполагается Законом РФ «Об образовании», когда он говорит о «приоритете общечеловеческих ценностей» и в то же время о «защите и развитии системой образования национальных культур... в условиях многонационального государства», об «интеграции личности в национальную и мировую культуру» и «содействии взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности»2.
Таким образом, содержание образования (включая сюда и воспитание) должно быть ориентировано на выращивание у школьников нормального типа этнической идентичности. В сущности, именно этот тезис отстаивал еще в 1926 г. Л.С.Выготский, который писал: «Национальные формы развития представляют из себя несомненный и великий исторический факт. Поэтому, само собой разумеется, они входят непременным психологическим условием в наше школьное дело... Национальная окраска человеческого поведения представляет из себя, как и все культурные приобретения, величайшую человеческую ценность, однако только тогда, когда она не становится футляром, который замыкает в себе человека, как улитку в раковину и отгораживает его от всех внешних влияний. Сталкивание различных культур часто... давало прекрасные результаты в смысле развития новых форм культурного творчества. Верность своему народу есть верность своей индивидуальности и есть единственный нормальный и нефальшивый путь поведения»3.
В этих замечательных словах Выготского указан и один из путей к достижению поставленной цели. Это «сталкивание различных культур», или, как сейчас обычно говорят, «диалог культур». Однако условием такого диалога является осознание школьником того факта, что он живет в многонациональной, многокультурной и многоязычной стране, где каждый народ и язык, каждая национальная культура самоценны и вносят свой вклад в российскую и мировую культуру
Интересно, что первым идею диалога культур в школьном образовании высказал Л.Н.Толстой: «После изучения жизни своего народа, думаю, что при правильной постановке дела образования столь же важным предметом будет изучение жизни других народов, более отдаленных, их религиозных верований, государственного устройства, нравов, обычаев»4. И в другом месте: «...является еще наука-языки, опять соответствующая критерию братства людей»5 .
Малоисследованными являются пока особенности психики различных народов, которые необходимо учитывать в плане этнической вариативности содержания и методов образования.
Региональный