Воспитание национального самосознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 23:27, курсовая работа

Описание

Этнокультурные проблемы и развитие национального самосознания в настоящее время приобретают особую значимость и глубину социально – философского осмысления. Это связано с теми социально – экономическими, общественно – политическими и историко-культурными процессами, которые происходят сейчас в стране.

Содержание

Введение
Глава 1. Роль и место этнопедагогики в воспитании национального самосознания как необходимой составляющей структуры личности
1.1 Сущность понятия «национальное самосознание»
1.2 Пути использования идей этнопедагогики в воспитании национального самосознания школьников
Глава 2. Воспитание национального самосознания в учебно-воспитательном процессе школы
2.1 Воспитание национального самосознания через национально – региональный компонент содержания образования
2.2 Воспитание национального самосознания младших школьников через приобщение к народной культуре
2.3 Роль родителей в воспитании национального самосознания ребенка
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Чунаковой М.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

       При этом учителю следует учитывать, что тесная взаимосвязь и взаимодействие в воспитательном процессе народных традиций, духовной, этнопедагогической (в т. ч. религиозной) и современной культуры различных этносов — оптимальный путь общественного развития, динамичного развития человечества, основы развития культуры, экономики и стабильности социальной жизни нации и народов.

       По  своей природе народные традиции, этнопедагогическая культура гуманистичны, обращены к человеку. В них сфокусированы  потребности в труде, гармония человека с природой, гуманистическое общение, проявление талантов и лучших качеств человека — совесть, достоинство, чувство милосердия, терпимость, добротворчество и взаимопонимание, забота о сохранении окружающей природы, общественных благ, снисхождение к слабому, отвращение к насилию и другие общечеловеческие нравственные ценности. Отход от соблюдения норм народных традиций осуждается общественным мнением. Таким образом, народные традиции оказывают нормативно-регулятивное воздействие, способствуют закреплению ценностных ориентиров, выступая важнейшим средством личностного развития людей.

       Основными принципами этнопедагогики являются: глубокая индивидуализация обучения и воспитания: развитие самостоятельности: формирование "Я — концепции" растущей личности.

       Раскрытие социально-психологического смысла народных традиций как сложного фунционального фактора формирования мотивационно-потребностной сферы ребенка есть условие его социального развития. В сложной системе отношений, в которые включен растущий человек и которые связывают его с разными (по социальному статусу, содержанию и т.д.) группами, этнические общности выделяются специальными условиями выработки нормативных систем, регулирующих поведение (религиозная культура, ее нравственные заповеди в определенной степени выступают как регулирующий и сдерживающий фактор).

       Нравственное  развитие ребенка происходит путем  присвоения им общественно-исторического  опыта человечества в процессе предметно-практической деятельности и усвоения норм человеческих взаимоотношений. Эти нормы выступают  как образцы, где в концентрированном виде сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны, принятые в социуме.

       Входя в мотивационную сферу личности, такой образец функционирует  по принципу непосредственно действующей  потребности, определяя этим поведением и деятельность ребенка. Именно деятельность выступает психологической основой реализации образца.

       Наиболее  активно усвоение, "присвоение" образцов деятельности и поведения  социальных норм происходит в младшем  школьном и подростковом возрасте, когда растущий человек стремится к утверждению себя в мире взрослых, следуя образцам социума, сфокусированным в традициях и обычаях. А в старшем школьном возрасте происходит социализация личности. Растущий человек открыт к восприятию социальных образцов. Отсюда его желание быть похожим на взрослых, он готов и мотивационно стремиться к освоению общественных ценностей. Вместе с тем, дети испытывают большие трудности в самостоятельном осмыслении и освоении нравственного образца социально-этических норм поведения из-за определенных суженных условий, которые ему предоставляет социальная среда и воспитание. И в этом отношении народные традиции, этнопедагогическая, духовная культура выступают реальным регулятором развивающегося национального самосознания и поведения растущего человека.

       В народной педагогике содержание, методы и средства воспитания во многом складываются и определяются требованиями, основанными  на религиозных канонах. Религия, как  часть общественного сознания, теснейшим  образом взаимосвязанная с народными  традициями, оказывает влияние на отношения во многих семьях и обществе. Религиозные убеждения содержат принципы, регулирующие не только морально-этические нормы поведения в семье и обществе, но и его личную, хозяйственную и общественную жизнь, определяют образ жизни человека и социума.

         Приобщение подрастающего поколения  к религиозной культуре позволяет  сделать предположение, что религиозная  культура, аккумулирующая в себя  многовековой опыт народа, связи  с этнопедагогикой, позволит достойно  решить многие задачи, связанные с развитием человека, его морально-этическим отношением  к  себе,   своей   семье,   ближайшему  окружению, товарищам, сверстникам, людям разных наций, вероисповеданий и сословий. Отправная точка и морального, и религиозного сознания — отдельная человеческая личность и ее взаимоотношение с обществом, миром в т. ч. божественным. В нравственной жизни огромную роль играет вера в торжество Добра, Справедливости. Без такой веры нравственная жизнь человека почти невозможна. Народная педагогика ориентирует человека на веру. Следует отметить, что там, где сильны религиозные традиции, наиболее устойчиво сохранились и народные традиции. Соответственно этому, воздействие традиций значительно отражается и на детской среде.

       Передача  подрастающему поколению социально-нравственных ценностей предшествующих поколений, прогрессивных традиций народа осуществляются через труд (особенно ценен совместный труд детей и взрослых), добротворческую созидательную деятельность и через приобщение молодежи к своей истории и произведениям народного творчества — музыкально-танцевального, художественно-прикладного. Народные праздники, ритуалы, эпос, легенды, дастаны, сказки, пословицы и поговорки, в которых воплощена народная мудрость, байты (дастаны, байты—формы этических произведений у восточных народов) и другие формы народного творчества особенно богатые морально-этическими назиданиями, наставлениями — во многом отражают бесценный педагогический опыт, направленный на приобщение к богатствам национальной, а через них — мировой культуры, интериоризацию общечеловеческих ценностей, следование велению совести, а не внешним императивам, воспитанию личной порядочности, скромности, действенной доброты, принципиальности, сочетающейся с терпимостью к инакомыслию, не приносящему вреда людям.

       Знание  традиционной духовной культуры своего этносоциума способствует зарождению интереса к традициям и культуре других народов, что является основой  формирования социально-этических  норм поведения с высокой культурой  межличностного общения и межнациональных отношений.

       Анализ  воспитательной работы в школах показывает, что случайные и разрозненные попытки использовать прогрессивные  идеи народного воспитания не приносят желаемых результатов. Тем более, если эта работа проводится оторванно  от родителей, не используется мудрость, опыт старших поколений, культура в семейном, трудовом, социально-этическом воспитании. Вместе с тем. народные эпические произведения, где воплощена мудрость воспитания, почти не изучаются в школе. Культурологическая, добротворческая, совместная со взрослыми созидательная деятельность, основанная на народных традициях, также забыта.

       Жестко  централизованное обучение, очерченное до последнего времени учебными планами  и программами, не позволяет изучать  в полном объеме произведения народного творчества различных жанров. Вместе с тем, опыт показывает, что изучение таких материалов эффективно тогда, когда оно включено в содержание урока, внеурочного времени на факультативных занятиях и в творческих объединениях школьников.

       Обобщая сказанное, современной школе необходимо учитывать следующие принципы:

       —  интернационализм как идейной основы конструирования отношений, общения  в социально-педагогическом комплексе  Федерации;

       — ценности культур народов и значимости народной педагогики как мировоззренческой, инструментальной основы бытовых и профессиональных процессов социализации и становления личности;

       —  терпимости к воззрениям личности, в т. ч. различным религиозным  верованиям, к социокультурной среде  ее развития;

       —  учета специфики широких социальных движений в России и мире и использования их возможностей, традиций, обычаев в развитии самобытной личности.

       Возрождение национального самосознания в единстве с нравственным опытом поведения  и духовностью культуры приобретает  в настоящеее время особую актуальность. Оно определяется   возрастающей   ролью   человека   в   создании материальных и духовных ценностей и способствует формированию и развитию гармоничной и конкурентоспособной личности.

       Эффективное осуществление этих задач во многом зависит от подготовленности учителей к реализации воспитательного потенциала народной педагогики. Школа в идеале должна представлять собой общественный институт, передающий молодому поколению культуру данного общества, накопленную предыдущим поколением. 
 
 
 
 

Глава 2. Воспитание национального самосознания в учебно-воспитательном процессе школы 

2.1 Воспитание национального  самосознания через национально – региональный компонент содержания образования 

        В годы, когда содержание образования определялось тотальной  унификацией из центра и все школьники России от Мурманска до Нальчика и от Смоленска до Сахалина учились по одним и тем же учебникам, когда этническая идентификация отождествлялась с буржуазным национализмом, а краеведы были стерты в лагерную пыль, вопрос о национальном компоненте в российском образовании просто не возникал или сводился к обучению грамоте на родном языке и преподаванию этого языка фактически на правах иностранного. Сейчас положение кардинально изменилось. Между тем вопросы, связанные с региональной и этнической вариативностью образования, во многом остаются нерешенными.

        Оптимальным является такое самосознание ребенка и подростка, при котором он осознает себя и членом этноса, и носителем национальной культуры, и членом многонациональной общности, «россиянином», и членом мирового сообщества, «гражданином мира». Это самосознание как раз и соответствует «нормальной идентичности». Именно оно предполагается Законом РФ «Об образовании», когда он говорит о «приоритете общечеловеческих ценностей» и в то же время о «защите и развитии системой образования национальных культур... в условиях многонационального государства», об «интеграции личности в национальную и мировую культуру» и «содействии взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности»2.

        Таким образом, содержание образования (включая сюда и воспитание) должно быть ориентировано на выращивание  у школьников нормального типа этнической идентичности. В сущности, именно этот тезис отстаивал еще в 1926 г. Л.С.Выготский, который писал: «Национальные формы развития представляют из себя несомненный и великий исторический факт. Поэтому, само собой разумеется, они входят непременным психологическим условием в наше школьное дело... Национальная окраска человеческого поведения представляет из себя, как и все культурные приобретения, величайшую человеческую ценность, однако только тогда, когда она не становится футляром, который замыкает в себе человека, как улитку в раковину и отгораживает его от всех внешних влияний. Сталкивание различных культур часто... давало прекрасные результаты в смысле развития новых форм культурного творчества. Верность своему народу есть верность своей индивидуальности и есть единственный нормальный и нефальшивый путь поведения»3.

        В этих замечательных  словах Выготского указан и один из путей к достижению поставленной цели. Это «сталкивание различных культур», или, как сейчас обычно говорят, «диалог культур». Однако условием такого диалога является осознание школьником того факта, что он живет в многонациональной, многокультурной и многоязычной стране, где каждый народ и язык, каждая национальная культура самоценны и вносят свой вклад в российскую и мировую культуру

        Интересно, что первым идею диалога культур в школьном образовании высказал Л.Н.Толстой: «После изучения жизни своего народа, думаю, что при правильной постановке дела образования столь же важным предметом будет изучение жизни других народов, более отдаленных, их религиозных верований, государственного устройства, нравов, обычаев»4. И в другом месте: «...является еще наука-языки, опять соответствующая критерию братства людей»5 .

        Малоисследованными  являются пока особенности психики  различных народов, которые необходимо учитывать в плане этнической вариативности содержания и методов  образования.

        Региональный компонент  в содержании школьного образования  наиболее ярко реализуется в региональной истории и региональной географии. В некоторых регионах актуальна проблема региональной культуры (поморы, казаки и др.), а также вклада региона в национальную культуру (так, Орловская область связана с именами целой плеяды крупных русских писателей).

Информация о работе Воспитание национального самосознания