Воспитание патриотизма и гражданственности во внеклассных формах работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 07:45, курсовая работа

Описание

Российская земля - край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории. Все дальше в глубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны, но живут в нашей памяти имена тех, кто ценой своей жизни отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины.
Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал великую ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие нации зависит от нас самих, от нашей самоотверженности, организованности, готовности к труду, высокой работоспособности. Время бессильно ослабить память человечества о неизменной стойкости и мужестве нашего народа, о славе тех, кто насмерть стоял у истоков этого ратного и трудового подвига.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы развития патриотизма
Понятие патриотизма и гражданственности……………………8
Сущность, функции и система гражданского воспитания………………………………………………………….15
Воспитание гражданина в современной школе………………………...20
Глава II. Опытно экспериментальное исследование по развитию уровня патриотизма у младших школьников
2.1. Организация и методы исследования уровня патриотизма у младших школьников……………………24
2.2. Анализ результатов диагностики………………………………………….29
2.3.Рекомендации учителю…………………………………………..................31
Заключение……………………………………………………………….36
Список литературы……………………………………………………………..38

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по Воспитанию.doc

— 191.50 Кб (Скачать документ)

      Таким образом, широта понимания  границ своей родины, степень любви к своим землякам и соотечественникам, а также перечень каждодневных деяний, направленных на поддержание в должном состоянии и развитие ее территории и проживающих на ней жителей - все это определяет степень патриотизма каждого индивида, является критерием уровня его истинно патриотического сознания. Чем шире территория, которую патриот считает своей родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви и заботы он проявляет к своим соотечественникам, чем больше каждодневных деяний он совершает для блага данной территории и ее обитателей по нарастающей (свой дом, двор, улица, район, город, область, край и т.д.), тем больший патриот данный человек, тем выше и истинный его патриотизм. [16, с.  410]

      Настоящий патриот уважает патриотов любой другой территории и не будет вредить там. У себя на Родине он совместно с другими согражданами-патриотами борется с теми, кто наносит ей ущерб, а это могут быть только сограждане-неопатриоты с низким уровнем или дефектами сознания, или вообще враги Родины. В этой связи очень легко понять, насколько не патриотами являются у нас те, кто сеет вокруг вражду к своим соотечественникам, угнетает своих сограждан, сквернословит, мусорит, отравляет окружающую природу, браконьерствует, ведет нездоровый образ жизни. Драка или вражда с соседом, нападки членов одной партии на членов другой, болельщиков одной футбольной команды на болельщиков другой, алкоголизм, наркомания, неуставные отношения в армии, коррупция, казнокрадство - все это элементы проявления различных форм неопатриотизма в России. [20, с.  185]

     Патриотизм  либо есть в той или иной  степени, либо его нет вовсе.  Патриотизм очень сокровенное  чувство, находящееся глубоко  в душе (подсознании). О патриотизме  судят не по словам, а по  делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, но прежде всего его соотечественники. Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации, т.е. направленных на объединение сограждан в целях достижения патриотических целей и совместного выполнения патриотических задач той или иной степени сложности и важности по обустройству и развитию своей Родины, по оздоровлению, умножению числа своих просвещенных соотечественников. [4,7 с.134, 326]

         Выдающиеся люди нашей страны в прошлом считали патриотизм основой духовной жизни человека, его стремления к свободе и процветанию Родины.

        «… Истинный человек и сын  отечества,- писал А. Н. Радищев,- есть одно и то же… Он  скорее согласится погибнуть, нежели подать собою другим пример неблагонравия… он пламенеет нежнейшей любовью к целости и спокойствию своих соотичей… преодолевает все препятствия, неутомимо бдит над сохранением честности, подает благие советы и наставления… и ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью. …Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени отечества…» [29, с.  216]

        «В полной мере и здоровой  натуре тяжело лежат на сердце судьбы Родины; всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством… Любить свою родину –значит  пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому»,- писал В. Г. Белинский.

         Великий русский поэт Н. А.  Некрасов в поэме « Кому  на Руси жить хорошо» нарисовал  светлый образ народного заступника  Гриши Добросклонова, для которого  смыслом жизни  был девиз:  «Доля народа, счастье его, свет и свобода прежде всего!». [24, 18. с. 159, 402]

                     Уясняя сущность и содержание  патриотизма и его огромное  значение в развитии и формировании  личности, нельзя не привести  полные глубочайшего смысла слова  К. Д. Ушинского. «Как нет  человека без самолюбия,- писал Константин Дмитриевич,- так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». [6, с.  321]

                        Если патриотизм выражает отношение  личности к своей Родине, к  ее историческому прошлому и  настоящему, то гражданственность  связана с принадлежностью человека  к тому или иному народу, его  политической активностью.

       Понятие «гражданственность - многозначно:

        1)антитеза антиполитичности, активная  и сознательная включенность  в дела политического сообщества;

        2)психологическое ощущение себя  гражданином, полноправным членом  политического сообщества;

        3)способность и готовность выступать в роли гражданина;

        4)высшая добродетель свободного  и полноправного участника политического  сообщества;

        5) приверженность интересам политического  сообщества, чаще всего государства,  готовность идти на жертвы ради этих интересов.

      Эти и другие родственные им  значения понятия «гражданственность»  взаимодополняют и подкрепляют  друг друга, в связи с чем,  оно приобретает весьма широкий  смысл, обнаруживает внутреннюю  связь и родство с такими  понятиями, как «политическая активность», «политический активизм», политическое участие».

        Исторически гражданственность  связана с разными формами  демократии, с непосредственным  участием в делах общины, с  зарождением отношений полисного  типа. Полисная демократия дает вполне развитые формы гражданственности, которая рассматривается в качестве одной из важнейших добродетелей свободного и воспитанного эллина, отличающей его от варвара или раба. В результате гражданственность оказывается тесно связанной с патриотизмом, но является как бы его высшей формой. Женщины и несовершеннолетние юноши могли проявлять лишь патриотизм, но не гражданственность- удел полноправных граждан- политесов. [13, с. 56]

        С развитием империй и сословных  монархий гражданственность низводится до уровня лояльности, которая и является важнейшей добродетелью подданного, но не свободного гражданина. Лояльность в отличие от гражданственности значительно сужает возможность политического выбора. Однако в условиях сословно- корпоративного политического устройства отдельные стороны и черты гражданственности могут сохраняться, а также получать развитие, особенно  если они связаны с правами и свободами, восходящими к общинному праву. [21, с. 98]

       Патриотизм и гражданственность  включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними. [19, с. 91]

       Патриотизм и гражданственность  тесно связаны  с таким понятием  как «общечеловеческие ценности».  Мы живем в жестокий век,  где казалось бы при таком  высоком уровне  развития науки,  техники и человеческой мысли, продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней войны, конфликты, умирают женщины и дети. Разве об этом мечтали наши деды и прадеды? Для этого ли ценой своих жизней отвоевали нам мир в Великой Отечественной войне?

       Все это во многом по-новому ставит сейчас вопросы воспитания  патриотизма и гражданственности в школе.

 

1.2 Сущность, функции  и система гражданского воспитания. 

      Политика – это  форма общественного  сознания, выражения и обеспечение  коренных интересов общества, социальных и национальных групп в области внутреннего устройства жизни и международных отношений. Политическое сознание определяется мировоззрением, теорией и практикой обновления общества. Оно включает в себя совокупность общественно значимых взглядов, убеждений, ценностных ориентацией, формирующих реальные отношения социальных и национальных групп, отдельного человека к другим социальным и национальным группам и людям. Оно направлено на обеспечение коренных интересов людей, достижение общенародных целей. Политическое сознание – это целостное,   устойчивое социально-психологическое образование, включающие в себя ряд психологических процессов и состояний человека. Его органической частью является политическая сознательность, которая показывает, насколько овладел человек мировоззренческим политическими установками, проявляет стойкость в их проведении в жизнь. [22, 8, с.  117, 290]

      Политическая сознательность немыслима  без развитого политического  мышления, способности глубоко осмысливать политические события, давать им оценку, делать правильный тактический и стратегические выводы относительно направления гражданского общественного развития. Политическое гражданское сознание сопровождается политическими переживаниями, эмоциями, политическими чувствами высшего порядка. Активно развивающиеся в процессе общественных отношений политическое мышление и чувства формируют политические потребности. Они проявляются как нужда человека в политическом сознании, текущей информации, как мотивы и стимулы, побуждающие к общественно-политичекой деятельности. Политические потребности определяют силу и направленность политической воли, такого психологического состояния человека, когда он сознательно и целеустремленно совершает политические поступки, действия, акции. Политическое общегражданское сознание влияет на становление духовных потребностей и интересов, на нравственное, эстетическое, правовое сознание и поведение, на художественные идеалы и вкусы людей. [28, с.  176]

  В нашем  обществе стоит задача формирования политической культуры. Она предполагает высокое развитие политического гражданского сознания во всей его совокупности: политической сознательности, мышления, чувств, потребностей и воли. Показатели политической культуры являются политическая грамотность и активность в политическом самообразовании; умении вести дискуссию, оценивать общественные явления с общечеловеческих и классовых позиций, отстаивать и пропагандировать свои политические убеждения, добиваться единства политической сознательности и действия, слова и дела. Политическая культура требует воспитания в детях целеустремленности и активности, ответственности и организованности, честности и сознательной дисциплинированности.

  Гражданское  политическое воспитание представляет собой систему общечеловеческого ценностного отношения к глобальным проблемам, социальным группам, отдельным личностям, их деятельности, к явлениям общественной жизни и сознания. Оно гражданское потому, что определяется принципиальными общегосударственными, конституционными мировоззренческими позициями, воплощающимися в реальную практику общественных отношений. Оно политическое потому, что обеспечивает уяснения школьниками идеалов и целей, стратегической и тактической линии строительства правового государства по обеспечению коренных интересов большинства народов. [11,с. 149]

     Система  гражданского воспитания включает  в себя: комплекс целей-функций,  формируемых с учетом возрастных возможностей усвоения общегражданских и общечеловеческих политических идей детьми; содержание и формы гражданского воспитания в школе, внешкольных и общественных организациях, средств массовой информации, трудовых коллективов. Ей присущи противоречия и «механизмы» их разрешения, обеспечивающие также определенные критерии гражданской воспитанности.

        Цели-функции гражданского политического  воспитания разделяются на образовательные,  воспитательные и развивающие. 

       Образовательная цель-функция заключается  в том, чтобы раскрыть школьникам  общечеловеческие и общегражданские политические ценностные ориентации перестройки и обновления общества, вооружить школьников умениями политического диалога и культурного ведения дискуссии, ораторского и организаторского искусства, четкого и ясного изложения мысли в свободной устной речи. Оно развивает способность эмоционального, убедительного, аргументированного монолога, обращенного к слушателям, формирует у школьников устойчивую систему привычного ответственного гражданского сознания, умения отстаивать свои убеждения, учит жить в условиях демократии и гласности.

Информация о работе Воспитание патриотизма и гражданственности во внеклассных формах работы