Воспитание патриотизма и гражданственности во внеклассных формах работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 07:45, курсовая работа

Описание

Российская земля - край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории. Все дальше в глубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны, но живут в нашей памяти имена тех, кто ценой своей жизни отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины.
Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал великую ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие нации зависит от нас самих, от нашей самоотверженности, организованности, готовности к труду, высокой работоспособности. Время бессильно ослабить память человечества о неизменной стойкости и мужестве нашего народа, о славе тех, кто насмерть стоял у истоков этого ратного и трудового подвига.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы развития патриотизма
Понятие патриотизма и гражданственности……………………8
Сущность, функции и система гражданского воспитания………………………………………………………….15
Воспитание гражданина в современной школе………………………...20
Глава II. Опытно экспериментальное исследование по развитию уровня патриотизма у младших школьников
2.1. Организация и методы исследования уровня патриотизма у младших школьников……………………24
2.2. Анализ результатов диагностики………………………………………….29
2.3.Рекомендации учителю…………………………………………..................31
Заключение……………………………………………………………….36
Список литературы……………………………………………………………..38

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по Воспитанию.doc

— 191.50 Кб (Скачать документ)

15. Если бы  у тебя было право выбора, то  какую национальность ты бы избрал?

Анкета предполагает качественный анализ полученных результатов. 

Для определения  уровня развития чувства патриотизма  были разработаны критерии его сформированности. Данные критерии легли в основу содержания анкетных вопросов. 

Критерии сформированности чувства патриотизма.

1. Идентификация.

2. Язык.

3. Отношение  к своей национальности и осведомленность  в области ее национальных  вопросов и проблем.

4. Отношение  к другим национальностям и  осведомленность в области их  национальных вопросов и проблем.

5. Чувство патриотизма  и культура межнациональных отношений. 

Данные критерии сформированности чувства патриотизма  могут быть использованы для обучающихся  разных возрастных групп, с необходимой  их интерпретацией для каждого возраста.

Высокий уровень оценивался в 3 балла, средний в 2 балла, низкий в 1 балл за каждый компонент из 5 названных критериев.

1 . Идентификация

2. Язык

- Высокий (3 балла) Полностью отождествляет себя со своей национальностью. Имея право выбора национальности, выбрал бы только свою. Знает и любит родной язык. Умеет свободно говорить, читать и писать. Проявляет живой интерес к истории родного языка.

- Средний (2 балла) Частично отождествляет себя со своей национальностью. Мог бы выбрать и другую национальность. Знает родной язык. Понимает, может читать и изъясняться, но не умеет писать. Интересуется историей и особенностями родного языка.

- Низкий (1 балл) Не отождествляет себя со своей национальностью. Имея право выбора, обязательно бы выбрал любую другую национальность. Не знает языка. Не умеет говорить и писать. Не интересуется историей и особенностями родного языка

3.Отношение к своей национальности и осведомленность в области ее национальных вопросов и проблем

- Высокий (3 балла)Знает обычаи и традиции своего народа. Знает национальные праздники, игры. Знает и интересуется национальным фольклором. Знает черты характера, присущие собственной нации. Интересуется проблемами своего этноса. Считает свою национальность лучше других. Гордится своей национальностью

- Средний (2 балла) Нейтральное. Имеет кое-какие сведения о своей исторической Родине. Частично знает обычаи и традиции своего народа. Знает отдельные национальные праздники и игры. Частично знает национальный фольклор. Не испытывает потребности в чтении литературы, посвященной национальным проблемам своего этноса. Не считает свою национальность лучше других.

- Низкий (1 балл) не знает свою национальность.

4. Уровни Отношение к другим национальностям и осведомлённость в области их национальных вопросов и проблем

Высокий (3 балла)положительное, толерантное, имеет друзей другой национальности.

Средний (2 балла) нейтральное.

Низкий (1 балл) негативное отношение.

5. Уровень.Чувство патриотизма отношений и культура межнациональных

отношений.

Высокий (3 балла)

Дает адекватное определение понятию национальной Родины.

Средний (2 балла)

Не дает полного  определения понятию национальной Родины.

Низший (1 балл )Не испытывает потребности в знании источников информации,касающихся национальных вопросов и проблем.

2.2  Анализ  результатов диагностики

Диагностика учащихся четвертого класса

 

Фамилия 1

уровень

2

уровень

3

уровень

4

 уровень

5

уровень

1 Болева.  Д 3 2 2 1 2
2 Гречухина.Ж 2 3 1 3 2
3 Орлюк. Д 3 2 1 2 1
4 Вибе. К  3 2 1 2 1
5 Шредер. Д 2 3 2 1 2
6 Сидоров. В 1 3 2 2 3
7 Больц 1 3 2 3 1
8 Больц 3 3 1 2 2
9 Рыболов В. 3 2 1 1 2
10 Слюнина. Д  1 3 1 3 2
11 Иванов. Ж 3 2 1 1 2
12 Соболев. С 2 2 1 2 3
13 Соловьев. И 3 2 1 3 1
14 Сухно.  В 3 2 1 2 2
15 Хайт Л. 1 2 1 1 1
  Общие данные уровня 35

баллов

34

балла

20

баллов

29

балов

27

баллов


 
 

Вывод:  анализ результатов показал, что наиболее сформированный развития патриотизма у школьников в 4 классе является  уровень.1 . Идентификация. Язык.  Ребенок полностью отождествляет себя со своей национальностью. Имея право выбора национальности, выбрал бы только свою.  Знает и любит родной язык. Умеет свободно говорить, читать и писать. Проявляет живой интерес к истории родного языка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Рекомендации  учителю

Праздник, посвященный 8 марта.

«Родина – мать», такое обращение встречается в творчестве многих писателей, поэтов, а также в трудах мыслителей и политиков: «Человеку – Родина как родная мать,

Любит правду горькую  в споре принимать».

Любовь к  Родине появляется у человека с возникновением чувства привязанности  к тем местам, где он родился и вырос и с которыми у него связаны яркие эмоциональные переживания. Об этой привязанности к родным местам очень хорошо писал Лев Толстой: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней». Человек подрастает, становится старше, но где бы он ни был воспоминания об отчем доме, его уюте он пронесет через всю жизнь.

       Тема мероприятия была выбрана  не случайно: во-первых, это дань  традиционному празднику, взявшему  начало в XX столетье – Международному Женскому Дню; во-вторых, нужно было пронаблюдать сохранность меж поколенных связей. Для того, чтобы провести это праздник, ребятам 4 класса  были даны задания подобрать материал о мамах, бабушках. Сюда вошли стихи, песни, проза, основанные на истории празднования Международного Женского дня в России. Первоначально этот праздник, был днем борьбы за права женщин, а затем в праздник воспевания и почитания женственности.

Отсюда целями данного мероприятия было:

  1. Познакомить школьников с традицией празднования 8 марта.
  2. Формирования чувства любви к Родине через материнскую любовь.
  3. Воспитание патриота через почтение и уважение к отчему дому.

    Представленный  сценарий учитывает возрастные  особенности детей, а так же  все возможные эмоциональные  проявления. При разработке сценария никто не остался без внимания. Прекрасные стихи, песни были посвящены учителям, мамам, бабушкам, одноклассницам.

Выступления готовили сами ребята, они ответственно и  заинтересованно отнеслись к  подготовке и проведению праздника. Активность школьников не было предела, так как они знали, что на праздник придут их мамы, бабушки и учителя. В каждый номер, в каждое слово была вложена вся гамма чувств по отношению к зрителям.

 Огромную  помощь в данном празднике  сыграли учителя, ведь они в  свою очередь тоже являются чьими-то матерями и бабушками. В сценарии есть такие слова:

«Слова мама – мать – одни из самых древних  на земле и почти одинаково  звучат на языке всех народов. Словом мать называют и свою Родину, что  она по-матерински относится к  своим детям – народам ее населяющим. И все учителя не могут не относиться по-матерински к своим детям – ученикам».

При подготовке сценария дети настолько прониклись атмосферой нежности, чуткости, что  мы порой отходили от прописанных  слов и говорили то, что чувствовали. Эмоциональный настрой зала возрастал, начиная с самых первых слов. Никто не смог остаться равнодушным. 

 Классный  час «Письма Путину».

 Еще одним  наглядным примером уровня воспитания  патриотизма и гражданственности  является классный час «Письма  Путину», разработанный для школьников 4-го класса. Формой мероприятия  выбрана – беседа.

Были поставлены следующие цели:

  1. Познакомиться с ветвью государственной власти – Институтом Президентства.

2.Показать систему  работы Президента Р.Ф.

3.Показать, что  основной задачей Президента  является: уважение прав и свобод  человека и гражданина, соблюдение законов России, сохранение целостности государства и служение своему народу.

4.Воспитание  патриотизма и гражданственности,  чувства любви к Родине у  школьников.

Выбранная тема, вовсе не случайна. Ведь по ходу беседы было очень легко понять: смотрят ли ребята новости, что думают по тому или иному поводу, разговаривают ли с ними родители на политические темы.

      Постановка классного часа полностью  соответствовала возрастным особенностям  детей. Они охотно отвечали  на вопросы и задавали свои, а также с интересом слушали новую для них информацию. Мы о многом успели поговорить: о сроке Президентства, гербе, гимне, о присяге и конституции, а так же о правах и обязанностях Президента.

      Я задавала им различные вопросы:

- Ребята, ваши  родители говорят на тему выборов? Как они оценивают политику В.В.Путина как президента, что говорят о нем, как о человеке?

- А, на сколько  сроков избирается наш президент?

        Ответы были абсолютно разными  и неординарными:

Саша Т. : Путин  много сделал для нашей страны, он честный и добрый, я бы хотел быть на него похожим, особенно заниматься каратэ.

Вова К.: Владимира  Владимировича очень уважает  мой папа, он говорит, что Путин  укрепил стану и дал отпор  Америке.

Маша С.: Президент  поднял зарплату людям и пенсии, подружился с другими странами, сделал Россию сильнее…

     «Вы  маленькие граждане России! - обращалась  я к ним, - как вы думаете,  многое ли зависит от Президента  в нашей жизни?».

Ответы были разными, но мы смогли вместе выделить самое главное.

      Итогом нашего разговора, стали письма, которые ребята адресовали Президенту.

« Мне бы очень  хотелось, чтобы вы выразили свои самые  сокровенные желания и надежды  в письме новому Президенту. Предлагайте, спрашивайте, желайте!».

Ребята писали искренне, с серьезностью, неподходящей возрасту:

Павел К.: «Уважаемый господин, Президент! Желаю вам удачи  на выборах!...».

Стас Р.: «Здравствуйте, Владимир Владимирович! Я уверен, что  вы победите. Мне бы хотелось только, чтобы вы повысили зарплату и пенсию, а так вы молодец…».

Кирилл Ш.: «Путин, я хочу вам сказать, что вы самый лучший в России президент! Желаю, чтобы вы были им всегда. Еще я уважаю ваш труд, что вы стараетесь сделать Россию лучшей страной…».

Саша Т. : «Дорогой Владимир Владимирович! Я знаю, что  вы заняты, но все же очень вас попрошу: моя бабушка – ветеран, не могли бы вы поднять ей пенсию и остальным ветеранам тоже…».

   Я думаю  эти письма говорят сами за  себя. Воспитание патриотизма и  гражданственности начинается с  самого раннего детства, необходимо  еще в начальной школе вызывать у ребят интерес к политической жизни в стране. В современном мире вся атмосфера общественной и личной жизни людей насыщена политической информацией, противоречивыми установками, оценками, ценностными ориентациями. Дети любого возраста, живя и действуя в этой атмосфере, не изолированы от политических влияний и воздействий. Политическая идеология преломляется в их сознании под влиянием взрослых. Это требует от педагогов и родителей быть вооруженными знанием особенностей детского восприятия политической информации, сознания и осмысления фактов и событий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Воспитание патриотизма и гражданственности во внеклассных формах работы