Воспитание разнополых детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:35, контрольная работа

Описание

Семейная атмосфера - отношения, ценности и родственные связи внутри малой семьи - создает исходную, решающую среду, в которой формируется личность ребенка. Из этого опыта ребенок усваивает представление о себе, других и о целом мире. Это создает его ценности и обеспечивает проверку его действий. В общем, все дети испытывают на себе влияние семейной атмосферы, которая устанавливается родителями. Сходство родных братьев и сестер указывает на их общий жизненный опыт, приобретенный дома, на те ценности, которые они восприняли и на образцы поведения, на которых они были воспитаны. Именно через этот социальный комплекс ребенок и учится адаптироваться.

Содержание

Введение
1. Формирование полоролевой идентичности ребенка
2. Психологические особенности мальчиков и девочек
3. Игрушки, игры и одежда в семье с разнополыми детьми
4. Трудовое воспитание мальчиков и девочек
5. Родительские подходы в воспитании мальчиков и девочек
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Педагогика Н.doc

— 109.00 Кб (Скачать документ)

 

3. Игрушки, игры и одежда в семье с разнополыми детьми

До года-полутора игрушки не носят различия по половой принадлежности владельца, это погремушки, пищалки, стучалки, кубики, каталки, пирамидки и т. д. После года девочкам начинают дарить куклы, посуду, коляски и украшения, а мальчикам машинки, паровозики, конструкторы, молотки и спортивный инвентарь. Это замечательные подарки, особенно если сам ребенок просит их. Однако, такие игрушки могут стать и вредными, если взрослые будут постоянно подчеркивать этими подарками половые различия детей, тем самым подчеркивая, что женский (или мужской) пол пригоден только для определенного круга занятий, особенно если в доме есть разнополые дети, а родители ревностно следят, чтобы каждый из детей играл только в «свои» игрушки.

При выборе подарка важнее всего учитывать личность ребенка, его игровые предпочтения.  Важно покупать ребенку те игрушки, которые ему нравятся, не забывая про его увлечения. В раннем детстве игрушки должны соответствовать прежде всего не полу, а интересам и возрасту ребенка. Например, неплохо было бы уважить просьбу активной девочки поставить ей спорткомплекс (по мере возможности) или купить машинку, а мальчику приобрести набор игрушечной посуды.

Некоторые педагоги считают, что для мальчиков нормально играть в куклы.  Это больше родительское стремление, чем женское, и не надо его угнетать. И потом, желание играть в куклы или шить на них одежду совсем не означает желание быть девочкой. А мужчина-модельер в наше время никого не удивит.

Если родители отнимают у ребенка игрушки, то мужественность ребенка от этого не усиливается. Показывая ребенку, что его мужская сущность не соответствует норме, родители вселяют в него чувство неполноценности. Кроме того, не стоит забывать, что существует много универсальных развивающих игрушек. Это конструкторы, пазлы,  мозаики и домино, различные развивающие авторские игрушки.

Похожий вопрос возникает и с одеждой. Дети должны знать, что есть мужская и женская одежда, но совершенно не обязательно на прогулку одевать красивое платьице, если ребенку хочется покататься с горок и побегать. Одежда на улице должна быть удобной и практичной, должна давать ребенку максимум свободы.  

 

4. Трудовое воспитание мальчиков и девочек

Помогая родителям в хозяйстве маленький мальчик чувствует себя помощником, защитником, а маленькая девочка – хозяйкой. По этому нужно постепенно привлекать маленькую девочку, сначала в виде игры к уборке, приготовлению пищи, стирке, приобщая малышку к ведению домашнего хозяйства. Мальчик может, возвращаясь из магазина, помочь маме поднести сумку. Ребятам обычно интересно наблюдать, как папа забивает гвозди или ремонтирует технику, чинит забор или копает грядки на даче. Не отстраняйте малыша, даже если он вам очень мешает. Лучше дайте вашему  маленькому помощнику посильную работу - это будет лучшим развитием его мужественности.

Не  стоит четко разделять домашние обязанности. Нет ничего плохого в том, что мальчики будут мыть посуду или пол. Они станут лишь более независимыми в плане быта, научатся ценить домашний труд и создаваемый женщинами уют. Мальчик, приученный к домашним делам,  сможет быть хорошим помощником жене.

Обобщая все сказанное, можно сделать вывод, что самое главное в полоролевом воспитании, - привить мальчикам желание быть мужчиной, а девочке – женщиной. Этому будет способствовать любовь родителей их забота, внимание, чуткость и положительный пример. Искренность, терпение и готовность понять помочь, любовь и уважение в семье – вот база для формирования здоровой, гармоничной личности. Необходимо помнить, что ваш ребенок прежде всего личность со своими особенностями, а уже потом мальчик или девочка. Если у вас активная, подвижная девочка или тихий, спокойный мальчик – не надо ломать личность позвольте им быть самими собой.

Конечно, у женщин и мужчин есть свои  роли, но в современной жизни никого не удивляет женщина, руководящая фирмой, управляющая автомобилем, или мужчина-парикмахер или стилист. Очень хочется чтобы наши дети, вне зависимости от их пола росли счастливыми и приспособленными к жизни.

 

5. Родительские подходы в воспитании мальчиков и девочек

Специфические различия между детьми разного пола определяются не только биологическими предпосылками. Большая часть этих различий формируется или закрепляется уже в процессе воспитания, поскольку родители с первых дней сознательно или неосознанно растят своего малыша в соответствии со своими представлениями о том, каким должен быть будущий мужчина, какой - будущая женщина [1].

С самого начала родители общаются с мальчиками и девочками несколько по-разному. Замечено, что матери проявляют большую чувствительность к настроению сыновей, чаще прикасаются к ним, острее реагируют на проявления беспокойства. Отцы стараются пробудить в мальчике большую двигательную активность и исследовательское поведение - например, гуляя с сыном, папа, как правило, находится от него на большем расстоянии и старается без необходимости не спешить на помощь. В то же время с девочками больше разговаривают, быстрее предлагают помощь при затруднениях. Будущему мужчине обычно приписывают и стараются привить такие черты, как смелость, настойчивость, самостоятельность, сдержанность в проявлении чувств и активность "жизненной позиции". От будущей женщины ожидают изящества, мягкости, внимания и сочувствия к другим, готовят ее к роли хорошей хозяйки и матери.

Все усредненные показатели - вовсе не повод "подтягивать за уши" к ним каждого конкретного малыша или беспокоиться, если ваш маленький мальчик или девочка проявляют себя как-то "нетипично". С точки зрения исследователей, "в общественной и личной жизни наиболее адаптивны и продуктивны мужчины и женщины, гармонично сочетающие психологические признаки обоих полов, но при этом сохраняющие отчетливую половую идентичность". Другими словами, отдельные черты и особенности поведения, обычно приписываемые противоположному полу, будут только способствовать успеху в жизни, если они при этом не мешают оставаться "настоящими" мужчиной или женщиной. Рассмотрим примеры: мальчик, увлеченно играющий с куклой, почему-то вызывает либо насмешки, либо опасения, что с ним "что-то не так". Однако молодой отец, умело переодевающий ребенка, удостоится восхищенных взглядов и комплиментов "сторонней публики". Маленькая упрямица и непоседа, своим своенравием доводящая до изнеможения родителей и воспитателей, возможно, в будущем достигнет больших профессиональных успехов именно благодаря своей "неженской" настойчивости и нежеланию следовать заданным стандартам.

Тенденции развития современного общества таковы, что особенности традиционно мужских и женских ролей все больше теряют свою специфичность. Так что если дочка просит подарить ей набор машинок или инструментов - не отказывайте, возможно, у нее не меньше оснований, чем у мальчиков-ровесников, представлять себя в роли умелой автомобилистки. Конечно, все хорошо в меру: если вы замечаете, что интересы вашего ребенка сосредоточены преимущественно в тех областях, которые обычно осваивают дети противоположного пола, стоит попытаться сформировать для него круг общения и виды активности, вовлекающие в "традиционные" для его пола игры или занятия [4].

Разумеется, необходимо воспитывать в ребенке осознание принадлежности к определенному полу, учить соответствию особенностей поведения. Но каким образом и в какие моменты это лучше делать? Часто о различиях между мальчиками и девочками взрослые заговаривают в негативной ситуации, когда хотят что-то запретить, пожурить, а то и высмеять ребенка, ведущего себя "не по правилам". В результате формируется зависть к противоположному полу и нелюбовь к своему собственному. А ведь хуже подспудного "несогласия" со своим собственным полом мало что можно придумать. Для психического и душевного равновесия, формирования адекватной самооценки, построения гармоничных отношений ребенку необходимо научиться принимать себя со всеми индивидуальными особенностями. И, конечно, принадлежность к мужскому или женскому полу - одна из основных составляющих самоощущения. Поэтому так важно, чтобы осознание и освоение "гендерной роли" (особенностей поведения, ожидаемых обществом от представителя того или иного пола) происходило в условиях положительного подкрепления, когда у ребенка есть возможность искренне порадоваться, что он родился именно мальчиком или девочкой [5].

Наиболее важные особенности воспитания мальчиков и девочек отражены в рекомендациях для родителей, представленных в книге Еремеевой В.Д. и Хризман Т.П. "Мальчики и девочки - два разных мира" [4]:

Помните, что у вас появился не просто малыш, а мальчик или девочка и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе.

Никогда не сравнивайте разнополых детей и тем более не ставьте одних в пример другим. Не переусердствуйте, воспитывая как мальчика, так и девочку, дайте детям право выбора, время подумать самим.

Не рассказывайте мальчику всего до конца, давая какое либо задание, а девочке не забудьте на личном примере продемонстрировать то, что от неё требуется.

Если вы пытаетесь что-то объяснить мальчику, не забывайте не только рассказывать, но и показывать.

Пытаясь отругать за что-то девочку, сначала объясните ей, в чём она не права, а высказывать всё и сразу не спешите.

Ругая мальчика, коротко и ясно изложите, что конкретно Вас не устраивает, иначе через некоторое время он просто перестанет Вас слышать и слушать.

Мальчики и девочки по-разному устают: девочки истощаются эмоционально, а мальчики интеллектуально, ругать одинаково в такой ситуации бессмысленно.

Из всего вышесказанного можно сделать важный вывод: мальчик и девочка - это два разных мира. Очень часто родители неправильно реагируют на поступки детей, потому что не понимают, что стоит за этими поступками. Если в семье уже растёт дочка, и родился сын, родителям необходимо знать, что во многом придётся начинать с нуля и их опыт воспитания дочки не только не поможет, а даже может мешать.  Если после сына в семье родилась дочь, сложностей обычно бывает меньше, хотя разницу учитывать придётся в любом случае. Воспитывать, обучать и даже любить мальчиков и девочек надо по-разному.


Заключение

Какой мужчина вырастет из мальчика и какая женщина - из девочки зависит от множества социокультурных условий: образовательного уровня родителей, моральных принципов, усвоенных ими в детстве, и их собственного сексуального опыта, а также от общих ценностных ориентаций культуры, на которые осознанно или неосознанно равняются индивидуальные семейно-бытовые отношения, телесный канон, вербальные запреты, вероисповедание и т.п. Важно учитывать эти исторические, национальные, культурные, религиозные особенности в организации процесса воспитания в ходе формирования в детях женской или мужской индивидуальности. В любом типе культуры семья выступает основной ячейкой, в которой происходит социализация личности мальчика или девочки. Как правило, ребенок выбирает стиль жизни или образ поведения, которые присущи его родителям. А.С.Макаренко писал: "Наши дети - это будущие отцы и матери. Они тоже будут воспитывать своих детей. Они должны вырасти… хорошими отцами и матерями. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это вина перед другими людьми" [7. C.376].

 


Литература

 

1.      Адлер А. Воспитание детей, взаимодействие полов. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. 256 с.

  1. Араканцева Т.А., Заводилкина О.В. Как мальчики становятся мальчиками, а девочки — девочками // Семейная психология и семейная терапия, 1997. №1. С.17-24.

3.      Богуцкая Т.Ю. Семья и общество // Семейная психология и семейная терапия, 2003. №3. С.31-36.

4.      Еремеева В.Д. и Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира. Нейропсихологи - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. – М.: Тускарора, 2003 г., 184 с.

5.      Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3–7 лет // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 65–68.

6.      Колесов Д.В. Биология и психология пола. М., 2000.

7.      Макаренко А.С. О воспитании. – М.: Изд-во политической литературы, 1990. 416 с.

  1. Слепкова В.И., Костюкович А.А. Психология семьи: Учебно-методическое пособие. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. 345 с.

9.      Смирнова Ю. Девочки и мальчики // Семейная психология и семейная терапия, 2002. №5. С.23-29.

10. Тарасова О. В. Типичный мальчик, типичная девочка // "Мама и Малыш",  № 5. 2007. С.11-17.

 

18

 



Информация о работе Воспитание разнополых детей