Воспитание уважительного отношения у подростков к пожилым людям

Автор работы: a***@pivovaroff.name, 28 Ноября 2011 в 13:36, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является определение педагогических условий для воспитания уважительного отношения подростков к пожилым людям.
Для решения педагогической задачи была проанализирована психолого-педагогическая литература по вопросам воспитания уважительного отношения у подростков к пожилым людям. Вопросами воспитания уважительного отношения занимались такие авторы как Смирнов И.Б., Шемшурина А., Шутова В. Изучением возрастных особенностей подростков занимались Н.В.Клюева, М.В.Попова, Д.Б.Эльконин, Т.В. Драгунова, Л. И. Божович.

Содержание

Введение.............................................................................................................3
1. Характеристика возрастных особенностей подростков.......................6
2. Теоретические аспекты воспитания уважительного отношения у подростков к пожилым людям ................................................ 10
1.1 Определения понятия «уважительное отношение» и методы его воспитания.....................................................................................................10
1.2 Пожилые люди как социальная общность. Роль старшего поколения в воспитании молодежи................................................................15 1.3 Роль религии в воспитании уважительного отношения у подростков по отношению к пожилым людям...............................................19
1.4 Влияние средств массовой информации на подростков в деле воспитания уважения к пожилым людям..................................................20
1.5 Влияние научного прогресса и равтия компьютеризации на подростков в деле воспитания уважения к пожилым людям......................21
3. Анализ практики решения педагогической задачи..............................24
4. Предложения и рекомендации по решению педагогической задачи...........................................................................................26
Заключение..........................................................................................................27
Рефлексия............................................................................................................28
Список литературы.............................................................................................30
Приложения.......................................

Работа состоит из  1 файл

Воспитание уважительного отнашения.doc

— 210.00 Кб (Скачать документ)

        Однако, у данной ситуации есть  и обратная сторона. Такое поведение  работодателя позволяет молодому  поколению сделать вывод о  ненужности, никчемности, подчас  даже умственной неполноценности  людей старшего поколения вцелом, «ведь они даже мобильным телефоном пользоваться не умеют!»

        Во-вторых, сокращение общего количества  рабочих мест. Сам по себе данный  факт не оказывает какого-либо  неблагоприятного влияния на  развитие уважительного отношения  подростков к старшему поколению.  Однако, косвенное влияние все  же есть.  В случае возникновения конфликтных ситуаций в любом трудовом коллективе, куда попадает подросток, зачастую виноватым искусственно делают людей старшего возраста (если таковые не являются собственниками бизнеса, например) с целью добиться его увольнения и занять его место. Эти процессы происходят у подростка на глазах, порой при его участии. Данная тенденция стала явно выраженной именно теперь, во время экономического кризиса  в нашей стране.  С учетом новых реалий экономического кризиса, при постоянно происходящих сокращениях , найти  работу подросткам становится все труднее, а у людей старшего возраста  возрастают шансы быть сокращенными. Обе эти категории населения встречаются  на рынке труда в поиске даже простой подработки, и настроены они по отношению друг к другу далеко не дружелюбно. Они – конкуренты. Ранее в нашей стране не было такого рода отношений между настолько разными по возрасту категориями лиц. 

      В качестве выводов можно отметить, что на воспитание уважительного отношения у подростков  к пожилым людям оказывает влияние целый ряд факторов: это и религия, и воспитание в семье, средства массовой информации.

Для того что бы подросток научился уважать  старших ему необходимо осознать какой неоценимый вклад в достижения науки и техники, формирование культурного наследия внесло старшее поколение. А это и есть основная задача педагога – воспитателя. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Анализ  практики решения  педагогической задачи

   На  базе программы по патриотическому воспитанию обучающихся "Стань гражданином" (см. Приложение 1) существует опыт воспитания уважительного отношения к старшим. Данная программа была разработана в соответствии с Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы. Программа определяет основные направления патриотического воспитания обучающихся МОУ “СОШ № 9” на 2007-2012гг. Она реализует следующую эффективную воспитательную цепочку:

  • Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям

  • Воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение детей  к традициям народа, стремление чтить  память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста).
 
  • Любовь к родной природе (охрана окружающей среды)
 
  • Моя Родина - Россия. Мой дом - Хакасия. (расширение представлений о нашей  Родине – России, воспитание любви  к своей “малой” родине - Хакасии).
  • Человек – защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству).

      В процессе реализации школьной программы по патриотическому воспитанию обучающихся “Стань гражданином” у выпускников к моменту окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности:

  • активная гражданская позиция;
  • способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;
  • чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
  • духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
  • способность к саморазвитию.

      Также Смирновым Игорем Борисовичем, учителем немецкого языка МОУ города Гатчины Ленинградской области, “Средней общеобразовательной школы № 9 с углубленным изучением отдельных предметов”, кандидатом педагогических наук, доцентом, Заслуженным учителем РФ, ставшим “Учителем года России – 2002” было разработано учебное занятие в 10(11) классе по теме “Дети и родители. Взаимоотношения в семье” (см. Приложение №2), занятие рассчитано на два сдвоенных урока.

Цель учебного занятия:

- сформировать  у учащихся ценностные представления о взаимоотношениях членов семьи и уважительное отношение к старшим и младшим,

- воспитать  нетерпимость к физическим наказаниям  и унижению человеческого достоинства.

      Таким образом, проанализировав практику решения задачи педагога-воспитателя, заключающейся в создании педагогических условий  по воспитанию уважительного отношения у подростков к пожидым людям, на основе методической литературы и педагогического опыта можно сделать вывод о том, что дети на практике познают, что такое уважительное отношение к пожилым людям.  
 
 
 
 
 
 
 
 

      Предложения и рекомендации по решению педагогической задачи

      Педагогу-воспитателю  по воспитанию уважительного отношения  у подростков к пожилым людям  можно предложить следующие рекомендации, выделенные в трудах отечественных  педагогов:

  • приводить примеры уважительного отношения подростков к пожилым людям;
  • разъяснять воспитанникамсмысл «уважительного отношения»;
  • способствовать созданию благоприятной атмосферы на уроках, которые проводят учителя приклонного возраста (с помощью бесед, индивидуальных заданий ученикам-инициаторам конфликтов);
  • в своей работе с воспитанниками, педагог-воспитатель может организовать день пожилых людей, предложив ребятам представить себе, что они пожилые люди и предложить им выполнить самые простые вещи (например, подняться на 4-ый этаж с привязанным грузом, имитируя тем свмым болезнь варикозного расширения вен, которым часто страдают старики; съесть тарелку с супом, завязав при этом глаза, и тем самым показав подросткам всю сложность этого процесса при плохом зрении и т.п.), иными словами дать подросткам почувствовать ощущения, которые испытывают люди пиклонного возраста;
  • дать ребятам в классе задание на дом, попробовать поиграть со своими бабушками и дедушками в игры на компьютере, попытаться объяснить им принцип работы компьютера, для того, чтобы пожилые люди могли стремиться к познанию новой информации, тем самым завоевывая кважение своих внуков; подростки, у которых бабушек и дедушек уже нет в живых, могут помочь в этом деле своим одноклассникам.
 
 
 
 

Заключение

     В нашей стране отношение к проблемам старости довольно неоднозначно. Постепенно происходит размывание идеалов уважения к старости и мудрости, все более утверждается подход к человеку как «винтику» социального организма, который нужен только в рабочем состоянии (вероятно, этим обусловлено на сегодняшний момент увеличение возраста выхода на пенсию). Действие остаточного принципа по отношению к социальной сфере жизни в современной России приводит к формированию значительного слоя пожилых людей, живущих за чертой бедности. Галопирующая инфляция, растущая безработица, межнациональные конфликты усугубляют проблему. В результате сейчас, как никогда остро, стоит необходимость уважительно ценностного отношения к старости.

     Целью данной работы мы ставили перед собой определить педагогические условий для воспитания уважительного отношения подростков к пожилым людям. В результате анализа психолого-педагогической литературы по данному вопросу, мы смогли выявить рекомендации педагогу-воспитателю по созданию необходимых условий для воспитания уважительного отношения у подростков к пожилым людям.

     По  итогам работы мы можем сделать выводы о том, что для того, чтобы воспитать  у подростка уважительное отношение  к пожилым людям необходим  целый комплекс различных условий. Главными из которых являются воспитание в семье, семейные традиции. Подростку необходимо осознать, что старение – естественный процесс, который произойдет и с ним, и что, к пожилым людям необходимо относиться с уважением, а не презрением. Поэтому педагог-воспитатель должен найти методы пояснения подростку всех аспектов данного вопроса. Если подросток будет знать всю ценность наследия, которое нам оставляет старшее поколение, он поймет, за что нужно его уважать. В результате чего исчезнут такие проблемы в школах, как неуважительное отношение к учителям приклонного возраста.

     Результаты  данной курсовой работы могут быть использованы в качестве рекомендаций педагогу-воспитателю по созданию условий для воспитания уважительного отношения у подростков к пожилым людям.

     Дальнейшими перспективами настоящей курсовой работы могут являться исследования с целью создания целых методик по воспитанию уважительного отношения у подростков к пожилым людям, а также внедрение этих методик в школы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            Рефлексия

      В ходе написания данной курсовой работы нам удалось найти и проанализировать теоретический материал по данной проблеме. Необходимо отметить, что по вопросам воспитания уважения нет достаточного материала, поэтому приходилось рассматривать большой спектр литературы разной направленности.

      Нам не удалось найти специальных методик, направленных только на воспитание уважительного отношения у подростков к пожилым людям. Были найдены и проанализированы лишь программы, в рамках которых воспитывалось уважительное отношение к старшим.

      На  будущее необходимо учесть, что по изучаемой проблеме может не оказаться достаточного материала, поэтому могут возникнуть трудности при написании курсовой работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Воловикова М., Гренкова Л. Что значит быть порядочным человеком.//Воспитание школьников. – 1999, - №2 – с.32-37
  2. Выготский Л.С. Проблема возраста. М. Педагогика, 1984.
  3. Грызулина А., Романова О. //Родительская позиция: авторитет любви и требовательности//Учитель. – 2002, - №4. – с.67-73
  4. Клюева Н.В.//Учебник для вузов. Педагогическая психология. М., - 2003. – с. 253-255.
  5. Кукушин В.С. Воспитательные традиции народов Севера и Дальнего Востока.//Ноопедагогика. М.,2002
  6. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Воспитательные традиции христианских народов.//Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону, 2000.
  7. Мясищев В.Н.//Психология отношений. Москва-Воронеж, 1998.
  8. Попова М.В.//Психология растущего человека. Краткий курс возрастной психологии. М., - 2002. – с. 95-97.
  9. Смирнов Л.М. Уровень ценности в структуре личности.//Мир психологии. 2007, №4, с. 220-229.
  10. Фельдштейн Д.И.//Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М., 2004.
  11. Шемшурина А. Этические диалоги со старшеклассниками.//Воспитание школьников. – 1999. - №3. – с.23-27
  12. Шутова В. Преемственность семьи и школы в воспитании милосердия.//Воспитание школьников. – 2003. - №8, - с. 16-21.
  13. Щуркова Н. Ценностные отношения.//Воспитание школьников. – 1999. - №5, - с. 38-40.
  14. Якубов З. Традиционный уклад семьи у дагестанских народов.//Воспитание школьников. – 1999. - №5, - с. 38-40.
 
 
 
  1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/509971/
  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов             http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/016ec3e5-46fa-fadf-80a3-80ef82b62bcf/118349/
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1.

Цель  работы по патриотическому воспитанию:

  • формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения,
  • воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”.

Информация о работе Воспитание уважительного отношения у подростков к пожилым людям