Автор работы: a***@pivovaroff.name, 28 Ноября 2011 в 13:36, курсовая работа
Целью настоящей работы является определение педагогических условий для воспитания уважительного отношения подростков к пожилым людям.
Для решения педагогической задачи была проанализирована психолого-педагогическая литература по вопросам воспитания уважительного отношения у подростков к пожилым людям. Вопросами воспитания уважительного отношения занимались такие авторы как Смирнов И.Б., Шемшурина А., Шутова В. Изучением возрастных особенностей подростков занимались Н.В.Клюева, М.В.Попова, Д.Б.Эльконин, Т.В. Драгунова, Л. И. Божович.
Введение.............................................................................................................3
1. Характеристика возрастных особенностей подростков.......................6
2. Теоретические аспекты воспитания уважительного отношения у подростков к пожилым людям ................................................ 10
1.1 Определения понятия «уважительное отношение» и методы его воспитания.....................................................................................................10
1.2 Пожилые люди как социальная общность. Роль старшего поколения в воспитании молодежи................................................................15 1.3 Роль религии в воспитании уважительного отношения у подростков по отношению к пожилым людям...............................................19
1.4 Влияние средств массовой информации на подростков в деле воспитания уважения к пожилым людям..................................................20
1.5 Влияние научного прогресса и равтия компьютеризации на подростков в деле воспитания уважения к пожилым людям......................21
3. Анализ практики решения педагогической задачи..............................24
4. Предложения и рекомендации по решению педагогической задачи...........................................................................................26
Заключение..........................................................................................................27
Рефлексия............................................................................................................28
Список литературы.............................................................................................30
Приложения.......................................
Однако, у данной ситуации есть
и обратная сторона. Такое
Во-вторых, сокращение общего количества
рабочих мест. Сам по себе данный
факт не оказывает какого-либо
неблагоприятного влияния на
развитие уважительного
В качестве выводов можно отметить, что на воспитание уважительного отношения у подростков к пожилым людям оказывает влияние целый ряд факторов: это и религия, и воспитание в семье, средства массовой информации.
Для того
что бы подросток научился уважать
старших ему необходимо осознать
какой неоценимый вклад в достижения
науки и техники, формирование культурного
наследия внесло старшее поколение. А
это и есть основная задача педагога –
воспитателя.
Анализ практики решения педагогической задачи
На базе программы по патриотическому воспитанию обучающихся "Стань гражданином" (см. Приложение 1) существует опыт воспитания уважительного отношения к старшим. Данная программа была разработана в соответствии с Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы. Программа определяет основные направления патриотического воспитания обучающихся МОУ “СОШ № 9” на 2007-2012гг. Она реализует следующую эффективную воспитательную цепочку:
В процессе реализации школьной программы по патриотическому воспитанию обучающихся “Стань гражданином” у выпускников к моменту окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности:
Также Смирновым Игорем Борисовичем, учителем немецкого языка МОУ города Гатчины Ленинградской области, “Средней общеобразовательной школы № 9 с углубленным изучением отдельных предметов”, кандидатом педагогических наук, доцентом, Заслуженным учителем РФ, ставшим “Учителем года России – 2002” было разработано учебное занятие в 10(11) классе по теме “Дети и родители. Взаимоотношения в семье” (см. Приложение №2), занятие рассчитано на два сдвоенных урока.
Цель учебного занятия:
- сформировать у учащихся ценностные представления о взаимоотношениях членов семьи и уважительное отношение к старшим и младшим,
- воспитать
нетерпимость к физическим
Таким
образом, проанализировав практику
решения задачи педагога-воспитателя,
заключающейся в создании педагогических
условий по воспитанию уважительного
отношения у подростков к пожидым людям,
на основе методической литературы и педагогического
опыта можно сделать вывод о том, что дети
на практике познают, что такое уважительное
отношение к пожилым людям.
Предложения и рекомендации по решению педагогической задачи
Педагогу-воспитателю по воспитанию уважительного отношения у подростков к пожилым людям можно предложить следующие рекомендации, выделенные в трудах отечественных педагогов:
Заключение
В нашей стране отношение к проблемам старости довольно неоднозначно. Постепенно происходит размывание идеалов уважения к старости и мудрости, все более утверждается подход к человеку как «винтику» социального организма, который нужен только в рабочем состоянии (вероятно, этим обусловлено на сегодняшний момент увеличение возраста выхода на пенсию). Действие остаточного принципа по отношению к социальной сфере жизни в современной России приводит к формированию значительного слоя пожилых людей, живущих за чертой бедности. Галопирующая инфляция, растущая безработица, межнациональные конфликты усугубляют проблему. В результате сейчас, как никогда остро, стоит необходимость уважительно ценностного отношения к старости.
Целью данной работы мы ставили перед собой определить педагогические условий для воспитания уважительного отношения подростков к пожилым людям. В результате анализа психолого-педагогической литературы по данному вопросу, мы смогли выявить рекомендации педагогу-воспитателю по созданию необходимых условий для воспитания уважительного отношения у подростков к пожилым людям.
По итогам работы мы можем сделать выводы о том, что для того, чтобы воспитать у подростка уважительное отношение к пожилым людям необходим целый комплекс различных условий. Главными из которых являются воспитание в семье, семейные традиции. Подростку необходимо осознать, что старение – естественный процесс, который произойдет и с ним, и что, к пожилым людям необходимо относиться с уважением, а не презрением. Поэтому педагог-воспитатель должен найти методы пояснения подростку всех аспектов данного вопроса. Если подросток будет знать всю ценность наследия, которое нам оставляет старшее поколение, он поймет, за что нужно его уважать. В результате чего исчезнут такие проблемы в школах, как неуважительное отношение к учителям приклонного возраста.
Результаты данной курсовой работы могут быть использованы в качестве рекомендаций педагогу-воспитателю по созданию условий для воспитания уважительного отношения у подростков к пожилым людям.
Дальнейшими
перспективами настоящей
Рефлексия
В ходе написания данной курсовой работы нам удалось найти и проанализировать теоретический материал по данной проблеме. Необходимо отметить, что по вопросам воспитания уважения нет достаточного материала, поэтому приходилось рассматривать большой спектр литературы разной направленности.
Нам не удалось найти специальных методик, направленных только на воспитание уважительного отношения у подростков к пожилым людям. Были найдены и проанализированы лишь программы, в рамках которых воспитывалось уважительное отношение к старшим.
На
будущее необходимо учесть, что по изучаемой
проблеме может не оказаться достаточного
материала, поэтому могут возникнуть трудности
при написании курсовой работы.
Список литературы
Приложение 1.
Цель работы по патриотическому воспитанию:
Информация о работе Воспитание уважительного отношения у подростков к пожилым людям