Автор работы: a***@pivovaroff.name, 28 Ноября 2011 в 13:36, курсовая работа
Целью настоящей работы является определение педагогических условий для воспитания уважительного отношения подростков к пожилым людям.
Для решения педагогической задачи была проанализирована психолого-педагогическая литература по вопросам воспитания уважительного отношения у подростков к пожилым людям. Вопросами воспитания уважительного отношения занимались такие авторы как Смирнов И.Б., Шемшурина А., Шутова В. Изучением возрастных особенностей подростков занимались Н.В.Клюева, М.В.Попова, Д.Б.Эльконин, Т.В. Драгунова, Л. И. Божович.
Введение.............................................................................................................3
1. Характеристика возрастных особенностей подростков.......................6
2. Теоретические аспекты воспитания уважительного отношения у подростков к пожилым людям ................................................ 10
1.1 Определения понятия «уважительное отношение» и методы его воспитания.....................................................................................................10
1.2 Пожилые люди как социальная общность. Роль старшего поколения в воспитании молодежи................................................................15 1.3 Роль религии в воспитании уважительного отношения у подростков по отношению к пожилым людям...............................................19
1.4 Влияние средств массовой информации на подростков в деле воспитания уважения к пожилым людям..................................................20
1.5 Влияние научного прогресса и равтия компьютеризации на подростков в деле воспитания уважения к пожилым людям......................21
3. Анализ практики решения педагогической задачи..............................24
4. Предложения и рекомендации по решению педагогической задачи...........................................................................................26
Заключение..........................................................................................................27
Рефлексия............................................................................................................28
Список литературы.............................................................................................30
Приложения.......................................
Как считает Н.В.Клюева, главной задачей развития в подростковом возрасте являеся самоопределение в сфере общечеловеческих ценностей и общения между людьми. Подросток приобретает навыки межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола, формирует более независимые отношения с родителями (уменьшается эмоциональная зависимость при сохранении потребности в материальной поодержке), пытается ставить задачи, связанные с будущим, осваивает «новое тело». Подростки стремятся быть самостоятельными и независимыми от мнения родителей. Центральная потребность подростка – быть и чувствовать себя взрослым. Чувство взрослости часто выражается в повышенной критичности по отношению к учителям и другим взрослым. Родители начинают раздражать подростка, появляется желание изолироваться от них, возрастает количество конфликтов между родителями и детьми.
По мнению М.В.Поповой, сфера взаимоотношений с родителями на протяжении всего периода взросления остается значимой и оказывает сильное влияние на формирование личности. Родители осознаются подростками как люди, обеспечивающие их настоящие и будущее. В связи с этим подростки очень эмоционально и заинтересованно относятся к своим отношениям с родителями, социальному статусу отца и взаимопониманию с матерью. В подростковом возрасте отношение к семье в целом и к родителям изменяется в следующих напрвлениях:
Наблюдается следующая динамика мотивов общения со сверстниками: в 12-13 лет подростку важно занять определенное место в коллективе сверстников. Содержание общения младших подростков сосредоточивается вокруг процессов учения и поведения – лидер среди сверстников тот, кто лучше учится и правильно себя ведет, положительный образ является ведущим. В 14-15 лет доминирует стремление к автономии в коллективе и поиск признания ценности собственной личности в глазах сверстников. Примерно в 12 лет у подростков начинает интенсивно развиваться личностная и межличностная рефлексия, в результате которой они склонны видеть причины своих неудач, конфликтов или успехов в общении и особенностяхсобственной личности. Появляется срособность брать ответственность на себя за спешность своего общения с окружающими. В отношениях мальчиков и девочек исчезает непосредственность.
Таким
образом, осознавая особенности
старшего подросткового возраста, его
проблемы, воспитатель должен помочь ученику
в их разрешении, учитывая особенности
возраста, не нарушая внутреннего мира
личности. Учителю необходимо уметь использовать
данные особенности на благо воспитательного
процесса и самого подростка.
2. Теоретические аспекты воспитания уважительного отношения у подростков к пожилым людям.
В
данном параграфе для определения
методов воспитания уважительного
отношения у подростков к пожилым
людям будут рассмотрены
- определения понятия «уважительное отношение» и методы его воспитания;
- пожилые люди как социальная общность; роль старшего поколения в воспитании молодежи;
- роль религии в воспитании уважительного отношения у подростков по отношению к пожилым людям;
- влияние средств массовой информации на подростков в деле воспитания уважения к пожилым людям;
-
влияние роста продолжительности жизни
людей на подростков в деле воспитания
уважения к пожилым людям.
В данном пункте параграфа будут рассмотрены следующие понятия: «отношение», «уважение», «уважительное отношение».
Исследование
отношений как философской
Философы рассматривают «отношение» как одну из основных логико-философских категорий, отражающих способ (род) бытия и познания, как необходимый момент взаимосвязи всех явлений, обусловленный материальным единством мира.
Основу исследования проблемы отношений составляет философский вопрос о взаимосвязи объективного и субъективного в отношениях. Философы приходят к единому мнению в том, что отношения личности — результат материальной, экономической основы общества. Однако при ответе на вопрос, являются ли отношения личности по своей природе объективными, их мнения разделились.
Ряд исследователей, в частности Г. М. Гак, считает, что отношения личности объективны, так как они есть проявление экономических отношений. Придерживающиеся другой точки зрения полагают, что отношения личности не следует рассматривать вне сознания, направленности наших мыслей, чувств, внимания. Третья группа ученых рассматривает отношение как общественное явление, представляющее собой «единство объективного и субъективного». По их мнению, отношение имеет материальные основы, в нем реализуются объективно существующие потребности личности, класса, общества в целом; но, с другой стороны, оно всегда так или иначе отражается в сознании и оформляется в виде определенных целей.
Раскрытие
психологической природы
Отечественные психологи активно оперировали понятием «отношение» в различных исследованиях и разнообразных контекстах: Л. С. Выготский выдвинул идею интериоризации отношений как обязательного момента развития личности ребенка; для С. Л. Рубинштейна отношение у ребенка к другому является генетически более ранней формой, нежели отношение к себе; В. Петровский вводит отношения в социально-психологический контекст, это — многоуровневая система межличностных связей; для В. Н. Мясищева отношение — система индивидуальных избирательных связей личности с различными сторонами объективной действительности; у А. Н. Леонтьева отношение — смысловая сфера сознания, направленность личности. Все же четкого определения понятия «отношение» так и не было выработано, на это неоднократно указывала Л. И. Божович, признавая важность его включения в изучение личности ребенка. Категория «отношение» представляет собой целостную в системном плане и индивидуализированную категорию, вбирающую в себя как социальное качество связей личности с другими людьми, так и субъективные предпочтения и установки по поводу явлений, событий, ценностей мира.
В
исследованиях Б. Г. Ананьева, А. Г. Ковалева
рассматривается
В структуре отношений психологи (А. А. Бодалев, Я. Л. Коломинский, Б. Д. Парыгин, С. Л. Рубинштейн) выделяют три основных компонента отношений:
а) гностический
(когнитивный или
б) аффективный (эмоциональный, эмотивный);
в) поведенческий (практический).
При
этом гностический (когнитивный) компонент
выступает как система
Наиболее
полное изучение отношений личности
в психологическом плане
Рассмотрим понятие «уважение», обратившись к различным словарям русского языка:
Уважение - позиция, предписывающая не причинять вреда другому: ни физически – насилием, ни морально – суждением. По Канту, такое уважение, даже скорее, чем симпатия, составляет норму межчеловеческих отношений; только на его основе может возникнуть установка объективной «благожелательности», позволяющая нам не судить, а понимать другого. Кроме того, уважение – это моральный долг, единственно верная естественная позиция человека перед лицом любой ценности и, в частности, перед лицом любой человеческой личности. Живым опытом человеческого уважения будет тот, который возникает, когда мы встречаем взгляд другого: так, когда тиран встречается взглядом с рабом, он понимает невозможность применения насилия и свой долг «уважать» носителя этого взгляда. После Канта анализом уважения занимались Бубер и Левинас. 1
Уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.2
Уважение – 1. Чувство почтения, отношение, основанное на признании достоинств, высоких качеств кого-либо, чего-либо // Признание важности, значимости, ценности чего-либо; высокая оценка чего-либо; 2. Любовь, пристрастие к чему-л.3
Уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств. 4
Будет целесообразным приведение также нескольких цитат об уважении:
Таким образом, объединяя
эти два понятия, мы можем сказать, что
уважительное отношение – это выражение
почтения одного субъекта по отношению
к другому.
1.2 Пожилые люди как социальная общность. Роль старшего поколения в воспитании молодежи.
Информация о работе Воспитание уважительного отношения у подростков к пожилым людям