Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 09:10, курсовая работа
Сегодняшний день характеризуют политическая нестабильность, ломка традиционных ценностей, неблагоприятная динамика таких социально опасных явлений, как наркомания, алкоголизм, заболевания СПИД, в том числе и в детской среде, резкая дифференциация доходов, криминализация общества, коммерциализация сфер здравоохранения, культуры, образования и т.д.
На положение детей отрицательное влияние оказывает высокий уровень безработицы родителей, их изматывающая вынужденная сверхзанятость, направленная на поиски заработка, постоянные психологические перегрузки, которые они испытывают в своей жизнедеятельности. Все это существенно осложняет взаимоотношения детей и родителей,
Введение
Глава I. Воспитательный потенциал семьи и ее педагогическая культура
1.1 Современная российская семья и семейное воспитание
1.2 Влияние семьи на становление личности ребенка
1.3 Способы повышения педагогической культуры родителей
Глава II. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании подростка
2.1 Работа педагога с семьей
2.2 Основные направления организации работы педагога с родителями воспитанников
2.3 Формы взаимодействия педагогов и родителей
Глава III. Анализ взаимодействия школы и семьи в воспитании подростков
Заключение
Список литературы
Приложения
Педагогическая теория, пожалуй, ничего нового в этом плане открыть не может: неотвратимо действуют общие закономерности зависимости воспитания от уровня развития общественных, экономических отношений. Вся надежда на учителя, на его подвижническую деятельность в плане:
гуманизация отношений в семье. Авторитаризм исчерпал себя. Когда людям нечего терять, запугивания не срабатывают. Только доброта, милосердие, конкретная помощь, заинтересованность учителя открывают сердца растерявшихся родителей и не позволяют им опускать руки в борьбе за лучшее будущее собственных детей;
объединение усилий школы и церкви в духовном спасении людей, направление этих усилий не на деятельность вообще, а на разрешение конкретных проблем в конкретных семьях;
координация сотрудничества с гуманитарными фондами, обществами, в частности организациями Красного Креста, разработки и реализации совместных программ.
Главное, не терять веры
в людей, в собственные силы и
возможности, во всепобеждающую силу добра.
Общество и раньше переживало трудные
времена, но всегда стремилось к лучшему.
Немаловажную роль в этом всегда играли
и играют Учителя. Современные педагоги
высказывают сожаление о том, что "педагогика
зоны", "педагогика колонии" А.С.
Макаренко, которую отвергли сторонники
демократических преобразований, похоже
скоро вернется в новые зоны и колонии,
если не будут приняты радикальные меры
по предотвращению кризиса семьи, по укреплению
ее устоев5.
1.2
Влияние семьи
на становление
личности ребенка
Педагог, работающий с коллективом учащихся (воспитанников), должен хорошо представлять себе формирующую роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций ее членов. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факторы, педагогу и следует выбирать направления и формы работы с родителями.
Основной фактор становления и формирования личности - социальная среда, формирующая подрастающего ребенка, решающим образом влияющая на становление его личностного мира.
Планируя работу с родителями, педагог должен знать, как в нашей стране за последние десятилетия менялся тип семьи от патриархально-традиционной до детоцентристской и постсовременной.
Так, для конца 50 - х - начала 60 - х годов 20 века характерно массовое распространение поведения родителей, мотивированного эмоциональной привязанностью к детям, выражающегося в получении ими больших материальных и духовных благ (детоцентристская семья). При том, что во многих семьях такого типа на детей уходит до 50% семейного бюджета, складывающаяся в них система воспитания характеризуется рядом негативных черт.
Родители с гипертрофированным чувством долга по отношению к детям деформируют личностные качества ребенка. Обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, они ограждают его от каких бы то ни было забот, усилий, трудностей. В результате у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, ответственность. Им тяжело в школе, так как семья не привила им потребности трудиться. Много проблем и за порогом школы, ведь эти дети очень любят командовать, в общении с другими у них часто наблюдается истеричность, грубость.
С середины 70-х годов ХХ века формируется новый тип семьи, который условно можно назвать постсовременным. В семье такого типа норма семейной жизни меняется: родители не в полной мере подчиняют свои интересы интересам детей. Особенности таких семей заключаются в том, что интересы каждого из супругов шире семейных, а круг общения значительно выходит за рамки супружества. Здесь в равной степени значимо как супружество, так и родительство. Члены такой семьи руководствуются не только обычаями и традициями, но и идеалами, нравственными ценностями каждого из них6.
Очень важно, чтобы
педагог правильно понял
А.С. Макаренко считал, что духовный облик детей, формирование их характера определяются всем строем семейной жизни, который он назвал "общением, тоном семьи", воздействующим на ребенка независимо от субъективных желаний родителей, зачастую даже вопреки этим желаниям. Иногда родители стараются скрыть от детей свои разногласия, ссоры. Но ребенок очень чуток к изменению общего настроения в семье, малейшему проявлению лжи. Таким образом, существует закономерная связь между психологическим климатом и результатами воспитания детей: крепкая, истинная, нравственная семья воспитывает прямой и искренний характер.
Социальный фон семьи - сильнейший фактор формирования личности ребенка. Его влияние нельзя исключить или не учитывать.
Важным условием воспитания является родительский авторитет - влияние отца и матери на детей, основанное на знаниях, нравственных достоинствах. Педагогу необходимо анализировать опыт семейного воспитания своих учеников, ведь далеко не все родители понимают значение собственного авторитета в воспитании детей. Существует много ложных оснований авторитета, которые педагог должен знать, чтобы помочь ребенку выйти из трудной ситуации, складывающейся в семье.
Наблюдая, что ребенок безволен, забит, запущен или, наоборот, ведет себя, как самодур, мстителен, склонен к демонстрации силы со слабыми, педагог видит, что это результат подавления ребенка родительским авторитетом, когда о каждому поводу родители раздражаются, повышают голос, прибегают подчас и к методам физического воздействия.
Хвастливость и
высокомерие детей часто
Иногда отсутствие
у детей самостоятельности
Когда ребенок не слышит и не слушает своих родителей - это его ответ на бесконечные поучения и назидания, ответ полным неповиновением на авторитет назидания.
Почему из добродушных, милых детей вырастают циники, расчетливые дельцы, жесткие, агрессивные люди? Как ни парадоксально, но это бывает в семьях, где родительская любовь декларируется, где ребенка "заласкивают", выполняют все желания за проявление привязанности к родителям.
Часто хорошее поведение ребенка покупается подарками или обещаниями каких-либо благ. Особенно тяжелы последствия такого "воспитания", когда каждый в семье пытается привлечь ребенка на свою сторону, то есть процветает авторитет подарка. В таких условиях дети, исходя из личной выгоды, лавируют, приспосабливаются7.
В работе с родителями педагогу необходимо учитывать, что некоторые отрицательные качества в детском характере могут формироваться и под влиянием родительских авторитетов. Но в любом случае педагог должен руководствоваться одним из основных правил взаимодействия с родителями - уважением, которое не должно исключаться никакими обстоятельствами, даже фактами недостойного, неправильного поведения родителей.
Родители должны видеть
в педагоге, работающем с их ребенком,
человека авторитетного, знающего и
способного найти решение в любой,
самой сложной ситуации.
1.3
Способы повышения
педагогической культуры
родителей
На основе анализа целей, задач, содержания и методов деятельности воспитателя стало возможным создать эмпирическую модель педагогической культуры семьи.
Она включает следующие аспекты:
интеллектуальность, характеризующуюся известным объемом педагогических знаний, познавательным интересом и активностью, стремлением к углублению знаний и самосовершенствованию;
интеллигентность, характеризующуюся нравственными установками и идеалами личности;
педагогическую эрудицию, являющуюся выражением педагогической опытности, умения трансформировать социальные требования в педагогические задачи, принимать продуктивные решения в конкретных педагогических ситуациях, предвидеть, каков будет окончательный исход процесса развития, какова будет... зрелая личность" (Л. Выготский);
качества личности, определяющие отношения к обществу, к другим людям, к себе;
педагогические умения, реализуемые в проектировании, организации воспитательного процесса, в стимулировании деятельности, в многообразии методов, в аналитико-критическом подходе к оценке результатов воспитательных воздействий и взаимодействий.
Педагогическая культура формируется на базе общей культуры и на основе специальной подготовки.
Определились и пути повышения педагогической культуры родителей.
Формы пропаганды педагогических знаний:
педагогический всеобуч;
обучение в университете педагогических знаний;
лекции по психолого-педагогической тематике;
семинары-практикумы по отдельным вопросам воспитания;
индивидуальные и групповые консультации;
публикации в печати, выступления по радио и телевидению;
ознакомление с психолого-педагогической литературой;
обогащение и осмысление педагогического (воспитательного) опыта8.
Целенаправленная работа по повышению педагогической культуры родителей создает основу плодотворного сотрудничества педагогов и семьи в воспитании детей, оказывает серьезное влияние на формирование микросоциума.
Глава II.
Взаимодействие родителей
и педагогов в воспитании
подростка
2.1
Работа педагога
с семьей
Взаимодействие педагога с родителями учащегося направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являлись бы основой жизни, достойной человека.
Работа педагога с семьей, семейная политика признаются одним из приоритетных направлений социальной политики учреждения образования.
Образование само по
себе не формирует гражданина. Именно
семья с раннего детства
На каких основах должны строиться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личности ребенка во всей ее полноте? На этот вопрос можно найти ответ в словах в.А. Сухомлинского: "Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской "сильной рукой", для предупреждения об опасностях, "если и дальше так будет продолжаться", - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения - это уродливое воспитание".
К сожалению, гармонии отношений добиться не всегда удается. Бытует мнение "школа должна" и "семья обязана". Разумеется, семья - это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития. Именно в семье закладываются основы будущей личности.
Вместе с тем в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.
Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных отношений, связей между родителями и детьми и, как следствие, "авторитетом" становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к "выходу" ребенка из-под влияния семьи. Создавшееся положение, наряду с другими объективными и субъективными причинами, способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.