Воспитательный потенциал семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 09:10, курсовая работа

Описание

Сегодняшний день характеризуют политическая нестабильность, ломка традиционных ценностей, неблагоприятная динамика таких социально опасных явлений, как наркомания, алкоголизм, заболевания СПИД, в том числе и в детской среде, резкая дифференциация доходов, криминализация общества, коммерциализация сфер здравоохранения, культуры, образования и т.д.
На положение детей отрицательное влияние оказывает высокий уровень безработицы родителей, их изматывающая вынужденная сверхзанятость, направленная на поиски заработка, постоянные психологические перегрузки, которые они испытывают в своей жизнедеятельности. Все это существенно осложняет взаимоотношения детей и родителей,

Содержание

Введение
Глава I. Воспитательный потенциал семьи и ее педагогическая культура
1.1 Современная российская семья и семейное воспитание
1.2 Влияние семьи на становление личности ребенка
1.3 Способы повышения педагогической культуры родителей
Глава II. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании подростка
2.1 Работа педагога с семьей
2.2 Основные направления организации работы педагога с родителями воспитанников
2.3 Формы взаимодействия педагогов и родителей
Глава III. Анализ взаимодействия школы и семьи в воспитании подростков
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа материал для 2 курсовой.doc

— 229.50 Кб (Скачать документ)

Образовательное учреждение, будь то школа или учреждение дополнительного образования детей, есть один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Деятельность родителей  и педагогов в интересах ребенка  может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом приблизиться к пониманию индивидуальных особенностей детей, развития их способностей, формирования ценностных жизненных ориентиров, помочь в преодолении негативных поступков и проявлений в поведении9.

Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в  образовательном учреждении важно  представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая  сплачивается и интересно живет  только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей.

Следовательно, целесообразно  значительную часть воспитательного  процесса организовывать совместно  с учащимися и родителями, а  возникшие вопросы, проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.

Особое значение в  разработке перспективных форм взаимодействия с семьей имеет опыт учреждений образования (в том числе и дополнительного), особенностью которых является свободное творческое развитие личности ребенка на основе выбора занятий.

Педагогов и родителей  должна объединить забота о здоровье ребенка, его развитии, создании атмосферы  доверия и личностного успеха в совместной творческой деятельности.

В создании союза  родителей и педагогов важнейшая  роль принадлежит последним. Не все  родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют  интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и дидактизм.

Цели  взаимодействия образовательного учреждения с семьей:

повышение роли семьи  в реализации прав детей на образование;

активизация позиции  семьи в образовании детей, в приобщении их к общечеловеческим ценностям;

создание условий  для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

расширение сферы  участия родителей в организации  жизни образовательного учреждения10. 

2.2 Основные направления  организации работы  педагога с родителями  воспитанников 

Одно из основных направлений деятельности педагога - это работа с семьей, в которой  растет, формируется, воспитывается  ребенок. Педагог должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи.

Здесь необходимо следующее:

изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его  взаимоотношений с членами семьи;

психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, бесед, консультаций;

организация и совместное проведение свободного времени детей  и родителей;

защита интересов  и прав ребенка в так называемых трудных семьях11.

Таким образом, педагогом  реализуется функция родительского  просвещения (сведения о воспитательной концепции учебного заведения, педагогической позиции, о методике воспитания, о  целях и задачах личностного  развития школьников на данный период, о ходе духовного, нравственного развития ребенка, об особенностях деятельности воспитанника в стенах образовательного учреждения, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах и т.д.) и корректировка семейного воспитания - именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку (искусство любить детей), режиму жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.

Если более подробно обозначить направления организации  работы с семьей, то они будут выглядеть так:

составление характеристик  семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный  и социальный уровень и т.д.);

организация диагностической  работы по изучению семей;

использование оптимальных  форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей;

организация психолого-педагогического  просвещения родителей;

создание системы  массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно  значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников);

выявление и использование  в практической деятельности опыта  семейного воспитания;

внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики;

оказание помощи родителям  в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков;

использование различных  форм сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета;

создание условий  для обеспечения прав родителей  на участие в управлении образовательным  учреждением, организации деятельности общественных родительских формирований (Совета учреждения, попечительского  совета, родительского комитета, Совета отцов и др.); объединений родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, союз, ассоциация, клуб молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей-инвалидов, семейные клубы);

активное включение  в работу с семьей педагога-психолога, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, старшего вожатого, педагогов-организаторов, библиотекаря, воспитателей (групп продленного дня, интернатов, класса);

оказание помощи родителям  в развитии у детей социального  опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни (факультативы, спецкурсы, кружки, клубы по программам "Этика и психология семейной жизни", "Основы семейного воспитания");

разработка тематического  оформления (зала, уголка для родителей, музея семейных традиций и др.);

расширение сферы  дополнительных образовательных и  досуговых услуг.

Основная  цель всех форм и  видов взаимодействия с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Взаимодействие  педагогов и родителей  детей осуществляется в основном через:

приобщение родителей  к педагогическому процессу;

неограниченное (по времени) пребывание родителей на занятиях в период адаптации ребенка;

информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям  ближе познакомиться родителям  со спецификой учреждения, знакомят его  с воспитывающей и развивающей средой;

объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует  рассматривать как искусство  диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать  его интересы, не игнорируя чувства  и эмоции;

уважительные взаимоотношения  семьи и образовательного учреждения.

Взаимодействие  семьи и учреждений образования в  интересах творческого  развития личности ребенка  осуществляется через:

разнообразные программы  совместной деятельности детей и  родителей;

семейные туристско-краеведческие и экскурсионные программы;

систему социально-правовых и медико-педагогических занятий  для родителей (университетов, лекториев, практикумов и т.д.);

традиционные встречи  многодетных семей;

благотворительные праздники  и концерты для семей, в которых воспитываются дети-инвалиды;

встречи опекунов детей, оставшихся без родителей;

семейные клубы  и мастерские. 

2.3 Формы взаимодействия  педагогов и родителей 

Взаимодействие педагогов  и родителей - это многообразие организации  их совместной деятельности и общения. Процесс сотворчества семьи и учреждения образования, его особенности определяются прежде всего типом и видом образовательного учреждения, спецификой деятельности педагогического коллектива.

В практической работе с родителями воспитанников педагог использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия, реализуя как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.

Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание.

Родительское  собрание - одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни детского и родительского коллективов. Собрания не должны сводиться к монологу педагога. Это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: "Мы - одна семья", "О доброте и милосердии", "Учимся общению" и др.

Особую заботу у  педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов  к воспитательной деятельности в  классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью педагог организует специальные встречи с отцами детей, проводит конференции-размышления, собрание "Роль отцов в воспитании детей" и др.

Многие образовательные  учреждения с учетом современных  требований существенно разнообразили  саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в виде "круглого стола", тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультаций со специалистами и др.

Существует много  вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить  чаще. Родительское собрание должно стать  школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями (см. приложение 1). На родительских собраниях идет анализ учебных достижений воспитанников, их возможностей, степени продвижения коллектива в учебной деятельности. Родительское собрание дает возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивациям. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ детей, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета о работе школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы.

Например, учебное  заведение прошло аттестацию и хочет  познакомить коллектив родителей  с достигнутыми результатами.

Общешкольное родительское собрание можно использовать для  демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей12.

Родительский лекторий, "Университет педагогических знаний" и др. - способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.

Информация о работе Воспитательный потенциал семьи