Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 09:10, курсовая работа
Сегодняшний день характеризуют политическая нестабильность, ломка традиционных ценностей, неблагоприятная динамика таких социально опасных явлений, как наркомания, алкоголизм, заболевания СПИД, в том числе и в детской среде, резкая дифференциация доходов, криминализация общества, коммерциализация сфер здравоохранения, культуры, образования и т.д.
На положение детей отрицательное влияние оказывает высокий уровень безработицы родителей, их изматывающая вынужденная сверхзанятость, направленная на поиски заработка, постоянные психологические перегрузки, которые они испытывают в своей жизнедеятельности. Все это существенно осложняет взаимоотношения детей и родителей,
Введение
Глава I. Воспитательный потенциал семьи и ее педагогическая культура
1.1 Современная российская семья и семейное воспитание
1.2 Влияние семьи на становление личности ребенка
1.3 Способы повышения педагогической культуры родителей
Глава II. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании подростка
2.1 Работа педагога с семьей
2.2 Основные направления организации работы педагога с родителями воспитанников
2.3 Формы взаимодействия педагогов и родителей
Глава III. Анализ взаимодействия школы и семьи в воспитании подростков
Заключение
Список литературы
Приложения
анкетирование родителей
на предмет выяснения мнения родителей
о качестве работы школы, уровне образования
и удовлетворенности
проведение спортивной игры "Папа, мама и я - спортивная семья", целями которой стали не только укрепление связей между семьей и школой, но и активная пропаганда здорового стиля жизни;
проведение родительских конференций.
В своём общении с родителями классный руководитель использует такие виды работы:
анкетирование
посещение семьи
индивидуальные беседы
родительские собрания
Первым этапом и
залогом дальнейшего
Работа с родителями - большое искусство, как и вообще общение с людьми. Когда удаётся наладить контакт с семьёй, тогда родители сами идут к учителю, не боятся быть непонятыми, обиженными и униженными. На этом фундаменте гораздо легче и проще строить отношения с детьми. Это делает работу педагога, как сейчас принято говорить, "прозрачной", не возникает двусмысленностей, обид и недомолвок.
Плюсы этой формы работы очевидны, но считаю необходимым упомянуть и о минусах. Это очень трудоёмкое занятие, а "писанины" у учителей и так достаточно. Дневники наблюдений требуют от педагога вдумчивости, ответственности и большой затраты времени, но они же являются опорой в работе, доказательством компетентности, документом, свидетельствующим о качестве работы. По моему мнению, все душевные и физические затраты на ведение подобных дневников окупаются установлением тёплых отношений с семьёй ребёнка, благодарностью родителей и в итоге повышают авторитет и конкурентоспособность педагога.
Девизом родительских конференций стали строки:
"Не осуждай, а огорчайся!
Не огорчайся, а объясняй!
Не объясняй, а покажи!
Не
покажи, а сделай
вместе!"
Конференции проводятся не в отдельно взятом классе, а для всей параллели. На них приглашаются школьный психолог, социальный педагог и педагоги-предметники.
Цели конференций:
Просветительская работа среди родителей по воспитанию школьников;
Осознание необходимости постоянной работы родителей над собой в процессе воспитания и развития личности ребенка;
Укрепление связей "родитель-ребенок-школа".
Опыт проведения такой формы работы с родителями начался в 2004 году. Тогда конференция была посвящена теме "Семья как фактор образовательной среды".
Подготовка к конференции предусматривала собрание родительских активов двух параллелей и обсуждение в микрогруппах предложенных ситуаций с выделением конкретных вопросов, на которые родителям предлагалось ответить (бланки представлены в приложении 5). Затем аналогичную работу проводили на поклассных собраниях, но в роли ведущих обсуждения выступали уже члены родительского актива.
Таким образом, каждый класс на параллели всё обсудив, принял определенное решение, с которым и вышел на конференцию. Ситуации, предложенные родителям, выступали как иллюстрация связи "родитель-ребенок-учитель". Родители разрешали ее со своей позиции (в чем ошибка родителя и как нужно поступить ему в ней).
После родительской конференции был проведен педагогический совет, где учителя в микрогруппах решали эти же ситуации с позиции учителя (в чем его возможная ошибка и как лучше поступить). Данная форма работы очень понравилась и родителям, и педагогам, было высказано много положительных откликов.
Продолжая интересный опыт, 15 апреля 2005 года была проведена следующая конференция "Поощрение и наказание как методы воспитательного воздействия". (6 класс)
Задачи:
Ознакомление с
правами и обязанностями
Ознакомление с
возрастными особенностями
Овладение новыми приемами развития самоуправления у детей и младших подростков.
Предупредить возможные ошибки родителей в процессе воспитания в преддверии наступления подросткового возраста.
К конференции был подготовлен выпуск школьной газеты "Вместе", в котором представлено много полезной и интересной информации по теме. В ходе подготовки к конференции была проведена работа с родительскими активами классов, где родителям были предложены различные жизненные ситуации, с которыми им, возможно, придется или уже приходилось сталкиваться в воспитании детей, чтобы принять наиболее приемлемое решение, иметь возможность выслушать как можно больше точек зрения, посоветоваться друг с другом, обсудить.
Работа велась в микроколлективах на представленных бланках по определенной схеме. В приложении 5 представлены бланки для ответов, ситуации и обобщенные выводы, которые сделали родители, работая в микрогруппах. Затем аналогичную работу проводили на поклассных собраниях. Но в роли ведущих обсуждение выступали уже не психолог и социальный педагог, а члены родительского актива.
В ходе подготовки к конференции велась работа и с учащимися 6-х классов. На классных часах обсуждалась тема "Моя семья", где изучались такие вопросы, как история семьи, создание генеалогического дерева и герба своей семьи, вклад каждого члена семьи в ее духовное и материальное благополучие. Для учащихся 6-х классов предлагалось закончить следующее предложение, высказывая свое мнение (подпись была необязательна): "Какими бы ты хотел видеть своих родителей?"
Примечательно и приятно, что в большинстве ответов после перечисления каких-либо положительных моментов, звучит мысль о том, что уже сейчас родители именно такие и своими отношениями с ними они довольны. Все детские работы были оформлены и представлены на конференции на больших плакатах.
На конференции выступали родители - члены активов, выражая общее мнение родителей по обсуждаемым ситуациям. Для выступления с докладом "Поощрения и наказания" была приглашена школьный психолог, она рассказала о возрастных особенностях подростков и их возможных реакциях в поведении. Слово было представлено и социальному педагогу, которая пропагандировала учебные оздоравливающие игры, помогающие ребенку, у которого есть проблемы в обучении, общении с окружающим миром. Выступление называлось "Как помочь ребенку". В заключение учащиеся 6-х классов выступили перед родителями с номерами художественной самодеятельности.
При подведении итогов конференции родители высказывали свое мнение и отметили, что подобная работа с ними важна и необходима, т.к многие "варятся в своем соку" и не имеют возможности столь подробно обсуждать возникающие проблемы. Так же родителями была предложена тема следующей конференции: "Воспитание волевых качеств у детей и подростков", - которая была проведена 15 сентября 2005 года.
Задачи:
Овладение родителями некоторыми практическими приемами общения с ребенком.
Ознакомление с основными этапами формирования волевых качеств у школьников.
Предупредить возможные ошибки родителей в процессе воспитания.
Чтобы воспитать волевые качества и сформировать самостоятельность у ребенка, необходимо создать определенные условия в непосредственном общении с ним.
При подготовке к конференции психолог и социальный педагог провели активные родительские собрания на параллели 7-х классов. На этот раз в обсуждении приняли участие не только родительские комитеты, как было ранее, а все родители.
Выступление на собрании было составлено по книге Ю.Б. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?". - М.: "ЧеРо".
Для лучшего восприятия информации в каждой микрогруппе родителей на столе был представлен Краткий конспект выступления. После каждого условия, которые мы выделили в нашем выступлении, родителям предлагалось выполнить небольшое практическое задание. Так, после обсуждения значения проявлений безусловного принятия ребенка каждому родителю было предложено вспомнить вчерашний или любой другой день и подсчитать, сколько за целый день они обратились к своему ребенку с эмоционально положительными высказываниями и сколько - с отрицательными. После выполнения сообщалось, что если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с проявлением безусловного принятия в общении у них не все так благополучно.
После обсуждения вопроса о формировании навыков самостоятельности у детей каждому родителю предлагалось сделать следующее: "Возьмите лист бумаги, разделите его вертикальной линией пополам. Над левой частью напишите: "Сам", над правой - "Вместе". Перечислите в них те дела, которые ваш ребенок решает и делает сам, и те, в которых вы обычно участвуете. Затем посмотрите, что из колонки "Вместе" можно сейчас или в ближайшем будущем передвинуть в колонку "Сам". Помните: каждое такое перемещение - важный шаг к взрослению вашего ребенка. Обязательно отметьте этот его успех.
Овладение навыками активного слушания происходило в форме группового обсуждения. После знакомства с примером каждая группа заполняла свои бланки с приведенными ситуациями, формулируя ответ родителей по правилам активного слушания. В каждом классе было по 3 группы, в приложении 5 представлен 1 из 3 бланков (они составлены на основе книги).
После обсуждения темы "Я-сообщений" следовало задание на том же бланке: "Выберите из ответов родителей тот, который больше всего отвечает "Я-сообщению" (см. приложение 5).
После завершения работы родители высказали свои впечатления, и, в большинстве своем такие техники в общении их заинтересовали. Было принято общее решение попробовать их применять.
В конце сентября так же проводилась анкета среди родителей с целью выявить мнение родителей об успехах в применении предложенных форм общения. Результаты были проанализированы психологом, их обсуждение состоялось на следующем этапе работы по подготовке к конференции - встрече с родительскими активами классов. После обмена мнениями о личных впечатлениях каждого и знакомства с результатами анкетирования были намечены выступления от каждого родительского актива.
В обсуждении темы воспитания волевых качеств педагогам показалось интересным узнать мнение самих детей о том, что они понимают под этим выражением. Учащимся были заданы 4 вопроса, на которые они ответили исходя из своего собственного мнения:
Что такое сила воли?
Кто для тебя является образцом волевого человека (пример из жизни или литературы)?
Как ты считаешь, тебя уже можно назвать человеком, у которого есть сила воли?
Кто тебе может помочь в развитии воли?
Ответы ребят были самые разные, но все интересные, а порой и забавные. Часть из них были опубликованы в выпуске школьной газеты "Вместе", который был посвящен родительской конференции, а другая часть составила оформление большого плаката, который был представлен всем участникам конференции.
Программа конференции включала следующие выступления:
Краткое повторение основных условий для успешного общения, которые обсуждались на собрании 7-х классов (школьный психолог).
Выступление родителей по результатам применения новых методов общения с детьми.
Выступление социального педагога "Что нам мешает слушать ребенка", об основных ошибках родителей в активном слушании ребенка.