Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 09:10, курсовая работа
Сегодняшний день характеризуют политическая нестабильность, ломка традиционных ценностей, неблагоприятная динамика таких социально опасных явлений, как наркомания, алкоголизм, заболевания СПИД, в том числе и в детской среде, резкая дифференциация доходов, криминализация общества, коммерциализация сфер здравоохранения, культуры, образования и т.д.
На положение детей отрицательное влияние оказывает высокий уровень безработицы родителей, их изматывающая вынужденная сверхзанятость, направленная на поиски заработка, постоянные психологические перегрузки, которые они испытывают в своей жизнедеятельности. Все это существенно осложняет взаимоотношения детей и родителей,
Введение
Глава I. Воспитательный потенциал семьи и ее педагогическая культура
1.1 Современная российская семья и семейное воспитание
1.2 Влияние семьи на становление личности ребенка
1.3 Способы повышения педагогической культуры родителей
Глава II. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании подростка
2.1 Работа педагога с семьей
2.2 Основные направления организации работы педагога с родителями воспитанников
2.3 Формы взаимодействия педагогов и родителей
Глава III. Анализ взаимодействия школы и семьи в воспитании подростков
Заключение
Список литературы
Приложения
Выступление педагога-психолога школы "Как воспитывать волю у подростков" об основных правилах формирования волевых привычек и целеустремленности.
При подведении итогов конференции родители высказали свои мнения и подтвердили еще раз значимость подобной работы для них, а также предложили выпуск периодических печатных изданий - брошюр для большей эффективности и возможности ежедневного самосовершенствования как родителя.
Таким образом, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Свой анализ взаимодействия семьи и школы в воспитании подростков я хочу завершить словами философа А. Шопенгауэра: "Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон, лишь в сообществе с другими он может сделать многое".
Заключение
Итак, одним из важных условий воспитания и самовоспитания личности является педагогизация микросреды, основанная на повышении педагогической культуры личности, являющаяся предпосылкой для уменьшения влияния взаимоисключающих воздействий микросреды на личность ребенка и усиливающая фактор целенаправленного воспитания.
Одно из условий педагогизации микросреды - развитие, укрепление сотрудничества школы и семьи в воспитании ребенка.
Основные аспекты сотрудничества:
изучение ребенка, особенностей его развития, возможностей и способностей;
определение цели и задач воспитания;
определение основных направлений содержания воспитательного процесса, организация деятельности воспитуемого;
своевременный обмен информацией о продуктивности воспитательного процесса;
выработка единого подхода к пониманию сущности воспитания, роли и значения социальной среды, взаимодействия и сотрудничества в воспитании;
коррекция воспитательных усилий на основе анализа результатов педагогического воздействия, оценки уровня развития и воспитанности ребенка.
Содержание взаимодействия школы и семьи имеет целью создание атмосферы взаимной заинтересованности в организации процесса воспитания, координацию воспитательных усилий, выработку общего педагогического подхода к проблемам изучения и воспитания ребенка.
Сложность проблемы определяется тем, что степень влияния школы, семьи, других микросоциумов на детей неодинаковы, разные типы микросреды по-разному влияют на одного и того же ребенка. Кроме того, микросреда улицы может опережать или отставать по социальному влиянию от тех отношений, которые складываются в школьных, классных, других коллективах.
Социальная основа сотрудничества школы и семьи в воспитании детей заключается в совпадении целей школы и родителей.
Базовым фактором для развития сотрудничества и, следовательно, создания благоприятной микросреды является педагогическая культура личности воспитателя (родителей, педагогов).
Список
литературы
Приложения
Приложение 1
Рекомендации по проведению родительских собраний:
родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.;
собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей детей.
Приложение 2
Анкета "Мой ребенок":
1. Когда он родился,
то____________________________
2. Самым интересным в первые годы жизни в нем было_______________
3. О здоровье можно
сказать следующее_____________
4. Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы___________________
5. Его отношение
к школе было__________________
6. В первые годы
он учился в основном__________
7. Ему нравились
такие предметы, как___________________________
8. Отношения с первой
учительницей были_____________
9. Общаясь с одноклассниками,____
10. Трудности в
воспитании связаны с _________
11. Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на_______________
Приложение 3
Примерная тематика консультаций для родителей:
Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
Плохая память ребенка. Как ее развить?
Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
Наказания детей. Какими им быть?
Тревожность детей. К чему она может привести?
Застенчивый ребенок. Проблема и пути ее преодоления.
Грубость и непонимание в семье.
Талантливый ребенок в семье.
Друзья детей - друзья дома или враги?
Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.
Приложение 4
Примерные темы родительских вечеров:
Год рождения ребенка - каким он был, этот первый год?
Первые книжки моего ребенка.
Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
Друзья моего ребенка.
Праздники нашей семьи.
"Можно" и "нельзя" в нашей семье.
День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?
Песни, которые пели и поют наши дети.
Приложение 5
Бланки для коллективного обсуждения в микрогруппах
|
Ситуация, предложенная в качестве общего проблемного вопроса:
|
Бланк для обсуждения ситуаций по классам:
|
Ситуация 1.: У вас в доме пропала определенная сумма денег. Проанализировав ситуацию и поговорив со всеми взрослыми членами семьи, вы приходите к выводу, что это мог сделать только ребенок. Ваши действия по наиболее эффективному разрешению данной ситуации…
Ситуация 2.: Ваш ребенок не убирает свои вещи, комнату…
Задание № 1.
Перед вами таблица, в которой нужно заполнить графы "Чувства ребенка" и "Ваш ответ". В левой колонке вы найдете описание ситуации и слова ребенка, справа напишите, какие, по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае, и ваш возможный ответ.
|
Задание № 2.
Выберите из ответов родителей тот, который больше всего отвечает "Я-сообщению".
Вы который раз зовете дочь садиться за стол. Она отвечает: "Сейчас", - и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться. Ваши слова:
Да сколько же раз тебе надо говорить!
Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же!
Меня сердит, когда
ты не слушаешься.
1 Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. - М.: Просвещение-АСТ, 2001. С. 12.
2 Дементьева И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. С. 18.
3 Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. Методическое пособие для воспитателей, классных руководителей. - М., 2000. С. 12.
4 Искусство быть родителем // Материалы научно-практической конференции / Под ред. Шишмаковой Е.В. – Благовещенск, 2000. С. 59.
5 Букина И.И. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса // Материалы научно-практической конференции. – Ориенбург, 2003. С. 159.
6 Заслуженюк В.С. Родители и дети. Взаимопонимание или отчуждение. - М.: ТЦ Сфера, 1996. С. 115.
7 Культура семейных отношений. Сборник статей. - М.: Знание, 1985. С. 49.
8 Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. - М.: Мысль, 1993. С. 43.