Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 08:24, курсовая работа
Со времен странствующих ученых позднего средневековья университеты всегда рассматривались как социальное и культурное явление, целью которого было распространение знаний за пределы своей территории. В то же время большинство высших учебных заведений, образованных в 19 и 20 столетиях, выполняли свои традиционные функции формирования профессиональных групп и местной элиты, а также развития науки и техники в национальной среде
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Система высшего образования во Франции…………………………………..8
2 Профессиональное образование………………………………..……………12
2.1.1 Короткий цикл технического образования……………………………...12
2.1.2 Сертификат о высшем техническом образовании (С.В.Т.О.)………….12
2.1.3 Диплом об университетском технологическом образовании (Д.У.Т.О.)…………………………………………………………………………13
2.2 Степень лисанс в сфере профессиональной деятельности………………..16
2.2.1 Образование, позволяющее осуществление профессиональной деятельности……………………………………………………………………..16
2.2.2 Широкий спектр специальностей во всех профессиональных сферах...16
2.2.3 Прием студентов, получивших разное образование…………………….16
2.2.4 Методика преподавания, отвечающая требованиям профессиональной подготовки………………………………………………………………………..16
2.2.5 Степень Мастер в профессиональной деятельности…………………….16
2.2.6 Профессионализированные университетские институты (П.У.И.)…….17
2.3 Классы подготовки к учебе в Высших школах (подготовительные классы)……………………………………………………………………………17
2.3.1 Экономические и коммерческие подготовительные классы…………...18
2.3.2 Гуманитарные подготовительные классы………………………………..18
2.3.3 Научные подготовительные классы……………………………………...18
3 Высшее образование…………………………………………………………..20
3.1 Высшее образование «длинного» цикла.Университеты…………………..23
4 Высшие школы………………………………………………………………...28
4.1 Высшие нормальные школы (ВНШ)……………………………………….28
4.2 Школы инженеров…………………………………………………………..29
4.3 Школы торговли и управления……………………………………………..29
4.4 Ветеринарные школы………………………………………………………..30
4.5 Институты политических наук (ИПН)…………………………………….31
5 Специализированные школы…………………………………………………32
5.1 Школы подготовки вспомогательного медсостава……………………….32
5.2 Школы социального сектора……………………………………………….32
5.3 Школы архитектуры………………………………………………………...33
5.4 Школы искусств, музыки, танца...................................................................33
6 Франция и Болонский процесс………………………………………………..34
7 Послевузовское образование…………………………………………………35
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………………...38
Декретом
№ 2002—481 (2002 г.) была введена новая система
степеней: бакалавр
— лиценциат (3 года) —
магистр (2 года) — доктор (3-4
года) (данный декрет не регламентирует
продолжительность обучения). Национальный
диплом магистра: магистр-исследователь
и профессиональный
магистр (соотв. DEA и DESS, которые не отменены).
Студент практически ежегодно получает
национальный диплом, соответствующий
какому-то университетскому диплому, что
создаёт дополнительные сложности в понимании
французских документов об образовании.
4 Высшие школы
Термин "Высшие школы" объединяет школы различного профиля: Высшие нормальные школы, школы инженеров, коммерческие школы и ветеринарные школы. Часто к высшим школам приравниваются институты политических наук. Данные высшие учебные заведения являются весьма специфичными для французской системы высшего образования, Все они предлагают превосходный уровень образования, и поэтому предполагают вступительные экзамены при поступлении. Они отличаются высоким уровнем дипломов (чаще всего бакалавр + 5) [4,6].
4.1 Высшие нормальные школы (ВНШ)
Существует 4 Высшие нормальные школы во Франции:
• Высшая нормальная школа (В.Н.Ш.), расположенная в Париже, на улице Ульм;
• Высшая нормальная школа гуманитарных наук (В.Н.Ш.Г.Н.), расположенная в Лионе;
• Высшая нормальная школа Кашан (В.Н.Ш. Кашан);
• Высшая нормальная школа Лиона (В.Н.Ш. Лиона).
Их задачей является подготовка преподавателей и ученых высокого уровня, как в гуманитарных дисциплинах, так и в дисциплинах естественных наук, а также руководящих работников общественных предприятий или государственных ведомств. Обучение длится 4 года. Высшие нормальные школы производят набор учеников в области гуманитарных и естественных наук при помощи 2 раздельных конкурсов.
Отбор производится по итогам участия в конкурсе после обучения в течение 2 лет в подготовительном классе. Имея диплом магистра или инженера, можно также, поступить прямо на 3 курс. Во время обучения французские студенты Высших нормальных школ получают стипендию.
В рамках программы соответствия европейских дипломов Высшие нормальные школы, перешли к системе ЛМД. Студенты записываются на Лисанс, затем на Мастер по своей специальности.
4.2 Школы инженеров
Во Франции существует 233 школы инженеров, государственные (большое число которых включены в состав университетов) или частные. Обучение длится 3 или 5 лет. В первом случае, школы производят набор на конкурсной основе после обучения в течение 2 лет в подготовительном классе. Во втором случае, они производят набор на основании конкурса личного досье, и поступление происходит сразу после получения степени бакалавра. Во всех случаях, по окончании обучения присуждается государственное звание дипломированного инженера, дополненного степенью Мастер.
Многочисленные школы инженеров предлагают также обучение для подготовки к получению степени Мастер (образование в течение 2 лет), открытое для студентов, успешно закончивших первый университетский цикл (Лисанс). В зависимости от школ, образование может быть универсальным или более специализированным (агрономия, химия, биология, информатика, и т.д.).
В общественных школах инженеров, стоимость занятий составляет приблизительно 380 евро в год [3].
4.3 Школы торговли и управления
Если большая часть школ являются универсальными, они рассчитаны на специализации последнего года: аудит, финансы, маркетинг, бухгалтерский и финансовый менеджмент, человеческие ресурсы, коммуникация и основывают свое образование на узком сотрудничестве с предприятиями (стажировки). Они обладают обширными международными связями (пребывания за границей, развитие партнерских отношений с учреждениями различных стран).
Коммерческие школы предлагают обучение в течение 3, 4 или 5 лет, позволяя получить уровень бакалавр + 4 или 5. Большинство школ производит набор на конкурсной основе после обучения в течение 2 лет в подготовительном классе. Подавляющее большинство школ объединяются и предлагают общие банки испытаний. Таким образом, принимая участие в одном конкурсе, студенты имеют возможность поступать в несколько школ, которые отличают свои критерии приема благодаря существованию определенных шкал оценок и коэффициентов. К тому же, около 190 школ осуществляют набор сразу после получения степени бакалавра, со своими собственными условиями приема, и предлагают обучение в течение 4 или 5 лет. Студенты могут быть также приняты при помощи параллельных допусков (после диплома бакалавр + 2 или 3).
По окончании обучения выдается диплом школы. В рамках европейской системы организации обучения, министерство народного образования, высшего образования и научных исследований уже уполномочило 36 школ выдавать диплом степени Мастер.
Подавляющее большинство коммерческих школ являются частными. Стоимость обучения варьируется в пределах между 4 500 и 7 000 евро в год [4,2].
4.4 Ветеринарные школы
Существует 4 государственные ветеринарные школы: Лион, Мэзон-Альфор (в парижском пригороде), Нант, и Тулуза.
Обучение
в ветеринарных школах длится от 4 до
7 лет, с многочисленными
Стоимость записи и обучения доходят в среднем до 760 евро в год.
4.5 Институты политических наук (ИПН)
Существует 9 Институтов политических наук (ИПН), из которых наиболее известным является парижский. 8 других относятся к университетам: Экс-ан-Прованс, Бордо, Гренобль, Лилль, Лион, Ренн, Страсбург и Тулуза.
Обучение длится 5 лет. Существует конкурсный прием на различные уровни поступления после получения степени бакалавра, бакалавра+2, бакалавра+3. Программа обучения сочетает общее образование и освоение методики работы, с последовательными специализациями в различных областях (государственный аппарат, экономика и финансы, экономическая и социальная политика, международные отношения...). Международный характер образования является важным и многие ИПН вводят в свою образовательную программу год обучения за границей.
ИПН
выдают свои дипломы но, в рамках
европейской системы
5 Специализированные школы
Некоторые профессии доступны только при условии получения образования в специализированных школах. По окончании обучения, в зависимости от конкретного случая, выдается государственный диплом или диплом школы. Количество мест в специализированных школах ограничено. Необходимо не только предоставить документ о присвоении степени бакалавра (или его эквивалента), но и пройти вступительные испытания: конкурс, экзамен, тесты, собеседование.
5.1 Школы подготовки вспомогательного медсостава
Санитар, кинезитерапевт, ортоптист... Образование, которое ведет к этим профессиям, подвергается серьезному отбору. В большинстве случаев необходимо быть обладателем степени бакалавра естественных наук. Обучение производится в общественных или частных школах, за исключением трех дипломов, подготовка к получению которых происходит в университете (специалист по подбору слуховых аппаратов, ортоптист, логопед).
В большинстве случаев обучение данным специальностям осуществляется на протяжении 3 или 4 лет и сопровождается вручением диплома государственного образца, обязательного для осуществления деятельности во Франции.
5.2 Школы социального сектора
Сотрудник учреждения социальной помощи, воспитатель, работающий с малолетними нарушителями или детьми-инвалидами, работник культуры... Существует множество профессий, обучение которым проходит в школах, подчиняющихся Министерству труда. Обучение осуществляется в течение 2 - 3 лет, со степенью бакалавра и сопровождается вручением диплома государственного образца, обязательного для осуществления деятельности во Франции. Набор студентов осуществляется на конкурсной основе [3].
5.3 Школы архитектуры
20
государственных школ обучают
профессии архитектора (2 профессии
дизайнера по ландшафту). Обучение,
сроком 6 лет, ведет к получению
диплома архитектора ИГД (
5.4 Школы искусств, музыки, танца
Обучение изобразительным искусствам и прикладным искусствам в рекламе, коммуникации, оформлении интерьера, дизайну проходит в высших национальных художественных школах, в школах прикладных искусств, и в многочисленных частных школах. Сроки занятий варьируются от 2 до 5 лет. Прием осуществляется на основании предоставленных документов и/или на конкурсной основе.
Другие
учреждения касаются музыки, танца, театра...
Во всех случаях, они никогда не принимают
начинающих. Для обучения музыке и
танцу, необходимо предварительно пройти
обучение в консерватории [4,5].
6 Франция и Болонский процесс
Франция
достаточно быстро приступила к воплощению
идей Болонского
процесса.
Уже в 1999 году появилась степень «mastaire»
(переименована в 2002 г. в «master»), которая
автоматически присуждалась обладателям
пятилетних дипломов университетского
и неуниверситетского секторов. Характерно,
что во Франции реформы, получившие название
LMD (licence-master-doctorat), проходят без изменений
в законодательстве, осуществляются с
помощью правительственных декретов и
министерских постановлений. Ноябрь 1999
— введение степени профессионального лиценциата, продиктованное требованием
Болонской декларации о востребованности
на европейском рынке труда степени первого
цикла (классический лиценциат до сих
пор не отвечает этому требованию). В реформу
LMD включилось большинство университетов.
Это было вызвано в основном их материальной
зависимостью: за отказ от реорганизации
резко сокращается государственное финансирование
вуза. Правительством была продекларирована
автономия вузов, и преобразования проходят
хоть и достаточно централизованно, но
все же по-разному. Некоторые вузы внедряют
все нововведения одновременно, некоторые
постепенно, путем организации специальных
проектов. Основной проблемой, с которой
столкнулись университеты, явился неопределенный
статус лиценциата — имеет ли он ценность
самостоятельного образовательного документа
или является лишь ступенью к следующему
циклу [3,4].
7 Послевузовское образование
После
получения степени магистра учебу
можно считать законченной, и
большинство студентов
Кандидатов
на соискание высшего специального
образования отбирают на основе собеседования
и досье, куда входит описание предыдущей
учебы и сопроводительное письмо с предложением
темы будущей научной работы. Именно на
этом этапе обучения студент выбирает
одно из двух направлений своей учебы:
либо профессионально-
Информация о работе Высшее профессиональное образование во Франции