Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 18:19, курсовая работа
Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Воспитатели детских садов, методисты и социальные педагоги постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности.
Введение………………………………………………………………………………………3.
1. Организация взаимодействия семьи и ДОУ……………………………………………..4.
2. Дифференцированный подход к работе с родителями………………………………….5.
3. Направления работы воспитателей и социальных педагогов детского сада
с родителями………………………………………………………………………………….7.
4. Формы и методы работы с родителями………………………………………………….9.
а) Наглядная пропаганда…………………………………………………………..11.
б) Родительские собрания…………………………………………………………13.
в) Деловые игры……………………………………………………………………14.
г) Вечера вопросов и ответов……………………………………………………..15.
д) Встречи за “круглым столом”…………………………………………………..15.
Заключение…………………………………………………………………………………..16.
Список литературы………………………………………………………………………….18.
Приложение А……………………………………………………………………………….19.
Приложение Б……………………………………………………………………………….22.
Приложение В……………………………………………………………………………….23.
Приложение Г……………………………………………………………………………….24.
Министерство образования и науки
Республики Казахстан
Рудненский Социально-гуманитарный
колледж им. И. Алтынсарина
Курсовая работа
по педагогике
Взаимосотрудничество педагогов и родителей в дошкольных учреждениях.
Выполнила:
учащаяся группы ЗПНК – 31
Новак Наталья
Проверила:
преподаватель педагогики
Колесникова Г.А.
г. Рудный, 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Организация взаимодействия семьи и ДОУ……………………………………………..4.
2. Дифференцированный подход к работе с родителями………………………………….5.
3. Направления работы воспитателей и социальных педагогов детского сада
с родителями……………………………………………………
4. Формы и методы работы с родителями………………………………………………….
а) Наглядная пропаганда……………………………………………………
б) Родительские собрания…………………………………………………………
в) Деловые игры……………………………………………………………………
г) Вечера вопросов и ответов……………………………………………………..
д) Встречи за “круглым столом”…………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение А……………………………………………………………………………
Приложение Б……………………………………………………………………………
Приложение В……………………………………………………………………………
Приложение Г……………………………………………………………………………
Введение
Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Воспитатели детских садов, методисты и социальные педагоги постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности.
Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности методистов и педагогов, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и педагогов, охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.
Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка.
Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.
1. Организация взаимодействия семьи и ДОУ.
Целесообразно организованное взаимодействие педагогов и родителей, оно должно осуществляться поэтапно и иметь своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер.
Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями, социальными педагогами (если оно предусмотрены в системе ДОУ), методистом и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.
Вторая, и не менее важная задача - вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга.
Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагают:
- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию своих детей и детей детского сада;
- группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей группы;
- составление программы совместных действий педагога и родителей;
- анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.
2. Дифференцированный подход к работе с родителями.
Для осуществления дифференцированного подхода воспитателей детского сада к родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий. Таковыми являются: - взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;
- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;
- учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;
- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;
- взаимосвязь разных форм работы с родителями;
- одновременное влияние на родителей и детей;
- обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.
После изучения семей необходимо составление “социального паспорта” (приложение А) с целью корректировки педагогического воздействия.
Изучение семьи воспитанника позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Но следует помнить, что изучение семьи - дело деликатное, тонкое, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.
Для выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие методы:
1. Анкетирование родителей;
2. Анкетирование воспитателей;
3. Тестирование родителей;
4. Индивидуальные беседы с родителями;
5. Индивидуальные беседы с детьми;
6. Посещение семьи ребенка;
7. Изучение тестов-рисунков детей типа “Мой дом”, “Моя семья”.
8. Наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре “Семья”.
9. Наблюдение воспитателем за взаимоотношением родителей и детей во время приема и ухода детей.
10. Моделирование игровых и проблемных ситуаций и т.д.
Для выявления педагогической культуры родителей можно предложить анкету (приложение Б).
С целью выявления степени участия родителей в воспитательном процессе используются тесты (приложение В).
По результатам диагностики для выявления категорий родителей можно выделить следующие типы:
1 категория: родителей этой категории отличает высокий уровень эмоционально-нравственной культуры. Он выражен в стиле семейного воспитания, в манере общения взрослых с детьми. Родители принимают ребенка как личность, считаясь с его интересами и увлечениями. В этих семьях родители стремятся к единству педагогических требований. Серьезно относясь к воспитанию, эти семьи легко идут на контакт с психологами и социальными педагогами, стремясь расширить свои познания в области педагогики и детской психологии.
2 категория: в среднем уровень образованности и культуры родителей также высокий. Но, в отличие от первой категории, акцентирование внимания идет на материальную обеспеченность. Вместе с тем проявляется безразличие к интересам и увлечениям детей. В неадекватных формах общения с ребенком проявляется недостаток эмоционально-нравственной культуры родителей. В таких семьях часты нарушения стилей семейного воспитания.
3 категория: это самая патогенная ситуация для ребенка. В таких семьях каждый живет своей жизнью, низкий уровень семейной интеграции. Уровень психолого-педагогической просвещенности родителей крайне низкий. Также родители не испытывают потребности в получении психолого-педагогических знаний. Вследствие этого воспитанию детей не уделяется достаточного внимания, воспитание ребенка не является жизненно важной проблемой.
В зависимости от различий в семейном воспитании, в структуре общения, педагогической и психологической просвещенности родителей необходимо применение разнообразных форм работы. Работа с родителями должна проводиться активно, применяться не в общем, а с точки зрения ее действенности по отношению к каждой категории родителей. Так же можно дифференцировать работу, разделив родителей на две большие группы: так называемые гармоничные семьи (талантливые, активные семьи; семьи благополучные в психолого-педагогическом отношении) и проблемные семьи (требующие длительной помощи кризисные семьи; семьи групп риска). К последним можно отнести следующие:
- семьи с детьми-инвалидами;
- многодетные семьи;
- опекунские семьи;
- неполные семьи;
- малообеспеченые семьи;
- неблагополучные семьи.
В зависимости от проблем, возникающих в семьях, выбирается та или иная тематика мероприятий.
Но, как уже было отмечено, эффективное просвещение родителей не может вестись без активного участия воспитателей, методистов, социальных педагогов. И есть необходимость более подробно коснуться деятельности воспитателей и социальных педагогов в работе с родителями.
3. Направления работы воспитателей и социальных педагогов детского сада
с родителями.
Анализ работы воспитателей с родителями в дошкольных учреждениях часто показывает, что наряду с положительными сторонами сотрудничества детского сада и семьи в нем имеются и недостатки. Среди них самыми распространенными являются:
1).Нереализация условий для функционирования ДОУ как открытой системы;
2).Наличие категории родителей, не принимающих участие в разных формах сотрудничества.
Проблема | Причины возникновения проблемы |
Нереализация условий для функционирования ДОУ как открытой системы
| - Невысокий уровень социально-психологической культуры участников образовательного пространства. - Отсутствие или недостаточный уровень сформированности доверительных и партнерских отношений между субъектами образовательного пространства. - Неравные права ДОУ и семьи. - Низкий уровень мотивационной готовности и педагогов, и родителей к сотрудничеству, порождающий неуверенность и даже страх у педколлектива (родители могут увидеть негативы или педагоги не смогут продемонстрировать свои профессиональные качества, а потому ограничивают пребывание родителей участием в праздниках, развлечениях) |
Наличие категории родителей, которые не принимают участие в необходимых и полезных для них формах сотрудничества (не отзываются и игнорируют приглашения) | - Низкий уровень мотивации родителей на сотрудничество с ДОУ. - Потребительский взгляд родителей на ДОУ (“Вам привели ребенка, заплатили, вот и занимайтесь”). - Потребительский взгляд педагогов (“Привели к нам ребенка, доверили, а мы, профессионалы, знаем, что делать”) |
Информация о работе Взаимосотрудничество педагогов и родителей в дошкольных учреждениях