Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 18:19, курсовая работа
Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Воспитатели детских садов, методисты и социальные педагоги постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности.
Введение………………………………………………………………………………………3.
1. Организация взаимодействия семьи и ДОУ……………………………………………..4.
2. Дифференцированный подход к работе с родителями………………………………….5.
3. Направления работы воспитателей и социальных педагогов детского сада
с родителями………………………………………………………………………………….7.
4. Формы и методы работы с родителями………………………………………………….9.
а) Наглядная пропаганда…………………………………………………………..11.
б) Родительские собрания…………………………………………………………13.
в) Деловые игры……………………………………………………………………14.
г) Вечера вопросов и ответов……………………………………………………..15.
д) Встречи за “круглым столом”…………………………………………………..15.
Заключение…………………………………………………………………………………..16.
Список литературы………………………………………………………………………….18.
Приложение А……………………………………………………………………………….19.
Приложение Б……………………………………………………………………………….22.
Приложение В……………………………………………………………………………….23.
Приложение Г……………………………………………………………………………….24.
Для совершенствования проведения мероприятия необходима организация семинаров-практикумов, на которых стоит рассматривать вопросы подготовки и проведения родительских собраний, пути повышения активности родителей. Также можно провести обсуждение рекомендаций, которые даются по этим вопросам в пособиях, определить общие требования к подготовке и проведению собрания.
Некоторые родительские собрания можно делать открытыми, чтобы на нем могли присутствовать воспитатели других групп. Совместно с методистом и социальным педагогом обсуждается план мероприятий по подготовке к собранию, составляется вопросник для родителей, памятка. Объявить о собрании следует заранее - за одну-две недели до его проведения.
Вопросники могут быть разного плана, примерно такого содержания:
“Уважаемые мамы и папы!
Просим вас принять активное участие в подготовке к групповому родительскому собранию на тему “. . . . . . .” (указать тему родительского собрания).
Предлагаем подумать над следующими вопросами:
1. . . . . . . . . . .
2. . . . . . . . . . .
3. . . . . . . . . . .
и т.д. (вопросы составляются с учетом темы мероприятия, учитывая социальные, педагогические, психологические аспекты воспитания).
Также заранее выясняется, кто может выступить на собрании.
Активное собрание родителей предусматривает собой показ занятий-бесед, затем обсуждение увиденного, раздача памяток по теме собрания.
Организуя родительские собрания по такой схеме можно за короткое время добиться результатов: родители становятся более заинтересованными в жизни детского сада, более активными в его работе. Такая форма дает возможность родителям как бы заново узнать своего ребенка, наблюдая его в условиях детского сада, когда в свободной беседе обсуждаются педагогические проблемы, способствует повышению чувства ответственности за воспитание детей, сплачивает коллектив родителей, положительно сказывается на взаимоотношениях детского сада и семьи.
в) Деловые игры.
Деловая игра - простор для творчества. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.
Нет конкретной узко направленной схемы проведения деловых игр. Все зависит от компетентности, способностей и выдумки руководителей.
Примерная структура игры такова:
1. Подготовительный этап, который включает в себя определение цели, задач игры, организационных правил, регламентирующих ход игры, выбор действующего лица (лиц) в соответствии с ролями, подготовку необходимого наглядного материала и оборудования
2. Ход игры, заключающийся в выполнении всеми участниками игры необходимых правил и действий.
3. Итог игры, выражающийся в анализе ее результатов.
Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В ней могут участвовать воспитатели, заведующие, социальные педагоги, родители, члены родительского комитета и др. В деловой игре также принимает участие референт (их может быть несколько), который ведет наблюдение за своим объектом по специальной карточке наблюдения.
Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации.
г) Вечера вопросов и ответов.
Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.
Как организовать поступление вопросов от родителей? Обычно методисты и воспитатели используют для этого родительские собрания, анкеты, всевозможные опросники. На родительских собраниях сообщают время проведения вечера вопросов и ответов, предоставляют возможность продумать вопросы и зафиксировать из на бумаге, также у родителей есть возможность продумать вопросы дома и вручить педагогу позже.
д) Встречи за “круглым столом”.
Встречи за “круглым столом” расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов.
Оформление мероприятия имеет большое значение. Актовый зал следует особо украсить, специально расставить мебель, обратить внимание на музыкальное оформление, что должно располагать к раздумьям и откровенности.
Темы встречи могут быть различными. Беседу следует начинать активистам-родителям, затем в нее должны включиться психолог, врач, дефектолог, воспитатели, социальный педагог, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или социальный педагог.
Заключение.
Педагогам, хорошо известно, что семья и детский сад на определенном этапе составляют для ребенка основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ.
o Нестабильность общества,
o социальная напряженность,
o экономическое давление
передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте.
Эту ситуацию можно изменить за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ, но для этого необходимо создать следующие условия:
1. Социально-правовые: построение всей работы должно основываться на республиканских, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, письмах, рекомендациях, а также в соответствии с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности сторон.
2. Информационно-коммуникативные: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ и т. д.
3. Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнюю перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для сотрудников и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов-планов-программ и выборе точек пересечения семьи и ДОУ в интересах развития ребенка.
4. Потребностно-стимулирующие: взаимодействие ДОУ и семьи будет более эффективным, если оно опирается на результаты изучения:
• потребностей и интересов семей;
• категорий семей;
• стилей семейного воспитания;
• ребенка во всех его сферах развития;
• рейтинга проводимых в ДОУ форм сотрудничества с семьей, позволяющего своевременно корректировать их содержание и структуру проведения.
Только в этом случае ДОУ сможет оказать своевременную социально-психолого-медико-
Работа с родителями требует от детского сада следующих приоритетных направлений:
во-первых, повышение уровня профессиональных компетенций педагогов по реализации грамотного (дифференцированного) взаимодействия с семьей;
во-вторых, программно-методическое обеспечение процессов взаимодействия с семьей;
в-третьих, обеспечение функционирования и развития детско-взрослого сообщества ДОУ в соответствии с реализуемой программой.
Введение в систему дошкольного образования ДОУ, работающих по открытой системе, только улучшит качество работы педагогов дошкольных учреждений города с родителями, укрепит связь детских садов и микрорайонов, обеспечит более оперативное и эффективное распространение передового педагогического опыта, поможет активнее проводить работу по педагогическому просвещению родителей дошкольников.
Необходимо и дальше совершенствовать формы работы с родителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, категорию семей, социальную ситуацию в обществе.
Список литературы.
1. Закон Республики Казахстан «Об образовании»( 27.07. 2007 ), "Казахстанская правда" от 15 августа 2007 года .
2. Конвенция о Правах Ребёнка. Комитет по охране прав детей МOH PK,2009.
3. Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан» (08.08.2002 ).
4. Воспитатели и родители: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1985.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
6. Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания//Педагогика. - 1992. - № 5/6. -С.45-49.
7. Любина Г. Как воспитать своего ребенка удачником // Дошкольное воспитание. 1997. № 12. с. 50-59
8. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети (воспитателю, классному руководителю о работе с родителями). - М.: ТОО “ИнтелТех”, Правление о-ва “Знание” России, 1994.
9. Методические рекомендации по организации активных форм работы с родителями в дошкольных учреждениях: Опыт работы я/с № 66 г. Тамбова. Тамбов.: 1995.
10. Семейное воспитание: Словарь / Под ред. М.И.Кондакова. М.: Педагогика, 1972.
11. Содержание, формы и методы работы с родителями: Методические рекомендации в помощь организаторам работы с родителями. Тамбов, 1993.
12. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – М.:1987.
13. Теория и методика социальной работы. Уч.пособие. М.: Изд-во “Союз”, 1994 - 199с.
Приложение А.
Социальный паспорт семьи ______________________________
(фамилия семьи)
I. Общие сведения о ребенке
1. Ф. И.О.__________________________
.2. Пол___________________________
3. Дата рождения ______________________________
4. Адрес постоянного или временного проживания (подчеркнуть):
почтовый индекс_________________, город (село) ______________--____,
улица______________, дом _________, корпус ______, квартира_________,
контактный телефон_______________.
II. Социальнобытовой статус семьи
1. Мать:
Ф. И. О. ______________________________
,возраст_____ , образование___________________
род занятий в настоящее время_________________________
2. Отец:
Ф. И. О. ______________________________
возраст_________ , образование___________________
род занятий в настоящее время_________________________
3. Социальный статус семьи (многодетная, полная, неполная, опекунская) (подчеркнуть).
4. Если родители в разводе, сколько лет было ребенку, когда родители развелись _______,
как ребенок пережил развод? ______________________________
5. С кем проживает ребенок? (состав семьи) ______________________________
6. Проживают ли совместно с семьей бабушка и дедушка? __________________________.
7. Отношения между взрослыми членами семьи (спокойные, ровные, напряженные, конфликтные) (подчеркнуть и вписать – между кем) ______________________________
8. Отношения ребенка со взрослыми членами семьи (спокойные, ровные, напряженные, конфликтные) (подчеркнуть и вписать – между кем) ______________________________
9. Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его жизни
______________________________
10. Были ли в жизни ребенка резкие перемены в обстановке (переезд, разлука с близкими, госпитализация и т. п.)? ______________________________
11. Каково материальное положение семьи, доход – ниже среднего, средний, выше среднего (подчеркнуть).
12. К кому из членов семьи ребенок больше привязан ______________________________
13. Впишите, кто из взрослых играет с ребенком, читает ____________________________,
занимается____________________
Информация о работе Взаимосотрудничество педагогов и родителей в дошкольных учреждениях